Указом Президента установлен День полярника, - сообщается на сайте Президента.

 

Владимир Путин подписал Указ «О Дне полярника».

Полный текст Указа:

 

1. Установить День полярника и отмечать его 21 мая, в день начала работы в 1937 году научно-исследовательской экспедиции полярной дрейфующей станции «Северный полюс – 1».

2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

 

 

Руководитель Росгидромета А.В.Фролова поздравил полярников с новым праздником - Днем полярника

 

МОСКВА 21/5 1043=

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ

02 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ААНИИ ФРОЛОВУ И.Е.=

03 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ААНИИ СОКОЛОВУ В.Т.=

04 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ААНИИ НАЧАЛЬНИКУ ДРЕЙФУЮЩЕЙ НАУЧНО-

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ СТАНЦИИ ,,СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС-40,, ФОМИЧЕВУ Н.И.=

УВАЖАЕМЫЕ УЧАСТНИКИ ДРЕЙФУЮЩЕЙ СТАНЦИИ ,,СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС-40,,

ВСКЛ

ОТ ИМЕНИ КОЛЛЕГИИ, СОТРУДНИКОВ РОСГИДРОМЕТА И СЕБЯ ЛИЧНО С

ОГРОМНЫМ УДОВОЛЬСТВИЕМ ПОЗДРАВЛЯЮ ВАС С НОВЫМ УТВЕРЖДЕННЫМ

УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫМ

ПРАЗДНИКОМ - ДНЕМ ПОЛЯРНИКА, ОТНЫНЕ ОТМЕЧАЕМЫМ В СТРАНЕ 21 МАЯ

ВСКЛ

В ЭТОТ ДЕНЬ 76 ЛЕТ НАЗАД НАЧАЛСЯ ЛЕДОВЫЙ ДРЕЙФ В АРКТИКЕ

ЛЕГЕНДАРНОЙ ПАПАНИНСКОЙ ,,ЧЕТВЕРКИ,, И ЗАТЕМ НЕПРЕРЫВНАЯ РАБОТА

В ТЕЧЕНИЕ 9-ТИ МЕСЯЦЕВ ПЕРВОЙ СОВЕТСКОЙ АРКТИЧЕСКОЙ НАУЧНОЙ

СТАНЦИИ, НАЗВАННОЙ ,,СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС,,.

С ТОГО ВРЕМЕНИ СУЩЕСТВЕННЫМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ ДЛЯ ПРИЧИСЛЕНИЯ

ЛЮДЕЙ РАЗНЫХ ПРОФЕССИЙ К СООБЩЕСТВУ ПОЛЯРНИКОВ ЯВЛЯЛОСЬ

МЕСТО ИХ РАБОТЫ - АРКТИКА, А НАЧИНАЯ С 1956 ГОДА - АНТАРКТИКА, КОГДА

БЫЛА ОТКРЫТА ПЕРВАЯ СОВЕТСКАЯ ПОЛЯРНАЯ СТАНЦИЯ В АНТАРКТИДЕ.

РОССИЯ - ПРИЗНАННЫЙ ЛИДЕР СРЕДИ ПОЛЯРНЫХ ДЕРЖАВ МИРОВОГО

СООБЩЕСТВА. ПЕРВЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ НА СЕВЕР И ДАЛЬНИЙ ВОСТОК И

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОМОРОВ И КАЗАКОВ В XVI-XVII ВЕКАХ

ОБОГАТИЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ О СЕВЕРНЫХ РУБЕЖАХ РОССИЙСКОГО

ГОСУДАРСТВА И ПОЗВОЛИЛИ ЗАМЕТНО РАСШИРИТЬ ЕГО ТЕРРИТОРИИ.

СОВРЕМЕННЫЕ УСПЕХИ ОСВОЕНИЯ ПОЛЯРНЫХ РЕГИОНОВ ОТМЕЧЕНЫ

ЛЕГЕНДАРНЫМИ ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ РАБОТАМИ В ВЫСОКОШИРОТНЫХ

ЭКСПЕДИЦИЯХ ,,СЕВЕР,,, НА ДРЕЙФУЮЩИХ СТАНЦИЯХ ,,СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС,,,

КОГДА БЫЛИ ОТКРЫТЫ ПОДВОДНЫЕ ХРЕБТЫ СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО

ОКЕАНА, ПЛАВАНИЯМИ ПО ТРАССЕ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ,

