В ближайшее время российские ученые начнут изучать пробы воды, взятой из подледной линзы в районе антарктического озера Восток. Для этого пришлось пробурить почти четырехкилометровую скважину. Подробнее об этом в интервью каналу "Россия 24" рассказал руководитель российской антарктической экспедиции Валерий Лукин.

Он разъяснил, какую ценность может представлять проба воды. По словам эксперта, озеро было изолировано от атмосферы миллионы лет. И там могут оказаться уникальные микроорганизмы, которых больше нигде нет. Также результаты исследований помогут понять, какой была Антарктида, еще не покрытая ледовой мантией, добавил Лукин.

"Даже если мы не найдем никаких живых существ в поверхностных водах озера Восток, это все равно будет выдающееся открытие. Впервые на нашей планете будут открыты такие условия природных сред, при которых жизнь невозможна", - подчеркнул эксперт.

8 февраля российские ученые достигли реликтовых вод подледного озера Восток, изолированных в Антарктиде от земной экосистемы на протяжении сотен тысяч лет. Это официально подтвердили в Российской Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Главное, что интересует ученых – это есть ли жизнь в изолированном озере Восток, и действуют ли там привычные законы эволюции. До сих пор открытым остается вопрос о возрасте озера: минимум четыреста тысяч, а может, и миллион лет. Оно могло появиться вследствие трения многокилометрового ледника о поверхность Земли. Ледник начал таять, к тому же от высокого давления лед превращается в воду при более низкой температуре: те, кто помнит из школьной программы законы термодинамики, поймут.

Другая гипотеза предполагает, что озеро было всегда, а когда похолодало, материк сместился к полюсу, стало покрываться коркой льда. За сотни тысяч лет ледяной покров достиг почти четырёх километров и изолировал воду от холодного воздуха.