В трех районах Тверской области объявлен режим ЧС из-за лесных пожаров. Ещё в пятнадцати  введены ограничения на взъезд машин в опасную зону, запрещено разжигать костры.

Вечером пришло  сообщение - пожар потушен, однако из-за сильной жары ситуация остается сложной. 

С запахом гари, который уже накануне почувствовали жители Зеленограда, Химок и даже Северного Тушина, более менее все ясно. Его источник - торфяные и лесные пожары в Конаковском районе Тверской области. Едкий запах дыма, кое-где языки пламени, першит в горле. слезятся глаза. Здесь уже сейчас есть все то, чем запомнилось москвичам горячее лето 2010 года.

Со стороны это была просто густая стена черно-желтого дыма. Кадры пожара успели снять очевидцы перед тем, как им самим пришлось вступить в схватку с огнем.

"Сначала было небольшое задымление, потом пошел густой дым, перекинулось по краю, пламя было видно практически за забором. Пытались подручными средствами справиться, но подручными средствами было справиться нереально", - рассказывает очевидец пожара Николай.

Как рассказали пожарные, первопричина пожара - возгорание торфа; самопроизвольное или нет - другой вопрос. Торф - это смесь неразложившегося мха, корней, земли. Проблема в том, что горящий торф - это не языки пламени, а просто дым. Но в какой-то момент огонь перебрасывается на корни деревьев и сжигает их дотла. Здесь в округе целый поваленный лес.

Торфяной фронт сегодня: все в дыму, и сверху, и снизу - на десятки квадратных километров вокруг. Просто выжженная земля, которая при этом продолжает дымиться.

Потушить горящий торф быстро невозможно - пожар в Тверской области, сообщают пожарные, сейчас просто удерживают в заданных границах. Это огромная территория, примерно 20 гектаров. До его ликвидации еще далеко.

"В настоящий момент происходит фаза тления корневищ, подслойки, в том числе и торфяного слоя. Технология тушения практически одна. Нужно большим количеством воды размывать до состояния пенки, каши, чтобы весь торфяной слой перемешался и охладился", - рассказал заместитель начальника ГУ МЧС РФ по Тверской области Станислав Дмитриев.

Большого открытого огня уже нет, верховое пламя удалось сбить еще накануне. В помощь тверским пожарным прилетал самолет Бе-200. Сейчас очаги возгорания продолжают тушить сразу четыре вертолета. Внизу, на земле, пожарные продолжают проливать метр за метром.

Торф способен самовозгораться, особенно при сухой и жаркой погоде, но в этом случае пожарные считают причиной возгорания человеческую небрежность: кто-то бросил окурок или жег костер.

Несколько дней назад сотрудники МЧС облетали традиционно огнеопасные торфяные участки. После пожаров 2010 года, когда едкий желтый дым буквально окутал столицу, москвичи во время сухой и жаркой погоды опасаются возгорания именно на востоке Подмосковья, в Шатурском районе. Там сейчас как раз все нормально.

Зато в Тверской области, судя по карте, до сих пор активны более десятка точек возгорания торфа. При смене ветра, вполне возможно, что жители столицы и Подмосковья узнают о том, что с тверскими пожарами еще продолжают бороться.

"Я не исключаю, что в том числе, Москва и Московская область получили порцию дыма из нашего пожара. Пожар - это такое дело, дыма без огня не бывает", - полагает Станислав Дмитриев.

Последствия пожара ощутили на себе жители окрестных поселков и  городов - Клин, Солнечногорск. Даже москвичи уловили запах дыма. Огонь удалось остановить буквально в десяти метрах от крупного звероводческого хозяйства. Из 127 тысяч норок, которых разводят здесь, никто не пострадал. Животных даже не пришлось эвакуировать.

 

 

По материалам Программы "Время" от 30 июля 2014 года.