ОТКРЫТИЕМ БОГАТЕЙШИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ НА ШЕЛЬФЕ АРКТИКИ И В

СИБИРИ, БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫМИ РАБОТАМИ ПО УСПЕШНОЙ БУРОВОЙ

ПРОХОДКЕ ВЕКОВЫХ ЛЬДОВ АНТАРКТИДЫ И ДОСТИЖЕНИЕ РЕЛИКТОВОГО

ОЗЕРА ,,ВОСТОК,,, ЧТО УЖЕ СЕЙЧАС ПРИНЕСЛО РОССИИ ВАЖНЫЕ ОТКРЫТИЯ В

ОБЛАСТИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И УНИКАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ

РЕШЕНИЙ.

ЖЕЛАЮ ВАМ, ДОРОГИЕ ПОЛЯРНИКИ, УСПЕШНОГО ЗАВЕРШЕНИЯ СВОЕЙ

ВАХТЫ В АРКТИКЕ, КРЕПКОГО ЗДОРОВЬЯ, ХОРОШИХ ВЕСТЕЙ ИЗ ДОМА И

БЛАГОПОЛУЧНОГО ВОЗВРАЩЕНИЯ ДОМОЙ ВСКЛ

С УВАЖЕНИЕМ,

РУКОВОДИТЕЛЬ РОСГИДРОМЕТА А.В. ФРОЛОВ=

140-333/Т РОСГИМЕТ ФРОЛОВ-

 

 

 

 

 

День полярника в России//РИА Новости

 

День полярника в 2013 году впервые отмечается в России. Праздник установлен в честь открытия 21 мая 1931 года первой дрейфующей полярной станции "Северный полюс-1".

 

С инициативой учреждения Дня полярника в декабре 2012 года выступили члены Совета Федерации, в частности, сенатор, спецпредставитель президента по международному сотрудничеству в Арктике Артур Чилингаров. 25 апреля 2013 года в ходе "прямой линии" президент РФ Владимир Путин поддержал идею учреждения этого профессионального праздника и предложил отмечать его уже в этом году 21 мая.

В Минприроды полагают, что к полярникам можно отнести специалистов, которые провели в Арктике и Антарктике многие годы, а также жителей районов Крайнего Севера, геологов и океанологов, военнослужащих и газо- и нефтедобытчиков. Общее число граждан России, которые могут быть отнесены к полярникам, насчитывает до двух миллионов человек. Эксперты полагают, что введение нового профессионального праздника позволит повысить престижность работы в Арктике и Антарктике, а также привлечет к работе в полярных районах высококвалифицированные кадры. 

 

По словам члена комитета СФ по местному самоуправлению и делам Севера Юрия Неелова, День полярника уже много лет стихийно отмечается на Севере и в Арктике.

Причем в одних местностях его празднуют в июне, в других — в сентябре, когда наступает конец экспедиционного сезона.

Дата праздника, 21 мая, выбрана не случайно: в этот день в 1937 году начала работу первая научно‑исследовательская экспедиция полярной дрейфующей станции "Северный полюс", которая позднее была названа "Северный полюс-1" ("СП-1").

Решение об организации в Арктике дрейфующей научной станции Политбюро ЦК ВКП(б) приняло в феврале 1936 года. Станция предназначалась для проведения океанографических, метеорологических и геофизических исследований в интересах народно‑хозяйственного освоения Крайнего Севера (в том числе судоходства по Северному морскому пути), обеспечения планировавшихся трансарктических перелётов советских самолётов и т. п. После рассмотрения различных способов доставки на Северный полюс полярников и грузов был принят вариант транспортировки их самолётами с посадкой на лёд. Начальником первой советской высокоширотной экспедиции "Север‑1" был назначен академик Отто Шмидт.

Начальником полярной станции "Северный полюс‑1" был утверждён Иван Папанин; в персонал станции были включены океанолог Петр Ширшов, геофизик‑метеоролог Евгений Фёдоров, радист Эрнст Кренкель.

 

В качестве транспортных самолётов выбрали АНТ‑6 (ТБ‑3) Андрея Туполева, отвечавшие необходимым требованиям по грузоподъёмности и дальности полёта. Четыре таких самолёта, названных "Авиаарктика", были доработаны применительно к арктическим условиям (кабины экипажа сделали закрытыми, улучшили герметизацию самолёта и т. д.).

