«Здесь и сейчас», ТВ «Дождь», 11 сентября

 

Начальник Ситуационного центра Росгидромета Юрий Варакин: Пик паводка будет в середине сентября, но наводнение продлится до заморозков

Видео передачи «Здесь и сейчас»  на сайте ТВ "Дождь"

 

 

 

 

Уровень Амура в Комсомольске сегодня превысил 9 метров, число подтопленных домов составляет 800 – не самая простая ситуация для начала работы на новой должности министра Александра Галушки. А ведь пик паводка в городе лишь только впереди.

 

Что придется пережить жителям Комсомольска в ближайшие дни – обсудим с гостем в студии – начальником ситуационного центра Росгидромета Юрием Варакиным и нашим штатным метеорологом Машей Киреевой.

 

Казнин: Давайте сразу начнем с того, что в ближайшее время ожидает жителей этих пострадавших районов?


Варакин: Здесь порадовать пока нечем, и прогнозы Росгидромета и нашего департамента по гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды Дальневосточного федерального округа, который в Хабаровске находится, что пик, как заранее мы говорили, паводка должен пройти в Комсомольск-на-Амуре с 13-15 сентября, то есть осталось буквально 2-4 дня. А с учетом последних свежих данных, каждые три часа идет обновлённая информация (замеры уровня воды в районе Комсомольска). И вот на 19 часов московского времени, то есть на два часа ночи уже 12-го, на Дальнем Востоке уже следующие сутки наступили, он уже составил 909. Мы видим, что за прошедшие сутки с 10-го на 11-ое уровень поднялся на 7 см, то сейчас уже не за полные сутки (еще до 8 утра по Хабаровску у нас еще 6 часов), уровень поднялся на 7 см. Получается, что пока нет такой тенденции, чтобы мы могли сказать, что пошло какое-то снижение в тенденции прироста. Поэтому вот тот уровень, который был оговорен всеми службами (и муниципальной службой, и МЧС, и органами исполнительной власти), что 920-940 см – это тот уровень, который мы ожидаем, он вполне ожидаем и он, кстати, может быть. И плюс нужно учитывать, что у нас будут определенные осадки.


Таратута: Осадки сейчас каким-то образом могут повлиять?


Варакин: Да, за прошедшие сутки выпало пускай не так много, это не сильные осадки, но они как раз выпали и в районе Еврейской автономной области, в Благовещенске, Ленинское. Также этот атмосферный фронт смещается в сторону от Хабаровска в низовья Амура.


Киреева: Юрий, а вот эти осадки, которые сейчас выпадают, на какое количество, условно говоря, процентов, они могут увеличить тот прогноз, который есть сейчас? Могут они кардинальным образом сейчас увеличить уже то, что прогнозируется?


Варакин: Конечно, здесь все относительно, и сейчас такой линейной зависимости нет. Почему? Потому что изменились все предикторы расчетные для модели. Сейчас уже не тот Амур, это уже практически Амурское море шириной от 20 до 30 км и протяженностью более тысячи километров. Конечно, вот на этом зеркале водном прирост, даже когда выпадает 15-20 мл осадков, может дать два – четыре сантиметра прироста с учетом, что сейчас превышение на Комсомольск-на-Амуре, если мы берем последние на 19 часов, уже 2 м 60см, выше опасной отметки. Это что значит? Это значит, что для того жителя или там дома, который уже на 2,60 в воде, там, по-моему, лишние 3-4 см, конечно, тоже существенны, но это не те показатели, которые могут влиять в худшую сторону.


Таратута:
А можно я сейчас сделаю лирическое отступление, свяжу все, что мы сегодня обсуждали целый день. У нас тут, знаете, выборы в Москве показали, что социологи не очень справились с прогнозами. И вот когда их спрашиваешь, почему они не справились с прогнозами, не учли вот этого или вот того, они говорят: «А метеорологи точно все предсказывают?» И как замечательно, что вы сегодня к нам пришли, спрошу у вас, можно ли верить метеорологам, поскольку у нас сплошные какие-то несчастья происходят в этом спектре.


Варакин:
Я уже метеоролог с определенным стажем, нескромно так. Уже 40 лет у меня в этом году, как я в этой области прогнозирую. Пять лет учился и 35 лет трудовой деятельности. Конечно, сейчас уровень прогнозирования и заблаговременность существенно выросли. Если даже десять лет назад мы были довольны метеослужбой национальной, что оправдывалась высокая (90-91% на трое суток), то сейчас у нас эти показатели на 5 суток и до 7 суток. Но все вы должны понимать, и тут не надо кривить душой, что если кто-то говорит, что он может дать прогноз на две недели вперед или на месяц вперед, особенно по осадкам, да еще и по территории, конечно, он лукавит. Не один суперкомпьютер, который у нас есть в Гидрометцентре и в других национальных службах в США, в Англии, в Китае, они максимум, что могут просчитать с высокой долей вероятности – это 5-7 суток.


Таратута: Я просто спрашивала к тому, что просто нам обывателям кажется, что от ваших прогнозов зависит, условно, готовность или не готовность власти к принятию тех или иных мер. Или они тоже на вас ответственность перекладывают?


