Совсем недавно, в конце прошлой недели, отмечалось 100-летие гибели «Титаника». Пожалуй, это самая известная катастрофа-кораблекрушение в нашей современной истории и культуре. О трагической гибели и человеческой драме рассказано в многочисленных повествованиях – фильмах, книгах, статьях, которые до сих пор не перестают появляться. «Титаник» стал культурной иконой. Существуют многочисленные мемориалы, посвященные катастрофе – в Вашингтоне, Нью-Йорке, в библиотеке Гарвардского университета.

 

Британский пароход «Титаник» был зарегистрирован в компании «Уайт Стар Лайн». Лайнер был построен в Белфасте (Ирландия) компанией Harland & Wolff для трансатлантических переходов между Саутгемптоном (Англия) и Нью-Йорком. На момент постройки это был крупнейший и роскошнейший пассажирский лайнер, и, как утверждали кораблестроители, непотопляемый.

«Титаник» был спущен на воду 31 мая 1911 года и отправился в свой первый рейс из Саутгемптона 10 апреля, 1912. На его борту находились 1316 пассажира и 908 членов экипажа, всего 2240 человек. В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года лайнер столкнулся с айсбергом, и через 2 часа 40 минут, «Титаник» распался и опустился на дно океана, унося с собой жизни 1513 пассажиров и членов экипажа. 711 человек смогли спастись. Хотя за пределами местами катастрофы находили части корабля, все же большая часть «Титаника» покоится в месте первоначального столкновения, на глубине 12000 футов (около 3660 м) ниже уровня моря и более чем в 350 морских милях (чуть более 560 км) от побережья Ньюфаундленда, Канада.

Среди катастроф, произошедших вне военных действий, по числу жертв «Титаник» занимает третье место. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Титаник» выходит в свой первый и последний рейс


 

«Титаник» –– крупнейший пассажирский корабль того времени. Его длина составляла 268,98 м, ширина –– 28,2 м, расстояние от ватерлинии до шлюпочной палубы –– 18,4 м. Непотопляемость обеспечивали 15 водонепроницаемых переборок в трюме, создающих 16 условно водонепроницаемых отсеков.

 

 

 

Сравнение размеров «Титаника» с современным круизным лайнером «Queen Mary 2», самолетом Airbus A-380, автобусом, автомобилем и человеком.


 

Причиной кораблекрушения явилось столкновение с крупным айсбергом в водах Северной Атлантики. Радист судна «Калифорниен» пытался предупредить экипаж о наличии льдов, но радист «Титаника» оборвал радиообмен раньше, чем услышал координаты опасного района. Незадолго до полуночи прямо по курсу корабля в 450 м впередсмотрящий заметил айсберг. «Титаник» не успел выполнить маневр и врезался в подводную часть айсберга. На глубине 1–6 м ниже ватерлинии корпус корабля был разрезан льдом почти на 100 м.


Основными источниками айсбергов в регионе являются фьордовые ледники Гренландии. По оценкам канадских ученых, до 10–15 тысяч айсбергов ежегодно, откалываются от западно–гренландских ледников. Они дрейфуют в водах холодного Лабрадорского течения, и представляют большую угрозу судоходству в этой части океана. Кроме того, «Титаник» шел по кратчайшему маршруту из Северной Европы в США рядом с побережьем  Ньюфаунленда, непосредственно через ареал распространения айсбергов.

 

 

 

 

 

На схеме красной линией со стрелками показан дрейф айсберга-убийцы, отколовшегося от ледника Якобсхавн, впадающего в Залив Диско. Желтой линией со стрелками показан маршрут «Титаника». Голубая пунктирная линия –– ареал распространения айсбергов. На карте-схеме также обозначены места и годы, где они были замечены за пределами этой области. 



