Дрейфующая ледовая база «Барнео» стала площадкой для международных переговоров. Там состоялось заседание Совета Арктических стран. Главная тема - безопасность в высоких широтах и сотрудничество.


 

 

 

Дрейфующая база «Барнео» ежегодно организуется на 89 градусе северной широты, примерно в 110 километрах от Северного полюса. В конце марта самолет Ил-76 224-го лётного отряда военно-транспортной авиации Министерства обороны доставил на выбранную для ледовой базы льдину оборудование, продовольствие и другие грузы для обеспечения полярников, - сообщило РИА Новости.

На льдине работали 56 человек, которые к 4 апреля завершили подготовку к приезду ученых из Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ), Государственного океанографического института имени Зубова (ГОИН), Института океанологии РАН (ИОРАН), а также специалистов из Франции и США.

Помимо исследовательских задач, «Барнео» выполняет роль пересадочного пункта для снабжения российской дрейфующей полярной станции «Северный полюс-40». Ожидается, что базу посетят более 200 туристов.

 

Сезонная высокоширотная экспедиция традиционно проходит весной, в начале полярного дня, пока не стали интенсивно таять льды, рассказал корреспонденту «МК» начальник Высокоширотной арктической экспедиции Арктического и антарктического НИИ Росгидромета Владимир Соколов. Организацией ледового лагеря «Барнео — 2013» занимается ассоциация полярников России и Русское географическое общество. Дрейфующая научная станция одновременно является и перевалочной базой для туристов, идущих к Северному полюсу.

Своему названию полярная база обязана позывному одной из первых высокоширотных экспедиций: в слове «Барнео» сочетание звуков лучше других прослушивалось в помехах радиоэфира. Не обошлось здесь, по всей видимости, и без своеобразного полярного юмора.

Лагерь «Барнео» функционирует лишь в апреле. Каждый год для него выбирают новую надежную дрейфующую льдину, на которую с самолета на специальных платформах с парашютом сбрасывают два трактора и топливо для дизель-генераторов. Следом за «железными конями» спускаются под куполом специалисты, которые строят аэродром. Те ледовые наросты, что не взяли насадки трактора, срезают бензопилами, оставшиеся неровности сбивают вручную кайлом.

И только после установки специальных модулей на «Барнео» прилетают ученые. К их услугам - модули КАПШ — комбинированные арктические палатки Шапошникова, куда тепловые пушки непрерывно нагнетают горячий воздух.

Ежегодно на «Барнео» прилетают ученые из разных стран.

- У каждой группы специалистов - свои задачи и программы. Российские ученые будут заниматься океанографией, гидробиологией, - говорит Владимир Соколов. - С помощью подводного аппарата наши специалисты будут исследовать нижнюю границу льда и структуру газа, который скапливается подо льдом. Также мы будем заниматься исследованием волновых процессов в ледяном покрове, изучать торосистые образования. Американцы в этом году в приполюсном районе планируют осуществить крупномасштабную океанографическую съемку. Ученые из Штатов также будут выставлять дрейфующие автономные системы на лед и под лед. Норвежцы, в первую очередь, будут испытывать свою технику и ставить автономные дрейфующие системы. В последствии они уйдут в дрейф вместе с льдиной, которую покинет лагерь.

 

По информации пресс-центра ААНИИ об экспедиции на ледовой базе «Барнео-2013», участники экспедиции продолжают проводить работы согласно программе по исследованию ледяного покрова, приледного слоя атмосферы, океанографии.