Сегодня, 12 марта, после полугодовой космической командировки экипаж МКС-41/42 в составе командира пилотируемого корабля «Союз ТМА-14М» космонавта Роскосмоса Александра Самокутяева, космонавта Елены Серовой и астронавта NASA Барри Уилмора благополучно вернулся на Землю, - сообщила пресс-служба Роскосмоса. Спускаемый аппарат транспортного пилотируемого корабля (ТПК) совершил посадку в 05:14 мск в 147 км юго-восточнее г. Жезказган (Республика Казахстан).

В подмосковном Центре управления полетами за посадкой экипажа наблюдали руководство Роскосмоса, представители НАСА, родные и близкие космонавтов, журналисты. В ЦУПе также дежурили специалисты Гидрометцентра России под руководством Александра Голубева, начальника отдела краткосрочных прогнозов погоды и опасных явлений на территории России, которые проводили метеообеспечение посадки спускаемого аппарата и поисковых работ. Фактическая погода соответствовала прогнозу.

До прибытия на борт МКС участников следующей экспедиции работу на станции продолжит экипаж в составе Антона Шкаплерова (Роскосмос), Терри Вертса (NASA) и Саманты Кристофоретти (ESA).

Космический корабль «Союз ТМА-14М» был выведен на орбиту 26 сентября 2014 года с помощью ракеты-носителя «Союз-ФГ» с космодрома Байконур. В общей сложности продолжительность космического полета экипажа МКС-41/42 составила 167 суток.

Завершившийся полет стал вторым в карьере Александра Самокутяева. Его первая работа на орбите как командира ТПК «Союз ТМА-21» и бортинженера МКС-27/28 длилась 164 суток с апреля по сентябрь 2011 года. Во время полета Александр Самокутяев осуществил свой первый выход в открытый космос длительностью 6 часов 23 минуты. После полета в 2012 году Александр Самокутяев был удостоен звания Героя России. Теперь суммарная продолжительность пребывания Александра Самокутяева на орбите составляет 331 сутки, а время работы за пределами Международной космической станции - 10 часов 4 минуты.

Для Елены Серовой полет в качестве бортинженера МКС-41/42 стал дебютным. Елена — четвертая в отечественной космонавтике женщина на орбите Земли и первая россиянка на МКС. Путь к осуществлению мечты занял у Елены около 8 лет - в декабре 2006 года она была зачислена в отряд космонавтов РКК «Энергия» на должность кандидата в космонавты-испытатели.

В ходе экспедиции МКС-41/42 Александр Самокутяев и Елена Серова вели работу над 50 научными экспериментами, а также осуществляли поддержание работоспособности станции и дооснащение МКС оборудованием, доставленным грузовыми кораблями.

Кроме того, в соответствии с программой полета Международной космической станции за время экспедиции были выполнены работы с транспортными грузовыми кораблями (ТГК) «Прогресс М-24М»,  «Прогресс М-25М», «Прогресс М-26М»,  европейским грузовым кораблём ATV-5 «Georges Lemaitre», подготовка к возвращению на Землю трёх членов экипажа экспедиции МКС-40/41 на ТПК «Союз ТМА-13М», участие в операциях  по управлению стыковкой ТПК «Союз ТМА-15М» с МКС к малому исследовательскому модулю «Рассвет» (МИМ1), а также выход в открытый космос по российской программе.

Через несколько недель, 27 марта 2015 года, на Международную космическую станцию отправится экипаж транспортного пилотируемого корабля «Союз ТМА-16М».

Фото NASA