АИФ, 28.11.2014

 

Кто и как предсказывает чрезвычайные ситуации и природные катаклизмы. А главное — можно ли их избежать или минимизировать урон?

 

 

Выездное заседание комитета Совета Федерации по обороне и безопасности. 

 

 «Число катастрофических и опасных природных явлений, наносящих значительный ущерб экономике и населению России, за последние 10 лет увеличивается в среднем на 5–7 % в год. В 2013 году, например, их было 455, — говорит Юрий Варакин, начальник Ситуационного центра Росгидромета. — Тем временем предсказать стихийные бедствия с вероятностью выше 90–94 % наука может на срок от трёх до пяти суток, а с вероятностью не больше 70–80 % на предельный срок, не превышающий 7–10 дней». А вот дальше — проблема.

 

6 суток — «срок годности» прогноза погоды

Почему? «Период активного существования крупных атмосферных вихрей для районов умеренных широт не превышает 6–8 суток, после чего наступает перестройка атмосферных процессов, — объяснил Юрий Варакин. — Поэтому и долговременные прогнозы у нас делать так сложно. К тому же, начиная с середины 1970-х годов среднегодовая температура воздуха на территории России повышается со средней скоростью 0,43 ºС за десятилетие, что более чем в 2,5 раза превышает скорость повышения среднегодовой температуры по планете в целом. А соответственно, увеличивается и «амплитуда синусоиды» климатических отклонений основных метеорологических параметров (больший разброс/скачки значений max и min температуры воздуха, увеличение колебаний суммарных значений атмосферных осадков по разным сторонам "атмосферных блокирующих процессов"), что мы наблюдали на региональном уровне этим летом: сильный дождевой паводок на реках Алтайского края, Республик Алтай и Тыва с одной стороны, и с другой — сильное маловодье в бассейне Средней Волги, на территории Республики Крым и т. д.».

 

 

Ситуационный центр Росгидромета

 

Причина таких ярко выраженных аномалий, по мнению учёных, — существенное перераспределение суммарных атмосферных осадков, а также возрастание числа отмечаемых ежегодно «атмосферных блоков», когда преобладание широтного переноса в нижних слоях тропосферы сменяется длительным, от одной – двух недель и больше, меридианальным переносом воздушных масс. Что, в свою очередь, приводит в одних местах к переувлажнению почвы и катастрофическим паводковым наводнениям, а в других районах — к засухе и маловодью на реках и водоёмах.

 

Антистихийный прогноз

Как именно спрогнозировать стихийные бедствия? На этот вопрос в понедельник 24 ноября пытались дать ответ участники выездного заседания комитета Совета Федерации по обороне и безопасности во Всероссийском центре мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС России — центре «Антистихия».

 

Выездное заседание комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.

 

Этот центр, созданный в 2009 г., на сегодняшний день является единственным в России госучреждением, решающим задачи в области мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, которые вызываются опасными природными явлениями, стихийными бедствиями, техногенными авариями и катастрофами. Его специалисты анализируют информацию, поступающую из других министерств и ведомств, производят расчёты с учётом среднемноголетних наблюдений и разрабатывают прогноз рисков возникновения ЧС.

 

 

Ситуационный центр Росгидромета

 

Заседание прошло в форме видеоконференции с участием территориальных органов МЧС России. Вели дискуссию председатель Комитета СФ по обороне и безопасности Виктор Озеров и зам. главы МЧС РФ Владимир Степанов.

 

Сенаторы заслушали доклады и предложения специалистов, в том числе из Департамента гражданской защиты МЧС РФ, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, представителей научных и академических кругов.

 

«Сегодня система мониторинга и прогнозирования включает в себя 43 функциональных подсистемы в федеральных органах власти, — сообщил, в частности, Сергей Диденко, директор Департамента гражданской защиты МЧС России. — В 8 региональных центрах МЧС России сосредоточены 64 территориальных центра мониторинга и прогнозирования при Главном управлении МЧС России, при администрациях субъектов РФ функционируют 54 таких центра. По всем уровням система насчитывает более 120 таких подразделений, в которых работают более 1 тыс. чел. только из МЧС, а всего — более 10 тыс. человек».

 

«Одна из насущных проблем — быстроразвивающиеся природные явления, особенно в южных регионах РФ — паводки, наводнения и т. п., — уточнил Диденко. — Особенно это стало актуально после трагедии в Крымске в 2012 году. Один из наиболее эффективных способов предупреждения такого вида угроз — постоянный мониторинг уровня воды на опасных участках и состояния атмосферы. Росгидромет и МЧС России проводят подобную работу, например, на черноморском побережье России. Вместе с этим МЧС активно развивает и сегмент космического мониторинга, в том числе с применением данных дистанционного зондирования Земли».

