Интервью газете "Вечерняя Москва" в день рождения синоптической карты.

 

19 февраля день рождения первой в мире синоптической карты, без которой ученые теперь даже не представляют предсказания погоды. Она была составлена в 1855 году директором Парижской обсерватории Урбеном Леверье.

Чтобы узнать, как изменились карты синоптиков за 150 с лишним лет, корреспондент газеты "Вечерняя Москва" отправился в Гидрометцентр России и взял интервью у заведующего лабораторией Бориса Бирмана (19 февраля 2013 года).

— Синоптическая карта — это географическая карта, на которую цифрами и определенными символами нанесены данные одновременных наблюдений за погодой у поверхности Земли и на определенных уровнях атмосферы.

Они могут охватывать и огромные участки земной поверхности, и конкретные районы. Данные со счетных машин, которые вы видели, мы получаем каждые три часа, а потом уже передаем их синоптикам в различные подразделения. В том числе в метеослужбу Москвы (она, кстати, находится в этом же здании).

Затем синоптик берет точнейшую на момент выхода данных карту и вносит корректировку, которую считает необходимой. А уже после этого мы узнаем прогноз погоды.

По словам собеседника «ВМ», относительно точный прогноз возможен не более чем на три дня. А долгосрочные прогнозы — это не фактическая погода, а аномалии от некоторых норм. Разница в прогнозах зависит от математической модели, которую используют синоптики при анализе. Но точность при использовании машин выросла в прогнозе на сутки до 96 процентов.

А почему же часто прогноз не оправдывается? Если говорить о Москве, то надо понимать, что все зависит от количества метеостанций и конкретного места. Город же большой. А вероятность прогноза никто не отменял. И если в одном районе дождь не прошел, это не значит, что его не было в другом.

Чтобы ошибок не было, надо, чтобы станции равномерно располагались по сетке точек на всей территории планеты, включая океаны. А это просто невозможно. Неравномерные начальные данные и дают ошибки.