Июнь не принес экстремальной жары. Но уже заканчивается вторая неделя июля. Пожалуй, лето в Центре Европейской России только радует. Температура, лишь немного превышая норму, сохранится и в предстоящие выходные. Локальные грозы и ливни – тоже непременный атрибут этих дней календаря.

Наблюдения климатологов только напоминают, что июль в центре Европейской России – традиционно самый жаркий месяц года. Кроме того, он и самый влажный на большей части ЦФО, за исключением юго-востока (где дождей выпадает немного меньше, чем в июне).

Значения абсолютных рекордов максимальной температуры текущей недели составляют от 29…33° на западе до 33…37 на юго-востоке. Норма количества осадков меняется от 84-98 мм на северо-западе до 55-70 мм на юго-востоке.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня праздник веселых - ведь говорят, что Петр и Павел имели веселый нрав. И те, кто сегодня, встав пораньше (теплая и душная ночь могла многим и не дать хорошенько отдохнуть), увидели красочный рассвет и восход солнца. Наградой им будет особая сила – красный цвет дал им здоровье и красоту, оранжевый – оптимизм и беззаботность, желтый – огонь и тепло, белый – чистоту и свежесть, зеленый – молодость и энергию.

 

Считается, что Петр и Павел в эту июльскую пору защитят от всего, где полагается – наведут порядок, что не надо – уберут, а что требуется – подадут.

 

 

И только оптимисты спокойно воспримут весть о том, что Петр и Павел час убавил (день стал короче), а жару добавил. Да, летний зной продолжается – ведь макушка лета (вторая половина июля-начало августа) только-только начинается. В этот день замолкают птицы.

 

На Руси лето всегда было и напряженной, и веселой порой. Хоть день и короче стал, но все равно еще длинный, дел и забот много – все надо переделать. В суды успеть – Петров день был сроком внесения пошлин и налогов. Ярмарки развернуть – издавна известны Петровские торги - и работа, и праздник. Работы всегда много и на всех хватит. «Всяк, кто дорос, спеши на сенокос». Травы-то в самом соку, только успевай косить, сушить да в стога метать: «Не то сено, что на лугу, а то, что в стогу». 

 

Да вот незадача – небо-то облаками затягивает, не испортил бы дождь праздника. Хотя Петровский дождь «хмельную голову мочит, а крестьянское сердце радует». Землепашцы-то давно заметили: «Если на Петра и Павла дождь, жито уродится». Правда, для полного спокойствия одного дождичка маловато было: «Коли на Петров день дождь — урожай не плохой, два дождя — хороший, а три — богатый».

 

А сколько радостных чувств вызывает рыбалка! Сейчас самое время для нее. Не зря Петр - покровитель рыбаков. И дождь им совсем не помеха! 

 

«Где убавил Пётр и Павел и сколько уволок Илья-пророк?», - рассказал Олег Иванов в журнале «Наука и жизнь», в № 9 за 2010 год.

 

«Пётр и Павел час убавил». «Илья-пророк два уволок». Смысл пословиц прост: 12 июля, когда на Руси отмечается праздник апостолов Петра и Павла, Солнце должно проходить свой путь по небосклону от горизонта до горизонта на час быстрее, чем в самые долгие световые дни 21—24 июня. А 2 августа, в день святого Илии, срок пребывания светила на небосклоне обязан сократиться на 2 часа.

 

На самом деле это не так. Точнее — не совсем так.

 

На широте Москвы Пётр и Павел убавляют всего 26 минут. Илья-пророк отнимает у нас не 2 часа светлого времени, а только 1 час 34 минуты. В действительности световой день в столице сокращается на час лишь 24 июля, а на два — 8—9 августа. Двигаясь к югу, мы обнаружим, что чем ближе к экватору, тем разница между реальным сокращением светового дня и указанным в пословице, становится ещё значительней.

 

На широте Киева, столицы Древней Руси, где и рождалась история государства вместе с былинами, сказками, поговорками и пословицами, длительность светового дня 22 июня всего на 20 минут больше, чем 12 июля. А достигнув экватора, мы увидим, что русские пословицы там вообще неприменимы. Июнь или декабрь на календаре, а день от рассвета до заката на экваторе всё равно длится 12 часов. Ну и ночь, естественно, столько же, поскольку на неё остаётся ровно половина из 24 часов, составляющих земные сутки.

 

Но если отправиться в обратном направлении — к северу, мы увидим, что примерно на широте Архангельска (64—65° северной широты), совсем недалеко от Северного полярного круга, наши пословицы становятся справедливыми. Там действительно сокращение дня на час и на два совпадает с упомянутыми церковными праздниками. И это вызывает естественный вопрос: не здесь ли пословицы появились? Не поморам ли — потомкам древних русских, селившихся на берегах Белого моря с XII столетия, — принадлежит их авторство? Вряд ли когда-нибудь удастся установить это достоверно, но такое вполне возможно.

 

 

Приметы на Петров и Ильин день

 

На Петров день солнышко играет.

Как придёт Петро, так будет и тепло.

Пётр с колоском, Илья с колобком (круглым хлебцем из новой ржи).

На Илью лето до обеда, осень после обеда.

В Петровки сухо и день велик.

Илья-пророк — косьбе срок.

Придёт Илья, принесёт гнилья (дождей).

До Ильи и под кустом сушит, а после Ильи и на кусту не сохнет.

Илья зажинает (жнёт), лето кончает; первый сноп, первый осенний праздник.

С Ильина дня ночь длинна, а вода холодна.

До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается.