Мороз и солнце
Основная неприятность, которая поджидает водителей с наступлением весны, – оттепели, перемежающиеся с заморозками. Утром и днём, особенно с выглянувшим солнышком, снег и лёд, обосновавшиеся на дороге и обочинах, тают. Где-то вода испаряется вовсе. Так и подмывает притопить! Но сейчас не время спешить. С заходом солнца и ночью потёкшие по асфальту «реки», ручейки и растасканный по полотну колёсами тонкий слой влаги с понижением температуры вновь превращают дорогу в каток. Поскользнуться и «улететь» на нём проще простого.
Тонкий слой воды, растасканной по асфальту шинами, при вечернем и ночном снижении температуры замерзает быстрее всего
Ночь-день. Свет-тень. В тенях, отбрасываемых деревьями или другими объектами, лёд даже при плюсовой температуре может оставаться длительное время. Кстати, в тени и в тёмное время суток водителю часто непросто визуально идентифицировать обледеневшее покрытие – то ли вода, то ли лёд, то ли всё вперемешку... В подобных условиях рекомендуем быть готовым к скользким «сюрпризам» и выстраивать тактику поведения соответствующим образом. Лучше, как говорится, перестраховаться.
Равномерный незаметный глазу тонкий слой льда, как на этой дороге (фото выше), намерзает при конденсировании атмосферной влаги чаще всего ночью или к утру. Появление «чёрного льда» на асфальте наиболее вероятно в местах, где туманы являются обычным делом, – близ озёр и рек с проталинами, у плотин, шлюзов и гидроэлектростанций, во время весеннего ледохода. Но атмосферная влага может быть и невидимой, косвенный признак обледенения дорожного полотна, по которому вам придётся ехать, – иней на окружающих объектах. Увидели свой же автомобиль в инее – считайте увиденное
Отполированный, тающий на солнце лёд – одно из самых неблагонадёжных покрытий. Вода на льду выполняет роль дополнительной смазки, ламели (мелкая нарезка на зимней резине) и грунтозацепы на такой поверхности не могут цепляться за микронеровности, оттого полностью бесполезны, но шипы, вгрызающиеся в покрытие под массой автомобиля, остаются эффективными
Что делать?
Увеличение скоростей
Резкое увеличение скоростей на высохших дорогах в оттепель опасно тем, что ни водители, ни пешеходы одинаково не готовы к адекватному восприятию скоротечно развивающихся ситуаций. Вдобавок, реакции автомобиля и его поведение на сухом покрытии на высоких скоростях и в предельных режимах водителями подзабыты. Да и мягкая зимняя резина безопасному драйвингу в этом случае не сильно способствует. Так что, вместо того, чтобы бездумно давить на газ, сбавьте обороты, оставайтесь с холодной головой, постарайтесь включить внимание на максимум и следить за другими участниками движения. Ведь они не читали эту статью!
Отлавливая и компенсируя их ошибки, вы своё же пребывание на дороге делаете безопаснее. Кстати, скоро с таянием льда и снега наши дороги превратятся в «лохмотья». Это ещё один повод держать скорость ниже. Опасные рытвины, которых «неделей ранее не было вовсе», могут появиться в самых неожиданных местах, например, они могут быть скрыты в лужах под талой водой. Перерубить ободом диска боковину шины о край колдобины и остаться без управления – малорадостная перспектива!