Варакин: Здесь, если перейти насколько метеопрогнозист или метеослужба в целом справилась с этой задачей в данной ситуации ,то, конечно, заблаговременность была в этой ситуации и за 5, и за 7 суток. И динамика развития этой ситуации в худшую сторону давалась и на более длительный срок. Потому что уже в гидрологии, если уже сформировалась паводковая волна, уже есть определенные модели, и расчеты набегания волны, то есть, зная расстояние, зная скорость перемещения, мы можем сказать, что, допустим, от Благовещенска до Хабаровска волна дойдёт за неделю.

 

Киреева: Юрий, а вот вопрос: достаточно ли сети, которая у нас есть, сети метеостанций наблюдательных и гидрологических постов, для того чтобы… Допустим, ситуация все-таки может повториться, вероятности этого исключить нельзя. Надо ли развивать сеть станций постов метеорологических, гидрологических, чтобы вот эту заблаговременность, то есть тот период, который, условно говоря, между тем, как затопило, и между тем, как предупредили, увеличить? Надо ли развивать или этой сети достаточно сейчас?


Варакин: Здесь я бы так разделил эту задачу. Во-первых, ответил бы положительно – конечно, надо. Потому, что Амур входит в десятку крупнейших мировых рек мира, так же как Амазонка, как Нил, как Дунай, Волга. И одна из крупнейших рек наравне с Хуанхэ, с Гангой в Азии. На Дальнем Востоке вообще крупнейшая. Протяженность Амура с притоками, если брать от Шилки, от Забайкалья – это 3-3,5 км. Вы понимаете, это практически с севера на юг вся территория РФ, если брать с северо-западного округа до Черного моря. И, конечно, той сети, которая есть…Желательно бы ее увеличить. И как гидропостов это касается, и метеосети. Тут надо смотреть цена – качество. Может быть, эта сеть не только должна быть наземная, но и должны быть системы космического мониторинга. Потому что при таких масштабах, при такой территории и незаселённости все-таки надо понимать, что если со стороны Китая там десятки миллионов, и идет тенденция к освоению и развитию гидросооружений, у нас всего только два гидросооружения там находится. И если сейчас примут на уровне правительства программу долгосрочного развития дополнительно гидросооружения, укрепления селективной территории, территории, подверженной дождевым паводкам, то, конечно, нужно в первую очередь укреплять, развивать сеть верховья в среднем течении на границе с Амуром. Потому что есть обмен, есть соглашения с национальной службой Китая об обмене данными, но каждый хозяин, даже если на бытовом уровне. Своя рубашка ближе к телу. И этому нужно отдавать тоже должное, что когда 20 миллионов населения в Китае может остаться без риса, без урожая, они, естественно, в первую очередь, подумают о своих национальных интересах, а не о том…


Киреева: Что бы нам дать данные….


Варакин
: Они могут просто при зарегулированности сети, то, что не было сто лет назад... Сейчас многие специалисты-гидрологи говорят: «Вот это было и раньше, и в 19 веке отмечали случаи»…

 

Киреева: Все-таки, это самое сильное наводнение.

 

Варакин: Но я хочу сказать, что не было такого, несмотря на то, что отмечалось. Потому что у нас за период более 115 лет наблюдений в бассейне Амура, для разных участков Амура (если так разбить: Средний Амур, Верхний, Нижний), в разные года были исторически…Это 1928 год, 1957-й, 1981-й, 1984 год. Кстати, в 1981-84 года очень сильный был паводок, и снимали это, есть документальные кадры, но они не шли тогда в эфир по определенным идеологическим соображениям.
Киреева: Было, но об этом не говорили так, как сейчас.


Варакин: И был паводок в районе Хабаровска с историческим максимумом в 1897 году – 642см. Сейчас у нас пик прошел, который состоялся вот как раз 3-4 сентября, - 808. Он превысил тот исторический максимум конца 19 века практически на два метра… Не на два, на 1.60 м.

 

Киреева: А когда конец всей этой ситуации? Как будет это развиваться дальше, когда можно будет сказать с уверенностью, что наводнение закончилось? Мы космические снимки посмотрим – все территории практически затоплены. Когда они освободятся?


Варакин:
Ежедневно доводится эта информация, что есть определенный прогноз прохождения пика паводка, и уже низовья Амура, если мы сказали про Комсомольск-на-Амуре – это 13-15-е, то в Нижнетамбовском, Циммермановке – это уже, соответственно, 14-17-е и до 17-20 сентября. Но с учетом, что пик пройдет, но все равно будет превышены все критические отметки. И сейчас больше надо задумываться не столько, именно в какой день пик наступит, а когда вода войдет в нормальное русло, чтобы можно было осушить и подготовить, что можно, успеть к зиме. И вот здесь как раз эта самая проблема, и здесь нужны достаточно точные прогнозы, что у нас уже месяц-полтора максимум – это теплой еще погоды, а потом даже не ноль, а там уже будет и лед замерзать, и -5, и -7. Если вы понимаете, что у нас течение нижнее с юга на север, и в низовьях Амура, в районе Комсомольска-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре, в первую очередь, наступит холодная погода и заморозки. Также, как в верховьях Амурской области.