6 декабря на аэродроме «Раменское» (г. Жуковский) состоялась презентация самолета-лаборатории Як-42Д «Росгидромет», оснащенного оборудованием и приборами геофизического мониторинга атмосферы, - сообщил пресс-центр Росгидромета. Cамолет-лаборатория создана в России впервые за четверть века. В презентации приняли участие представители Правительства Российской Федерации, руководители министерств и ведомств, многочисленные СМИ.

 

 

 

«Без качественного мониторинга невозможно решить ни одной экологической проблемы, об этом много говорилось на Съезде по охране окружающей среды, который два дня назад завершил свою работу. И вот уже на этой неделе мы получили очень качественную летающую лабораторию, позволяющую измерить столько параметров, сколько не может получать ни один космический аппарат», — пояснил значение технической новинки Министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской.

«Создание такого уникального многоцелевого самолетного комплекса не прихоть Росгидромета, а требования, выдвигаемые самой природой нашей страны, ее огромными размерами, существованием на ее территории обширных труднодоступных районов, где также необходимо осуществлять контроль геофизической обстановки. Актуальность создания самолета-лаборатории ЯК-42Д определяется хотя бы тем обстоятельством, что только в период его постройки с 2010 по 2013 гг. в непосредственной близости от границ Российской Федерации произошли две катастрофы, природная — извержение вулкана Эйяфлайокудль в Исландии и техногенная — авария на атомной станции Фукусима в Японии, которые выявили острую необходимость выполнения оперативного контроля состояния атмосферы и поверхности.» — отметил в приветственном обращении к собравшимся Руководитель Росгидромета А.В.Фролов.

Як-42Д «Росгидромет» изготовлен ОАО «Экспериментальный машиностроительный завод им. В.М.Мясищева», входящим в ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация». Заказчик — Государственное учреждение «Центральная аэрологическая обсерватория», входящее в состав Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет).

Летающая лаборатория построена на базе пассажирского самолета Як-42Д, доработанного для размещения оборудования геофизического мониторинга атмосферы Земли. Самолет оборудован более чем 100 приборами и датчиками, позволяющими измерять десятки различных параметров атмосферы, в том числе, выполнять контроль газового и аэрозольного состава воздуха, измерений радиоактивных загрязнений, проводить радиолокационные исследования, измерять электрические характеристики атмосферы.

Работу над оснащением самолета вели десятки отечественных организаций, ряд институтов Российской академии наук, а также иностранные поставщики оборудования.

«Благодаря построенному ОАК и заводом им. Мясищева новому самолету-лаборатории российские ученые получат новые возможности в изучении таких глобальных вопросов, как изменение климата, техногенного воздействия человека на атмосферу. Возможностей для новых открытий в изучении атмосферы земли у отечественных ученых стало больше», — отметил исполнительный вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации Александр Туляков.

Для справки:

Самолет-лаборатория Як-42Д «Росгидромет» создан на базе самолета Як-42Д (борт № 42440), изготовленным в 2002 году на Саратовском авиационном заводе. В 2011 году приобретен ОАО «ЭМЗ им. В.М.Мясищева» для изготовления самолета-лаборатории. Налет самолета — менее 1500 часов при назначенном ресурсе 20 тыс. часов с возможностью продления до 40 тыс. часов. На ОАО «ЭМЗ им. В.М.Мясищева» были проведены работы по продлению ресурсаЯк-42Д, работы по монтажу рабочих мест операторов и установке на крыле пилонов для размещения обтекателей с оборудованием, стеклоблоков оптических окон на фюзеляже и воздухозаборных устройств.

Самолет-лаборатория Як-42Д «Росгидромет» предназначен для решения следующих задач: 

• геофизический мониторинг атмосферы; 
• проведение научных и прикладных исследований в области физики и динамики облаков, активных воздействий на облака и туманы; 
• исследования и мониторинг загрязнений атмосферы; 
• исследования процессов в пограничном (на высотах до 300 метров) слое атмосферы; 
• контроль климатообразующих факторов в свободной атмосфере; 
• дистанционное зондирование подстилающей поверхности земли и океана; 
• валидация данных спутниковых измерений параметров атмосферы и подстилающей поверхности.

 
 

Росгидромет получил уникальный самолет-лабораторию, - рассказывают РИА Новости

 

Росгидромет впервые с 1980-х годов получил новый самолет-лабораторию — единственный в мире исследовательский комплекс на базе лайнера Як-42Д несет на борту более 70 приборов и датчиков и будет собирать данные о радиации, космических частицах, загрязнениях земли и атмосферы.

"Без качественного мониторинга невозможно решить ни одной экологической проблемы, об этом говорилось на недавнем съезде экологов. И вот мы на этой неделе получили очень качественную летающую лабораторию <…> Мы можем измерять столько параметров, сколько не может получать ни один космический аппарат", — сказал глава Минприроды РФ Сергей Донской на презентации самолета.

Глава Росгидромета Александр Фролов в беседе с журналистами подчеркнул, что метеорологическая служба России получила действительно уникальный инструмент. "Это единственный в стране самолет-лаборатория, по составу оборудования он уникальный в мире, аналогов ему нет. В мире самолетов такого класса можно насчитать десяток, но по составу оборудования он превосходит все аналоги", — сказал Фролов.

