28 января исполняется 195 лет со дня открытия моряками Русской Южно-Полярной экспедиции шестого континента планеты — Антарктиды.

 

 

 

Пресс-центр Арктического и антарктического института Росгидромета так рассказывает о знаменитом походе к южному континенту.

 

4 (16) июля 1819 г. корабли снялись с якоря при огромном стечении зрителей, собравшихся с гавани. Экспедиция в составе двух шлюпов под командованием капитана 2-го ранга Ф. Ф. Беллинсгаузена вышла из Кронштадта в Рио-де-Жанейро. Экипажи были укомплектованы военными моряками-добровольцами. Шлюпом «Восток» командовал Беллинсгаузен, шлюпом «Мирный» — лейтенант Лазарев. Целью экспедиции были открытия «в возможной близости Антарктического полюса». Инструкция, полученная от морского министра, предлагала «употребить всевозможное старание и величайшее усилие для достижения сколько можно ближе к полюсу, отыскивая неизвестные земли, и не оставить сего предприятия иначе, как при непреодолимых препятствиях».

16 (28) января 1820 года моряки шлюпа «Мирный» под командованием М.П. Лазарева впервые увидели материковый холмистый лед, который простирался на юг до видимого горизонта. Через два дня к другой точке побережья неизвестного до той поры ледяного континента подошел экипаж другого шлюпа экспедиции — «Восток» под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена. Русским морякам не удалось высадиться на ледяной берег, однако, они были первыми людьми, которые увидели его и описали. Сквозь туман и снег они увидели ледяное поле, «усеянное буграми». Это был берег, сто лет спустя названный Землей Принцессы Марты. Рекорд продвижения к югу в атлантической зоне Южного океана составил 69о 21’ 28’’ южной широты и 2о 14’ 50’’ западной долготы.

В начале XIX века человечество еще не владело фотографией и видеосъемкой, поэтому первые свидетельства о том, что представляет из себя Terra Australis, были сделаны художником экспедиции Павлом Михайловым. Его работы хранятся в запасниках Государственного Русского музея г. Санкт-Петербурга. После открытия в конце января 1820 г. моряки Русской экспедиции еще несколько раз подходили к берегам Антарктиды (в то время континент еще не имел этого названия и получил его только в 1886 г.), обойдя неизвестный материк в восточном направлении. В конце 1820 — начале 1821 г. участники экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П.Лазарева открыли остров Петра I, Землю Александра I на западном побережье Антарктического полуострова и многочисленные острова Южно-Шетландского архипелага, дав им русские названия в честь побед отечественных воинов на полях сражений с армией Наполеона Бонапарта в 1812-1814 гг.

Экспедиция Беллинсгаузена — Лазарева справедливо считается одной из самых важных и трудных антарктических экспедиций. Ею было пройдено в общей сложности 4 тыс. 972 мили — путь, в два с четвертью раза превышающий длину экватора. Плавание продолжалось 751 сутки, из них шлюпы находились на ходу 527 дней, причем 122 дня южнее 60-й параллели и 100 дней во льдах. Помимо географических открытий (материк Антарктида и 29 островов), экспедицией была сделана масса интересных и ценных астрономических, океанографических, синоптических и этнографических наблюдений.

Факт первооткрывательства русской экспедицией Антарктиды много лет оспаривался британскими и американскими историками. Труды подобной направленности издаются до сих пор, и, конечно, они находят своих приверженцев. Однако, работы отечественных специалистов, основанные на скрупулёзном изучении маршрутных карт, судовых журналов и штурманских расчетов офицерского состава шлюпов «Восток» и «Мирный», убедительно доказывают справедливость достижений наших флотоводцев и их первенство в крупнейшем географическом открытии XIX века. Наиболее подробное и убедительное доказательство этого представлено в монографиях Михаила Белова, опубликованное в 1960-х годах и Александра Овлащенко — в 2014 г.

Широкий размах получили исследования Антарктики с середины 50-х годов XX века. 1957 год был объявлен Международным геофизическим годом, в рамках которого планировалось проведение крупномасштабных полярных исследований. Именно тогда мировое научное сообщество объединило свои усилия для того, чтобы больше не оставалось «белых пятен» на карте Антарктиды. В рамках подготовки к Международному геофизическому году была начата работа Комплексной антарктической экспедиции (КАЭ).

