Видеосюжет 1Метео канала о метеослужбе аэропорта: какую информацию получают пилоты перед рейсом? Как составляется прогноз погоды в аэропорту?

 

 

 

 

Прежде чем взмыть в небеса командир воздушного судна должен получить последнюю сводку о погоде  и только тогда выруливать на взлетную полосу.

 

Чтобы информация была максимально точной, над ней работает специальная метеослужба, без которой ни один бы аэропорт мира не смог бы функционировать.

 

За погодой на аэродроме следит команда профессиональных метеорологов-наблюдателей. С их рабочего места летное поле видно как на ладони. Опытным взглядом они определяют форму и тип облачности и при необходимости дают предупреждения. За остальными погодными условиями следят современные приборы.

 

Ольга Преснецова, ведущий метеоролог-наблюдатель рассказывает:

«Инструментальные наблюдения производятся датчиками, которые расположены вдоль взлетно-посадочных полос. Информация поступает с датчиков каждые 15 секунд. Все данные у нас поступают на компьютер, обрабатываются специальным программным обеспечением. Сводки выдаются ежеминутно по обеим рабочим полосам».

Десятки параметров от скорости и направления ветра до влажности и давления воздуха отображаются на специальных метеодисплеях, установленных на рабочих местах всех служб, которые организуют взлет и посадку самолетов.

«Помимо местных сводок, мы выпускаем регулярные сводки, которые распространяются за пределы аэродрома. Они выпускаются в 00 и 30 минут каждого часа».

 

Эту информацию можно посмотреть не только в электронном виде, но и прослушать: «… ветер двести восемьдесят градусов - три, круг триста градус – шесть…».

 

За точностью воспроизведения такой сводки следят уже не метеорологи, а операторы на диспетчерской вышке. Приходится контролировать даже автоматику ради того, чтобы пилоты получили достоверные сведения.

 

Валерий Мосякин руководитель полетов аэропорта Домодедово объясняет:

«Дается определенная частота для погоды. На русском языке вещает одна частота – 122,95 на английском - 128,3. Настраиваются пилоты на эту частоту и прослушивают погоду. Любой экипаж может это прослушать».

Однако такая сводка служит для пилота лишь дополнительным источником информации. Снижаясь, командир самолета в обязательном порядке связывается с диспетчером, что бы узнать погоду на последнюю минуту и принять решение о посадке.

 

«Диспетчер сидит, она (компьютер, программа) выдала погоду, каждую минуту она выдает видимость. Он (самолет) идет на прямой она ему (экипажу) говорит точка приземления – (видимость) такая-то, середина такая-то, конец полосы – такая-то видимость. Экипаж получил информацию – ага подходит, я сажусь. Не подходит - он говорит: ухожу на второй круг и до свидания. Или - на запасной».

 

Ответственная задача лежит на группе инженеров-синоптиков. В своем скромном кабинете начальник смены каждые три часа составляет новый метеопрогноз. Чтобы опасные для воздушного судна погодные явления не стали неожиданностью для экипажа самолета приходится непрерывно изучать данные с радиолокаторов, грозопеленгаторов, спутниковых снимков и синоптических карт.

 

Елизавета Новиченко, ведущий инженер-синоптик, начальник смены, говорит:

«Есть очень опасная облачность для авиации конвективного характера. Кучево-дождевые облака могут нести опасность … в них развиваются грозы ливни. С ними связаны такие опасные для авиации явления как турбулентность и сдвиги ветра».

 

Следующий этап  - донести все необходимую для полета метеоинформацию до командира воздушного судна еще до его вылета с аэродрома.

 

Марина Попова, инженер-синоптик 1-ой категории, консультирует командира воздушного судна перед влетом: «…ветер по всему маршруту встречно бокового направления, более сильный по скорости в Ростовской зоне, также по морю Средиземному будет у нас усиливаться и на западный боковой он развернется уже к концу маршрута».

 

Выбор высоты полета или, выражаясь авиационным языком, эшелона, остается за командиром самолета. Однако за советом он приходит именно к инженерам-синоптикам.

 

Марина Попова, объясняет «Если сложная синоптическая ситуация, где-то туман, грозы, то они (пилоты) приходят тогда и дополнительно берут у нас информацию. Мы можем дополнительно показать им метеорологический радиолокатор, можем (спутниковые) снимки посмотреть, карты приземного анализа.

 

Попасть на работу в метеослужбу аэропорта непросто, даже получив профессиональное высшее образование, молодому специалисту приходится проходить обучение на месте в течение нескольких месяцев. Ведь правильный анализ погоды – залог безопасности полетов.