По его словам, на борту самолета, который ранее принадлежал авиакомпании "Тулпар", стоит 7,5 тонны специального оборудования, причем его можно снимать, демонтировать, ставить новое. "Он (самолет) измеряет радиационные все характеристики, микрофизику облаков, аэрозоли, химический состав атмосферы, оборудован радарами — как активными, так и пассивными", — сказал глава Росгидромета.

Кроме того, самолет может и сам воздействовать на погоду. "Здесь в хвосте уникальное оборудование — здесь 1024 пиропатрона, которые снаряжаются йодистым серебром, здесь же находится оборудование для распыления жидкого азота — для воздействия на облака, для вызывания осадков в засушливых регионах", — сказал Фролов, добавив, что это в пять раз эффективнее, чем существующие комплексы на других самолетах.

"Если есть влага в атмосфере, уже такие эксперименты проводили, есть данные, что можно увеличить осадки в этих районах на 20-30%", — добавил глава Росгидромета.

Самолет-лаборатория Як-42Д "Росгидромет" создан в рамках ФЦП "Создание и развитие системы геофизического мониторинга над территорией Российской Федерации на 2008-2015 годы" Росгидрометом совместно с заводом имени Мясищева в кооперации с рядом институтов Росгидромета.

 
 
 

Самолет Росгидромета станет полигоном для обкатки спутниковых приборов

 

Росгидромет будет испытывать приборы для космических аппаратов на своем новом самолете-лаборатории Як-42Д, сказал замглавы Роскосмоса Анатолий Шилов.

"Они смогут обкатать целевые приборы для метеорологических спутников на этом самолете. Я думаю, что это совершенно новая технология, которая позволит сэкономить много денег на создании этих спутников", — сказал Шилов.

 


Самолет-лаборатория в первую экспедицию отправится в марте в Арктику

 

Первая экспедиция новой летающей лаборатории Росгидромета планируется на март 2014 года, самолет отправится в Арктику исследовать воздействие аэрозольных частиц на климат и погоду, сообщил журналистам глава Росгидромета Александр Фролов.

"Скорее всего, первая большая программа будет в Арктике по изучению влияния аэрозольных частиц на погоду и климат. Я думаю, что это будет в марте", — сказал Фролов после презентации уникального самолета-лаборатории, который предназначен для измерения параметров атмосферы, наблюдения за Землей, мониторинга загрязнения, геофизических исследований и многих других целей.

"Это экспериментальный самолет, для него нужны летчики высокого класса", — добавил глава Росгидромета.

На борту самолета есть рабочие места для 14 операторов, которые будут работать с более чем с 70 приборами-датчиками. Эти операторы будут сотрудниками центральной аэрологической обсерватории Росгидромета. По словам Фролова, сейчас на базе ЦАО создается специальный летный центр.

 

Донской: Росгидромету нужен самолет для изучения стратосферы

 

Росгидромет может получить еще один самолет-лабораторию для изучения стратосферы, считает глава Минприроды РФ Сергей Донской.

В пятницу в Жуковском состоялась презентация многоцелевого самолета-лаборатории Як-42Д, предназначенного для мониторинга состояния атмосферы, геофизических исследований космических лучей. Однако лаборатория нацелена на исследования средних слоев атмосферы, и для получения полного объема данных необходим еще стратосферный самолет.

"На самом деле интересная задача: построить всю цепочку от космических аппаратов до наземного мониторинга, тем самым выстроить очень плотный оперативный контроль за атмосферой по всей территории страны. Чего сейчас и добиваются экологи", — сказал Донской.

"Для того чтобы иметь оперативную и качественную информацию по геофизической обстановке на территории страны, строительство такого аппарата было бы полезно", — добавил министр. Глава Минприроды отметил, что для того, чтобы начать работу по созданию такого самолета, необходимо сначала подготовить задание и добиться одобрения от органов власти. По его мнению, успешная работа нового самолета-лаборатории поможет в этом.

В свою очередь, Александр Горбунов, директор Экспериментального машиностроительного завода имени Мясищева, отметил, что у России уже есть уникальный стратосферный самолет — это М-55 "Геофизика", созданный в 1980-х годах.

"Существуют четыре таких самолета, один из них работает по европейским исследовательским программам уже 20 лет, все эти задачи решает, но в интересах Евросоюза. Он исследовал стратосферу над южным полюсом, над Австралией, над Европой. Получена масса научных данных, но получено европейскими учеными", — сказал Горбунов.

По его мнению, нужно из существующих четырех самолетов М-55 (один действующий и три недостроенных) хотя бы еще один достроить, сделать его более современным — поставить новый пилотажный комплекс. "Самое интересное, что самолет изготавливается в России, все его агрегаты — российские. Это наши неиспользованные возможности", — сказал он.

Горбунов отметил, что самолет М-55 может подниматься на высоту до 22 километров, подобный самолет есть только у США — это разведчик У-2.


 

По материалам РИА Новостей

 

 

 

 

 

 


В Жуковском представили летающую метеолабораторию