Ежедневно создаются десятки синоптических карт – приземных, высотных – фактических и прогностических. И сейчас это один из важнейших инструментов в работе метеорологов. Первая синоптическая карта была представлена Парижской академии наук директором Парижской обсерватории Урбеном Леверье 19 февраля 1855 года.

Незадолго до этого 14 ноября 1854 года, в то время как шло одно из сражений Крымской войны - Балаклавское, у берегов полуострова флоты коалиции Британской, Французской и Османской империй из-за штормового циклона понесли потери: погибли свыше 30 судов и кораблей, более 40 получили крайне тяжёлые повреждения. «Балаклавская буря» по тяжким потерям, какие она причинила флоту союзников и транспортам с припасами, приравнивалась ими к проигранной морской битве.

В конце ноября 1854 г. Леверье попросил большое количество европейских астрономов предоставить свои метеорологические наблюдения за период с 12 по 16 ноября. Эммануэль Лиэ (сотрудник обсерватории, подчиненный Леверье) обработал данные, и 19 января 1855 г. Леверье представил предварительный анализ министру народного просвещения, где писал так: «Наши научные открытия указывают на некоторые важные приложения. Вскоре мы будем иметь удовольствие сообщить вам о первых шагах, предпринятых в организации системы штормового оповещения». Выводы Лиэ показали, что шторм, разразившийся в Черном море, был вызван сильным атмосферным возмущением, которое пересекло Францию за несколько дней до 14 ноября. Леверье считал, что телеграфные технологии можно было использовать, чтобы предупредить французский флот о надвигающейся опасности.


Карта черноморской бури и распространения атмосферных волн по территории Европы, декабрь 1855

Это был важный этап в истории метеорологии. Синоптические карты стали основой анализа погоды. Во многих странах только что возникшие службы погоды, используя возможности телеграфа быстро передавать информацию о погоде и новых методов картографирования, а также новых знаниях об атмосферных условиях, начинают выпускать оперативные ежедневные обзоры погоды и штормовые предупреждения - возникает оперативная метеорологическая система, развивается методология прогноза погода. Ситуация оставалась неизменной на протяжении всего следующего столетия, пока не появилось цифровое моделирование, которое коренным образом изменило способы «практики науки» об атмосфере и погоде.

 
Пример карты 7 сентября 1863 года

Начиная с 16 сентября 1863 года Бюллетень обсерватории начал включать утренние карты изобар и ветров. «Бюллетень» послужил чудесным демонстрационным инструментом - не только каждая отдельная карта прослеживала контуры впадин, но и серии карт, разосланных корреспондентам, образовывали «псевдоанимационные» серии, изображающие впадины как связные, отдельные сущности, путешествующие по Европе.
----------------------------------------------------------------------------------

С 1857 года Россия и Франция начали обмениваться метеорологическими данными. Академик А.Я.Купфер, основатель Главной геофизической обсерватории (ГФО, Санкт-Петербург, апрель 1834 г.), отправился на переговоры за границу и зимой 1865 года договорился о телеграфном обмене данными между всеми европейскими странами, фактически объединив службы погоды.
В России в 1872 году (13 января) ГФО приступила к изданию метеорологического бюллетеня и составлению ежедневной синоптической карты Европы и Сибири, получая первоначально телеграфные метеорологические сводки с 26 российских и 2 зарубежных станций. С течением времени эта сеть быстро росла. В 1888 году в ежедневном бюллетене уже использовались 108 российских и 62 зарубежные станции. В том же году в обсерваторию также поступали данные наблюдений с 386 метеорологических и 602 дождемерных станций.
---------------------------------------------------------------------------------