В январе 1955 года советский ледокол «Объ» доставил в Антарктиду участников 1-й КАЭ, которую возглавил М. М. Сомов. Через месяц была создана первая советская станция «Мирный». В 1957 году 2-й КАЭ во главе с А. Ф. Трешниковым на Южном магнитном полюсе была открыта первая в мире станция, построенная внутри материка — Восток. До сих пор она является самой легендарной и знаменитой в Антарктиде. Там самые сложные климатические условия, здесь зафиксирована самая низкая температура воздуха — минус 89,2 градусов. На станции Восток было сделано самое выдающееся географическое открытие ХХ века. В 1961 году советским ученым И. А. Зотиковым было установлено наличие под четырехкилометровым ледяным покровом незамерзающего реликтового озера, которое миллионы лет находится в полной изоляции. А 5 февраля 2012 года произошло еще одно уникальное событие — проникновение в подледниковое озеро Восток находящееся подо льдом Антарктиды на глубине 3769,3 метра.

С первых лет работы в Антарктиде СССР вышел на лидирующие позиции в полярных исследованиях. Советская сторона стала одним из двенадцати государств, подписавших в 1959 году Договор об Антарктике, установившем особый режим управления этим уникальным регионом планеты.

История российского присутствия в Антарктике наглядно демонстрирует, что политическая воля, в сочетании с профессионализмом и решимостью наших людей, способны осуществить невероятные проекты, одним из которых стало открытие и изучение этого континента.

В настоящее время в Антарктиде сотрудники Российской антарктической экспедиции работают на круглогодичных станциях Беллинсгаузен, Восток, Мирный, Новолазаревская и Прогресс, сезонных полевых базах и научно-экспедиционных и научно-исследовательском судах. Благодаря самоотверженной работе наших специалистов на антарктических станциях, расположенных в различных районах шестого континента, Россия сохраняет ведущие позиции в международном антарктическом сообществе.

Сейчас в антарктических водах работает научно-экспедиционное судно «Академик Федоров» Арктического и антарктического научно-исследовательского института Росгидромета. Его экипаж и научные специалисты выполняют работы и исследования по программе 60-й Российской антарктической экспедиции. Сегодня НЭС «Академик Федоров» завершает океанографический разрез по 70-му градусу в.д. и направится на рейд антарктической станции Прогресс. На эту станцию в конце января — начале февраля 2015 года самолетом прибудут участники сезонной экспедиции, завершившие свои исследования на внутриконтинентальной станции Восток. На борту НЭС «Академик Федоров» полярники отправятся в порт Кейптаун (ЮАР), а затем вернутся на Родину. В порту Кейптаун завершится первый этап 60-й сезонной РАЭ. 21-25 февраля, приняв на борт сотрудников станций Новолазаревская и Беллинсгаузен, а также пополнив судовые запасы топлива, пресной воды и продовольствия, НЭС «Академик Федоров» вновь отправится к берегам шестого континента и продолжит работы до начала апреля. На завершающем этапе экспедиции последователи выдающихся русских первопроходцев Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева будут работать именно в тех районах Антарктики, где впервые был открыт шестой континент и завершен первый антарктический вояж русского флота.

Сегодня, 28 января, научно-исследовательское судно «Академик Александр Карпинский» Полярной морской геологоразведочной экспедиции Роснедр заходит в порт Кейптаун, завершив переход из Санкт-Петербурга, начатый в конце декабря 2014 года. Это судно также будет работать в Антарктике по программе морских геолого-геофизических исследований 60-й РАЭ. Перед выходом в Антарктику на этом судне были завершены крупные работы по его модернизации и установки нового научного оборудования. В период перехода НИС «Александр Карпинский» из Петербурга в Кейптаун были завершены все работы по проверке и тестированию современного приборного исследовательского комплекса. После нескольких дней стоянки в Кейптауне судно направится в антарктическое море Космонавтов для проведения научных исследований.

 

 

По пути выдающихся российских флотоводцев-первооткрывателей Антарктиды