По информации пресс-центра Института Арктики и Антарктики, атомный ледокол «Ямал» с участниками Высокоширотной морской экспедиции «Арктика-2013» и полярниками эвакуированной дрейфующей научно-исследовательской станции «Северный полюс-40» (СП-40) на борту прибывает в Мурманск. После выполнения портовых формальностей 2 июля состоится торжественная встреча полярников.

 

Станция СП—40 была организована 1 октября 2012 года в ходе Высокоширотной морской экспедиции «Арктика—2012» с борта атомного ледокола «Россия» в Северном Ледовитом океане в точке с координатами 85,2º с.ш. 142,8º з.д. На дрейфующую льдину порядка трёх километров в поперечнике и толщиной более двух метров высадились 16 полярников во главе с начальником станции Н.И. Фомичевым, имеющим большой опыт экспедиционных работ в Арктике и Антарктике. Развёртыванию станции предшествовали продолжительные поиски приемлемой по своим характеристикам льдины. Поиски были затруднены рекордно малым количеством дрейфующего льда в Арктике — площадь ледяного покрова Северного Ледовитого океана в сентябре 2012 года была минимальной за весь период регулярных спутниковых наблюдений (с 1979 года).

 

 

Основной задачей организованной станции являлось продолжение мониторинга состояния природной среды в высоких широтах Арктического бассейна. Программа научных наблюдений носила комплексный характер и включала океанографические, метеорологические, аэрологические, ледовые наблюдения, исследования в области энергомассообмена в системе атмосфера — лед — океан, а также большой комплекс специальных наблюдений. На станции применялись самые современные измерительные приборы и технологии.

 

Уже в ноябре 2012 года через льдину станции прошло несколько трещин, приведших к необходимости перемещения по льдине объектов станции. В условиях полярной ночи, постоянных подвижек ледяных полей, а часто и торошения в районе станции, при низких температурах и сильных ветрах коллектив полярников благодаря опыту и высокому профессионализму продолжал выполнять программы всех намеченных научных наблюдений и исследований.

 

В апреле 2013 года в ходе экспедиции ААНИИ «Север—2013» с помощью вертолетов было успешно осуществлено весеннее снабжение и частичная ротация персонала станции. Это стало возможным благодаря созданию Экспедиционным центром Русского географического общества в районе географического Северного полюса ледовой базы «Барнео», которая была использована в качестве аэродрома базирования и заправки вертолетов. Расстояние от базы «Барнео» до СП—40 составило более 800 км, что было на пределе досягаемости станции с помощью вертолетов.

 

В середине мая, из-за продолжающихся аномальных ледовых процессов в Северном Ледовитом океане, базовая льдина была расколота на несколько фрагментов; на отдельных участках началось торошение. Лагерь оказался разделенным на несколько частей с открытыми разводьями между ними. Возникла реальная угроза возникновения чрезвычайной ситуации, которая могла привести к утрате оборудования и имущества станции, загрязнению вод и льда нефтепродуктами. Выполнение отдельных программ наблюдений стало невозможным. В этих условиях было принято решение о срочной эвакуации станции в ходе морской операции с привлечением атомного ледокола «Ямал».

 

С этой целью была организована морская экспедиция «Арктика—2013», в состав которой входили специалисты ААНИИ и курсанты Университета морского и водного транспорта им. С.О. Макарова. Возглавил экспедицию начальник Высокоширотной арктической экспедиции В.Т. Соколов. В высокоширотный рейс атомный ледокол «Ямал» повел многоопытный полярный капитан С.В. Румянцев, неоднократно участвовавший в операциях с дрейфующими станциями «Северный полюс». На борту ледокола находилась авиагруппа ЗАО «Авиалифт Владивосток» численностью в шесть человек с вертолетом Ка-32С, в задачи которой входили оперативное авиационное обеспечение высокоширотного рейса, выполнение ледовой разведки и транспортировка грузов.

 

 

Атомный ледокол, выйдя из Мурманска 1 июня, благодаря опыту экипажа судна и экспедиционного состава, а также рекомендациям по оптимальному маршруту плавания специалистов Ледового центра ААНИИ, в сложных ледовых и метеорологических условиях в кратчайший срок, уже 8 июня, достиг дрейфующей станции. 12 июня работы по погрузке имущества и экологической зачистке льдины были закончены.

 

За период работы СП—40 общий дрейф станции составил 1673 км, генеральный дрейф — 375 км в направлении 147 градусов. На станции произведено 1976 стандартных сроков метеорологических наблюдений, передано 988 синоптических телеграмм, выполнено 335 температурно-ветровых зондирований атмосферы и 8 зондирований атмосферы озоновыми зондами, 229 океанологических станций, 1423 км маршрутного промера глубин, осуществлены наблюдения за содержанием в прилёдном слое углекислого газа и метана, выполнен большой ряд других специальных наблюдений, а также произведена оценка качества приема спутниковых навигационных систем Navstar/ГЛОНАСС и их точностных характеристик.

 

На обратном пути, в соответствии с заданием, экспедиция «Арктика—2013» произвела расконсервацию экспедиционной базы ААНИИ «Мыс Баранова». База расположена вблизи мыса Баранова на острове Большевик архипелага Северная Земля. На станцию высадилось 7 человек, в том числе три полярника с СП—40, а также выгружены ГСМ, продукты питания и другие материалы, снятые с дрейфующей станции.

 

Станция «Мыс Баранова» была основана в 1986 году как научно-исследовательская полевая стационарная база для выполнения долговременных многоцелевых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в высокоширотной Арктике, но была закрыта более 20 лет назад из-за отсутствия финансирования. Высадившимся на базе полярникам предстоит в течение летних месяцев подготовить инфраструктуру базы к последующему использованию по прямому назначению в этом малоизученном районе Арктики.