 

Недавно, например, ведомство приступило к развёртыванию 10 аварийно-спасательных центров МЧС в Арктике, чтобы присматривать за северной кухней погоды и давать более точные прогнозы. В этих центрах, помимо прочего, будет размещено и оборудование Роскосмоса для ДЗЗ. В перспективе эта система сможет отслеживать ситуацию не только за Полярным кругом, но и в южных регионах страны.

 

Арктика преткновения

Тем временем особенно значительные изменения климата наблюдаются именно в Арктике и субарктической зоне многолетней мерзлоты. «Изменение температуры воздуха над огромными областями морской акватории Арктики характеризуется быстрым потеплением с конца 1990-х годов, с достижением абсолютного рекорда температуры летом 2012 г., — подчёркивает Юрий Варакин. — Исторические (с 1924 г.) и современные (с 1979 г. — космический мониторинг на основе ДЗЗ) данные о размерах площади льда свидетельствуют в последние несколько лет о её уменьшении летом в сибирских арктических морях (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское моря и часть Чукотского моря до Берингова пролива) и в Арктике в целом».

 

По данным Национального управления США по изучению океана и атмосферы, 2014 год обещает стать самым жарким на планете за всю 135-летнюю историю метеонаблюдений. Среднегодовая температура воздуха на нашей планеты в сентябре сего года составила + 15,72 ºС — т. е. выше, чем когда-либо раньше за более чем столетний период инструментальных наблюдений. Рекордные показатели температуры уже были зафиксированы в мае, июне и августе 2014 года. За первые 9 месяцев текущего года средняя температура на Земле достигла +14,78 ºС. Такая высокая в период с января по сентябрь температура воздуха была отмечена за весь XX век только в 1998 году. При таком потеплении, считают учёные, существует большая опасность значительного сокращения площади арктических льдов, повышения уровня Мирового океана, сокращения площади коралловых рифов в результате увеличения температуры морской воды, наводнений в прибрежных странах, расположенных на Тихоокеанском и Атлантическом побережьях Северного полушария.

 

«По количеству выпавших осадков 2013 год был экстремальным, — рассказывает  Варакин. — Годовая сумма осадков за год по России оказалась наибольшей за период наблюдений, начиная с 1936 года. А зимой 2012–2013 гг. максимальная высота снежного покрова в среднем по стране была на 8,9 см выше климатической нормы. А катастрофические по своим масштабам наводнения в Приамурье, Алтайском крае, Республике Алтай произошли в первую очередь под воздействием длительных блокирующих атмосферных процессов в этих регионах».

Возрастает и угроза ЧС от всё более мощных циклонов, выходящих с акватории Тихого океана на регионы Дальнего Востока (территории Приморского, Хабаровского, Камчатского краёв, Сахалина и Курильской гряды). За последние годы (2012–2014 гг.) в странах Юго-Восточной Азии (Филиппины, Вьетнам, юго-восток КНР) были отмечены рекордные скорости порывов ветра в активной зоне супертайфунов, превышающие порой отметки 280÷300 км/час, а атмосферное давление в центре таких супертайфунов достигало минимально возможных значений для поверхности Мирового океана — до 940÷950 гПа.

 

Подобные тайфуны, перемещаясь на север и северо-восток к границам Приморья, Сахалина и Курил, достигают разрушительной силы, сравнимой с энергией субтропических циклонов. Последствия — аномальные ливни, снегопады и ураганы в разное время года. И что самое опасное, такие субтропические атмосферные вихри доходят уже до Японского, Охотского, Берингова морей и начинают определять погоду на Сахалине, Камчатке, Курилах и в Магаданской области.

 

Изменение границ вечной мерзлоты, а также обнаруженные в этом году огромные воронки на Ямале, по мнению Юрия Варакина, — тоже признаки серьёзных климатических изменений, приводящих к резкому оттаиванию верхних слоёв почвы в районах вечной мерзлоты в аномально тёплые летние сезоны. Возможная причина таких феноменов — переход (высвобождение) находящегося в слоях вечной мерзлоты «в связанном со льдом состоянии» метана к другому фазовому состоянию, что приводит к его выбросам недалеко от крупных месторождений газа и объектов газодобывающей и нефтедобывающей отрасли (от нескольких десятков до сотен километров).

 

«Значительную угрозу для населения России представляет и сейсмическая опасность, поскольку более четверти территории страны с населением около 20 млн человек может подвергаться землетрясениям силой 7 баллов и выше», — напоминает Евгений Рогожин, зам. директора Института физики Земли имени О. Ю. Шмидта РАН. Контроль и прогноз сейсмической обстановки в стране сегодня осуществляется Федеральной системой сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений, в рамках которой действует функциональная подсистема Росгидромета «Предупреждения о цунами». Всё это — часть общей системы мониторинга и прогнозирования ЧС в стране, которая, по словам С. Диденко, уже «зарекомендовала себя как отлаженный механизм».

 

Но за сколько недель, дней или часов нас смогут предупредить о стихийном бедствии в каждом конкретном случае?

 

28.11.2014

Андрей Володин

Фото: АиФ/ Валерий Христофоров

Подробнее…