Проводимое раз в 10 лет совместное Специализированное совещание по метеорологии Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и Всемирной Метеорологической Организации (ВМО) проходило 7-18 июля в Монреале в штаб-квартире ИКАО. В нем также приняли участие представители авиакомпаний, поставщиков аэронавигационного обслуживания и организаций, представляющих пилотов. Оно проводилось совместно с Комиссией по авиационной метеорологии ВМО.  

 

 

В центре внимания совещания находились вопросы эффективности и безопасности в связи со стремительным ростом количества пассажиров, - сообщается в пресс-релизе ВМО.

 

На крупном форуме в Монреале было обсуждено предоставление метеорологического обслуживания в будущем, имеющего жизненно важное значение для обеспечения безопасности и эффективности быстро развивающейся и обретающей глобальный масштаб индустрии воздушных перевозок. Такие проблемы, как вулканический пепел и воздействие космической погоды также занимали видное место в повестке дня.

 

Число авиапассажиров с 1970-х годов удвоилось, достигнув примерно 3 миллиардов в год, и, как ожидается, оно снова удвоится к 2030 г. и достигнет 6 миллиардов. Это обстоятельство обусловило рост потребностей в расширении пропускной способности аэропортов и воздушного пространства, особенно в крупных авиатранспортных узлах и на перегруженных воздушных трассах.

 

В 2013 г. ИКАО приступила к осуществлению развернутой 15-летней стратегии для руководства улучшениями в масштабе всего сектора в области воздушного движения до 2028 г. и на последующий период при помощи Глобального аэронавигационного плана. План содержит стратегию будущего развития международной аэронавигации с применением подхода блочной модернизации четырех областей повышения эффективности с указанием четырех целевых сроков реализации. Конечной целью является полностью гармонизированная глобальная аэронавигационная система «Единое небо».

 

Глобальный аэронавигационный план имеет большое значение для национальных метеорологических служб, поскольку он предусматривает переход на глобальные и региональные модели расширенного предоставления авиационного метеорологического обслуживания.

 

Национальные метеорологические службы играют важную роль в предоставлении качественных метеорологических наблюдений в аэропортах - таких параметров, как приземный ветер, видимость, погода, облачный покров, температура и атмосферное давление, а также сводок об условиях, которые могут влиять на функционирование аэропортов, таких как снег, обледенение, турбулентность и грозы. В настоящее время информация или предупреждения о грозах, обледенении фюзеляжа и турбулентности предоставляются странами-членами по воздушным трассам, которые начинаются на их территории. Они поддерживаются рядом глобальных и региональных метеорологических систем, к числу которых относятся Всемирная система зональных прогнозов и Служба слежения за вулканической деятельностью на международных авиационных трассах, которые обеспечивают, чтобы пользователям предоставлялась такая информация, как прогнозы ветра, температуры и влажности воздуха на различных эшелонах полета и сообщения о вулканическом пепле в атмосфере для планирования оптимальных и безопасных маршрутов.

 

На совместных заседаниях Совещания также были обсуждены другие вопросы:

Изменение климата: были организованы научные презентации о потенциальных воздействиях, связанных с изменениями в климатических режимах, на функционирование аэропортов, погоду на маршруте и вероятные изменения в маршрутах, обусловленные воздействиями изменения климата на мировую торговлю, туризм и промышленность. Повышение уровня моря также может повлиять на объекты инфраструктуры некоторых прибрежных аэропортов в связи с тем, что многие взлетно-посадочные полосы сооружены на земельных участках, отвоеванных у моря.

Космическая погода: космическая погода охватывает условия и процессы, происходящие в космосе, и главным образом связана с изменением солнечной активности. Аэронавигация уязвима для космической погоды из-за ее воздействий на связь и навигационное оборудование, в частности на трансполярных маршрутах. На Совещании была представлена информация о том, каким образом международное научное сообщество, включая ВМО, отвечает на эти вопросы посредством развития в течение следующих четырех лет новых требований и видов обслуживания, связанных с космической погодой.

Вулканический пепел: во всем мире насчитывается около 20 вулканов, извергающихся в любое время, что создает потенциальную опасность для авиации, так как авиационные двигатели уязвимы для воздействия всасывания вулканического пепла. В мире существует девять глобальных консультативных центров по вулканическому пеплу (КЦВП), созданных ИКАО в тесном сотрудничестве с ВМО. Во время извержения ответственный КЦВП выпускает сообщение о вулканическом пепле (СВП) на основе наблюдений государственной вулканологической обсерватории за извержением вулкана, спутниковых изображений, других источников информации, основанной на наблюдениях, и использования самых современных моделей для предсказания переноса и дисперсии вулканического пепла. Сбои в работе воздушного транспорта и экономические потери, вызванные в результате извержения вулкана Эйяфьятлайокудль в Исландии в 2010 г., послужили толчком для всплеска международного сотрудничества и научных исследований в целях улучшения скоординированного реагирования на извержение вулканов в будущем.

На совместных заседаниях Специализированного совещания была обсуждена дорожная карта для улучшения гармонизации моделей предоставления обслуживания, связанного с вулканическим пеплом, в целях ограничения сбоев в работе, вызываемых извержением вулканов, обеспечивая при этом безопасность полетов.