Человека всегда манил Космос. Его непостижимая бесконечность остается главной загадкой, разгадать которую пытались и пытаются исследователи всех поколений. Звездное небо — тот магнит, который притягивает своей неземной красотой, поэтому неудивительно, что День космонавтики — один из самых любимых в народе праздников. Самые яркие и завораживающие снимки космоса — в фотоленте Ria.ru.

Звездное скопление M15 в созвездии Пегаса. Было открыто французским астрономом Жаном Домиником Маральди в 1746 году. M15 находится на расстоянии около 33 600 световых лет от Земли. Характеристики скопления соответствуют суммарной светимости, в 360 000 раз превышающей светимость Солнца. М15 - одно из самых плотных шаровых скоплений в нашей Галактике. Оно состоит из более чем 100 000 звезд. Ядро этого скопления подверглось сжатию и имеет центральный пик плотности, возможно, содержащий черную дыру.

Галстук-бабочка - планетарная туманность NGC 40 в созвездии Цефей. Была открыта английским астрономом Уильямом Гершелем 25 ноября 1788 года. По оценкам исследователей, температура поверхности центральной звезды этой планетарной туманности - около 250 000 градусов по Цельсию.

Ультрафиолетовое изображение солнечных пятен. Даже в спокойном состоянии поверхность Солнца остается активной. Температура относительно холодных темных областей несколько тысяч градусов по Цельсию, ярко светящегося газа вокруг солнечных пятен - более миллиона градусов. Причина такой высокой температуры пока ученым не известна, предполагается, что она связана с быстро изменяющимися петлями магнитного поля, вдоль которых движется солнечная плазма.

Обычно пугающие формы и страшные лица являются знаком того, что начался Хеллоуин. Однако такие же пугающие формы и лица можно разглядеть и при ближайшем рассмотрении диффузной туманности в восточной части созвездия Лебедь под названием Петля или Вуаль. Звезда взорвалась примерно 5000-8000 лет назад, и за это время туманность покрыла на небе область в 3 градуса. Расстояние до неё оценивается в 1400 световых лет. Эта туманность была открыта 5 сентября 1784 года Уильямом Гершелем. На данном снимке, записанном с помощью узкополосных фильтров, излучение атомов водорода в остатке отображается красным цветом с сильным излучением атомов кислорода в сине-зеленых оттенках. С западной стороны туманности Вуаль находится другая туманность под названием Ведьмина Метла.

Туманность в форме бабочки под названием IRAS 20324+4057 сейчас постепенно сокращается, чтобы сформировать новую звезду. Однако до сих пор никто не может быть уверен, какую массу в результате будет иметь звезда, и, следовательно, никто не знает судьбу этой звезды. Туманность IRAS 20324 +4057 охватывает область размером около одного светового года и находится на расстоянии около 4500 световых лет от Земли в созвездии Лебедя. Данный снимок был сделан телескопом Хаббл еще в 2006 году, однако показан миру только на прошлой неделе.

Планетарная туманность M 57, также известная как Туманность Кольцо находится в созвездии Лиры и является одним из наиболее известных и распознаваемых примеров планетарных туманностей. Туманность Кольцо имеет вид слегка вытянутого кольца, лежащего вокруг центральной звезды. Туманность находится на расстоянии 0,61 килопарсека (2000 световых лет) от Земли. M 57 подсвечивается белым карликом с видимой звёздной величиной 15,8. Планетарная туманность была открыта в 1800 году Фридериком фон Ханом.

Темная туманность в созвездии Ориона называется Конская Голова или М42. Туманность видна как темное пятно на фоне красного свечения. Конская голова приблизительно 3,5 световых года в диаметре и является частью Облака Ориона — огромного газо-пылевого комплекса звёздообразования, которое окружает расположенную на расстоянии около 1500 световых лет туманность Ориона. Данное изображение было сделано на орбите космического телескопа Хаббл в честь 23-й годовщины его запуска.

Большая галактика с хорошо развитой спиральной структурой, которая известна также как NGC 5194, возможно, была первой обнаруженной спиральной туманностью. Ее спиральные рукава и полосы пыли явно проходят перед галактикой-спутником (слева) - NGC 5195. Эта пара находится на расстоянии около 37 миллионов световых лет и официально принадлежит маленькому созвездию Гончих Псов. M51 можно увидеть в бинокль как слабое размытое пятнышко.

Молодое рассеянное звёздное скопление в созвездии Змеи под названием туманность Орел или М16 находится в той части созвездия, которая ассоциируется с хвостом Змеи (Змея единственное двусоставное созвездие, оно разделено Змееносцем на две части — Голову и Хвост). В телескоп хорошо видно, что звёзды скопления погружены в дымку туманности, которая формирует как бы расправленные крылья Орла. Эта область, где в настоящее время (относительно Земли) формируются звёзды, находится на расстоянии около 7000 световых лет. Этот снимок сочетает в себе три цвета, он был сделан 0,9-метровом телескопом Китт Пик в Аризоне, США.