Как стало известно позже, «Титаник» столкнулся с «черным» айсбергом, который недавно перевернулся. (Много лет назад моряки считали, что встреча с черным айсбергом предвещает беду. Обычно айсберги бывают белыми, этот цвет обеспечивают пузырьки воздуха, возникающие в процессе уплотнения снега и превращения в ледяные частицы. Воздушные пузырьки могут занимать до 15% объема айсберга. При движении ледника в нем образуются трещины, и их заполняет вода, которая потом замерзает. В результате айсберги могут иметь голубые прожилки льда, свободного от воздуха. Черные айсберги образуются точно так же, как и другие. Слои коричневого или черного цвета могут быть включениями горных пород, которые переносит ледник при движении. Поскольку горные породы имеют большую плотность, то айсберг располагается так, что их фрагменты находятся под водой. При таянии айсберг может перевернуться, и тогда над поверхностью становятся видны темные участки. При опрокидывании айсберги больших размеров могут захватывать и со дна океана песок или камни, которые тоже изменяют внешний вид айсберга, на нем возникают пятна и вкрапления темного цвета). Сторона, обращенная к лайнеру, имела темный цвет, из-за чего не имела характерного отблеска (обычный белый айсберг при подобных обстоятельствах мог быть замечен за милю). Кроме того, погода была тихой, а ночь –– безлунной. Если бы в океане было хоть небольшое волнение или зыбь, экипаж увидел бы белые барашки у «ватерлинии» айсберга.

 

 

 

Данная фотография сделана управляющим лайнера «Prinze Adelbert» утром 15 апреля 1912 года в нескольких милях южнее места, где затонул «Титаник». Предполагается, что лайнер столкнулся именно с этим айсбергом, поскольку на нем был длинный след красной краски вдоль основания, означающий отпечаток от ватерлинии корабля. 


 

 

 

 

 

 

 

Еще одно фото возможного убийцы «Титаника» было сделано с борта кабелепрокладчика «Мина», который одним из первых обнаружил труппы пассажиров и обломки судна. Команда предположила, что это тот самый айсберг, так как других вблизи места катастрофы попросту не было.

 

 

 

После гибели «Титаника» был организован Международный ледовый патруль, суда которого ведут непрерывные наблюдения за движением айсбергов в северной части Атлантического океана, где широко развит рыбный промысел и проходят пути пассажирских лайнеров, курсирующих между Европой и Америкой. Ледовый патруль оповещает суда морского транспорта о местонахождении айсбергов.

В 1999 году была создана Международная рабочая группа по мониторингу льда (IICWG) для обеспечения взаимодействия между Международной ледовой службой, которая занимается всеми вопросами, касающимися морского льда, и национальными службами Канады, Дании (Гренландии), Финляндии, Исландии, Германии, Норвегии, России, Швеции, США и Международным ледовым патрулем. Все эти организации контролируют состояние морского льда и айсбергов в целях обеспечения безопасности на морях.

Подробную информацию о дрейфе айсбергов передают спутники, ведущие мониторинг земной поверхности и атмосферы. Современные системы наблюдений из космоса позволяют получить качественные изображения айсбергов и ледяного покрова, распознавать различные виды льда, и потому что способны «видеть» сквозь облака и под покровом полярной ночи.

 

 

Теперь «Титаник» стал подводным культурным наследием. По состоянию на 15 апреля 2012 года он подпадает под действие Конвенции ЮНЕСКО 2001 г. о защите подводного культурного наследия, которая относится только к останкам, погруженным под воду, по крайней мере, 100 лет назад. 41 государство-участники Конвенции имеют право наложить арест на любые незаконно восстановленные артефакты, закрыть свои порты для всех судов, проводящих исследования, которые противоречат принципам Конвенции, а также запретить уничтожение, грабеж, продажу и уничтожение предметов, найденных на месте крушения. Конвенция была принята в 2001 году Генеральной конференцией по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в целях обеспечения лучшей охраны подводного культурного наследия и вступила в силу 2 января 2009 года.