Директор Гидрометеорологического научно-исследовательского центра России Роман Менделевич Вильфанд в интервью телеканалу «МИР 24» рассказал, каких капризов природы стоит ждать дальше. 

TВ «МИР 24», 15 мая 2014 г.

То снег, то жара. Майские температуры не перестают удивлять. В эти выходные в Москве ожидается аномальное тепло. По прогнозам синоптиков, столбики термометров поднимутся до 30 градусов. А уже в понедельник может быть побит очередной температурный рекорд. Чего ждать дальше и каким будет лето, в интервью телеканалу «МИР 24» рассказал директор Гидрометеорологического научно-исследовательского центра России Роман Вильфанд.

Видео интервью

 

- Правда ли, что эти выходные в Москве будут аномально жаркими? С чем связан такой скачок температуры?

Из оперной арии «Сердце красавицы» нам известно, что погода в мае переменчива. Нынешний температурный режим обусловлен следующим: сейчас в центр европейской территории России перемещается область высокого давления. Сегодня температура вполне высокая, около 23 градусов в послеполуденные часы, затем небольшое понижение в пятницу и субботу до 20-21 градуса. В воскресенье установится область высокого давления. Это значит, что небо будет безоблачным, поскольку в антициклоне нисходящее движение воздуха, препятствующее облакообразованию. А солнечные лучи очень насыщенные, энергетичные - такие же, как в конце июля. Вместе с тем по южной периферии этого антициклона будет поступать адвекция очень теплого, даже жаркого воздуха из Казахстана. Поэтому с воскресенья температура подпрыгнет до 25-27 градусов, а в понедельник - до 30-градусной отметки.

 

- Как это скажется на здоровье людей?

Раннее тепло в мае обычно все воспринимают с большим удовольствием. Это не та ситуация, которая наблюдалась в 2010 году, когда после длительного периода теплой погоды наступила 38-40 градусная жара. Для большинства жителей Подмосковья и окрестных областей это будет вполне комфортная погода.

 

- Надолго ли задержится тепло?

До середины следующей недели. Затем циркуляция будет меняться и начнется постепенное понижение температуры. Но ведь это еще весна.

 

- Не будет ли каких-то аномальных процессов?

Я могу на ближайшие 5-6 дней достаточно детально описывать погоду. Это связано с тем, что наши знания в области физики, трансформации воздушных масс находятся на достаточно высоком уровне. Но прогнозов на долгий срок не существует. Атмосфера хаотичная, целый ряд факторов обуславливают изменения температурного режима и режима увлажнения, поэтому прогнозы мы выпускаем в вероятностном виде. С повышенной вероятностью мы ожидаем, что лето в центре европейской России и на юге будет с температурным фоном около и выше нормы и с режимом осадков около и меньше нормы. Такое сочетание повышенной температуры и дефицита осадков предполагает, что с 70%-й долей вероятности летом ожидается значительная жароопасность.

 

- Стоит ли нам опасаться каких-то аномальных похолоданий к концу следующей недели?

В атмосфере не существует такого простого баланса, согласно которому за длительным теплом следует длительное похолодание. Прогнозы выпускаются каждый день. Теоретически можно по дням детально описать прогнозы только на две недели, это будет лет через 100, может 50. Сейчас практическая предсказуемость - 6-7 суток. Если будет в понедельник похолодание или продолжение жары, то мы об этом скажем на базе расчетов, а не догадок и интуиции.

 

- Расчеты ведутся на приборах, созданных еще в советское время? Или появились новые разработки?

Приборы только наблюдают. Сейчас прогностическая метеорология - это физико-математическая наука. Прогноз погоды – это не что иное, как решение очень сложной системы уравнений гидродинамики. Эти решения невозможно точно проинтегрировать. Они не относятся к тем классам уравнений физики, где можно получить точное решение. Поэтому приближенное решение реализуется не столько на основе данных с приборов наблюдения, сколько на очень мощных вычислительных платформах. Действительно, после того как появились суперкомпьютеры, качество прогнозов и их заблаговременность существенно увеличились. Но машины, какими бы умными они ни были, не могут разрабатывать алгоритмы. Поэтому человек со своим серым веществом работает на этих терафлопсных машинах.

 

- Зимой у нас было не так много снега. Означает ли это, что летом будет много дождей или, наоборот, мало?