Командиром лётного отряда и флагманского АНТ‑6 был назначен Михаил Водопьянов. Для разведки погоды и ледовой обстановки в отряд включили также двухдвигательный самолёт АНТ‑7 (Р‑6). Исходная база для броска на полюс была организована на острове Рудольфа, самом северном из островов архипелага Земля Франца‑Иосифа, являющемся ближайшей к Северному полюсу сушей (расстояние — около 900 километров). Туда заблаговременно по морю доставили запасы горючего и продовольствия, был установлен радиомаяк и подготовлен аэродром. Перебазирование отряда самолётов из Москвы на остров Рудольфа ввиду неблагоприятных погодных условий и весенней распутицы на промежуточных аэродромах заняло около месяца (с 22 марта по 19 апреля 1937 года). Летели с посадками в Холмогорах (здесь на самолетах колёсное шасси заменили лыжами), Нарьян‑Маре и на полярной станции Маточкин Шар. Старт на полюс предполагался при установлении благоприятной погоды. В начале мая 1937 года вылетевшие с острова Рудольфа летчики присмотрели ближайшую к Северному полюсу ледяную площадку, годную для посадки.

 

П. Ширшов, Э. Кренкель, И. Папанин, Е. Федоров на открытии станции "Северный полюс"//ФОТО РИА Новости

 

21 мая 1937 года флагманский самолёт экспедиции поднялся с острова Рудольфа и, перелетев 20 километров за Северный полюс, приземлился на льдину трехметровой толщины, которая имела длину 3,2 километра и ширину 1,6 километр.
На самолете прилетели 13 человек, в том числе четверо полярников. Следующие самолеты задержались, и вся экспедиция выгрузилась на лёд только 5 июня. 

 

6 июня 1937 года состоялось торжественное открытие станции "Северный полюс‑1", в тот же день самолёты, доставившие на полюс зимовщиков и 10 тонн грузов, отправились в обратный путь.
На льдине осталась четверка исследователей, которых впоследствии стали называть папанинцами, и пес по кличке Веселый. В распоряжении полярников была палатка для жизни и работы, две мачты радиостанций, соединенных антенной, ледяные склады, мастерская, метеорологическая будка, теодолит для измерения высоты солнца, необходимого при определении местонахождения лагеря и скорости дрейфа льда. Предполагалось, что экспедиция будет работать в районе Северного полюса год, в течение которого будут проведены многочисленные эксперименты и исследования.
Каждый день пребывания на Северном полюсе приносил исследователям открытия, и первым из них была глубина воды подо льдом в 4290 метров. Ежедневно в стандартные сроки наблюдений полярники отбирали пробы грунта, измеряли глубины и скорость дрейфа, определяли координаты, вели магнитные измерения, гидрологические и метеорологические наблюдения. 

 

Станция "СП‑1" пробыла на льдине 274 дня. За это время она была вынесена дрейфом льдов через пролив между Гренландией и Шпицбергеном в Гренландское море, проделав путь в 2050 километров. Под влиянием сильных сжатий льдина, на которой находилась станция, неоднократно разламывалась. Ввиду возникшей угрозы для жизни полярных исследователей было решено прекратить работу станции и эвакуировать людей.

19 февраля 1938 года полярников сняли с льдины ледоколы "Таймыр" и "Мурман". На ледоколе "Ермак" 15 марта их доставили в Ленинград (с 1991 года — Санкт-Петербург).

 

Прибытие папанинцев в Москву//ФОТО РИА Новости

 

На станции "Северный полюс-1" был собран уникальный для того времени научный материал, который впервые в истории дал возможность получить достоверные данные о природе Северного полюса и процессах, происходящих на этой территории. Метеосводки со станции "СП‑1" не только давали краткосрочные прогнозы, но и позволяли сделать важные выводы о характере атмосферных процессов в центре Арктики. Впервые были получены надёжные экспериментальные данные о параметрах атмосферы и океана в центральных районах Арктики.

Члены полярной станции "Северный полюс-1" участвовали в метеорологическом обеспечении перелётов экипажей Валерия Чкалова и Михаила Громова через Северный полюс в Америку, а также последнего полёта экипажа Сигизмунда Леваневского и экипажей, участвовавших в поисках его самолёта.

6 марта 1938 года результаты экспедиции были представлены общему собранию Академии наук СССР и получили высокую оценку от руководства. Всем четверым членам экспедиции присвоили звание Героя Советского Союза.
Станция "Северный полюс‑1" открыла новую эпоху в исследовании Арктики, а данные её наблюдений вошли в золотой фонд науки.