У многих людей есть представление, что должен быть баланс. Это не так. Иначе не были бы нужны метеорологи. Мы бы знали, что после очень холодной зимы должно быть очень жаркое лето и тогда уже все пойдет по кругу. Метеорологическая циркуляция зависит от ряда факторов. Поэтому каждый день мы выпускаем прогнозы на ближайшие 5-6 дней. Раз в месяц прогнозы на предстоящий месяц, раз в сезон на сезон и т.д. Не существует таких простых логических связей, как может показаться.

 

- В центральной части России установится теплая погода, до плюс 30. А в остальных регионах, странах СНГ?

Наиболее высокая температура будет в центре европейской России, в Южном федеральном округе и Поволжье. Там температура выше 30-градусной отметки. На юге Урала уже 32-33 градуса. В течение ближайших четырех дней сохранится такой температурный фон. Начиная с 18 мая тепло распространится и на центр европейской России. На юге Дальневосточного федерального округа температура превышает 20-23 градуса. Если смотреть с точки зрения аномалии, то есть отклонения от многолетних средних значений для данного времени года, то на большей части территории страны температура чуть выше и существенно выше нормы - в частности, в центре России и в ДФО. А в Казахстане температура заметно ниже нормы на четыре-шесть градусов.

 

- Сейчас много говорят о глобальном потеплении. Другая сторона, напротив, уверяет, что мы движемся к ледниковому периоду. Что происходит на самом деле?

Этот вопрос, действительно, очень актуальный, он обсуждается в среде специалистов. Есть организация IPCC («Межправительственная группа экспертов по изменению климата»). Она включает несколько сотен ученых из разных стран. Мнения, которые исходят от этой группы, не ангажированы. Трудно предполагать, что специалисты разных стран могут договориться. Только что вышел т.н. пятый оценочный доклад по изменению климата. Подавляющее большинство экспертов утверждают, что до конца 21 века следует ожидать повышения температурного режима, то есть потепления. Но нужно иметь в виду, что потепление климата - это некий тренд, медленная тенденция, на фоне которой могут быть какие угодно температурные колебания. Прошлый март, например, был невероятно холодным, этот – невероятно теплым. Зима в прошлом году была рекордно снежной, а в этом бесснежная. Уже сейчас специалисты отмечают, что в Северо-Западном федеральном округе, да и в Москве зимние температуры за последние 35-40 лет повысились на два градуса.

 

- С чем это связано?

Главный фактор - антропогенный, деятельность человека. Производственные мощности, работающие химические структуры способствуют увеличению концентрации СО2. Коротковолновая солнечная радиация легко проходит через углекислый газ, а потеряв свою энергию, отраженная от земли, не может преодолеть этот барьер и как мячик прыгает в приземном слое воздуха. Поэтому происходит потепление.

 

- Как нам быть в такой ситуации? Ведь надо развивать технологии и в то же время остановить потепление…

Это сложная проблема. Большинство развитых стран договариваются между собой о том, что нужно уменьшить концентрацию углекислого газа. Нужно создавать соответствующие технологические структуры, которые бы не способствовали эмиссии парникового газа. Это стоит очень дорого. Российское руководство объявило о том, что к 2020 году будет уменьшено количество углекислого газа на территории страны на 25% по сравнению с 1991 годом. Большинство развитых стран готовы к подобным действиям. А развивающиеся страны не согласны с этой позицией, требуя дать им возможность дойти до такого же технологического уровня. Поэтому сложно договориться. Эти процедуры идут в рамках киотского и посткиотского протокола, решаются соответствующие политические и экономические вопросы.

 

- Какие угрозы несет с собой изменение климата? Чего нам ждать в ближайшие десятилетия?

Любой природный процесс несет как негативные, так и позитивные факторы. Для нашей северной страны потепление климата это не так уж и плохо. Меньше риск того, что рухнет энергетическая система при очень холодных зимах. Будет развиваться сельское хозяйство, в умеренных широтах, может быть, цитрусовые начнем выращивать. С другой стороны много негативных последствий – две трети нашей территории, азиатской, находятся в состоянии вечной мерзлоты. С этим учетом была построена целая инфраструктура - дома, газопроводы и другие объекты. В связи с тем, что происходит перемещение зоны вечной мерзлоты, инфраструктура начинает рушиться. Это по-настоящему огромная проблема.

 

- Стоит ли ждать затопления Венеции?

Нет, не стоит. Есть разные сценарии, связанные с потеплением климата. Если температура к концу 21 века превысит 2,5-3 градуса, тогда начнутся проблемы. Но в большинстве сценариев этого нет.