РЕШЕНИЕ

VII Всероссийского метеорологического съезда

(7-9 июля 2014 г., г. Санкт-Петербург)

 

 

 

VII Всероссийский метеорологический съезд (МС-VII), организованный Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Российской академией наук в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2014 г. № 802-р, состоялся в Санкт-Петербурге 7-9 июля 2014 г. — в год 180-летия российской Гидрометслужбы. 


МС-VII был созван для широкого обсуждения современного состояния и перспектив развития метеорологической науки и практики, включая развитие ее технической базы, и возможностей более активного участия российских ученых в разработке и реализации научных программ Всемирной метеорологической организации (ВМО) и других международных организаций. 


Центральной темой МС-VII стало обеспечение гидрометеорологической безопасности России в условиях меняющегося климата. 


Возрастание роли гидрометеорологического фактора в различных аспектах жизнедеятельности нашло в последние годы яркое подтверждение в ряде экстремальных крупномасштабных катастрофических событий на территории нашей страны, вызвавших значительные экономические потери. Современные вызовы устойчивому развитию — прогнозируемый в ряде регионов дефицит пресной воды, энергии, продовольствия, сокращение биоразнообразия, рост числа и интенсивности природных катастроф, деградация почв и другие — во многом обусловлены изменением климата. Мировое сообщество уделяет большое внимание проблемам обеспечения гидрометеорологической безопасности и адаптации к происходящим и ожидаемым климатическим изменениям, анализу и прогнозированию связанных с этим угроз. Прошедшие годы отмечены крупнейшими погодными аномалиями на территории России (в частности, волной тепла 2010 г., наводнениями в Крымске в 2012 г. и на Амуре в 2013 г.), причинившими большой ущерб экономике и населению страны и имевшими большой общественный резонанс, в том числе в контексте их возможной связи с происходящим глобальным изменением климата. 


В работе съезда приняли участие более 520 специалистов, представляющих учреждения и организации Росгидромета, Российской академии наук, Высшей школы и других организаций Российской Федерации, осуществляющих деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, а также представители национальных Гидрометслужб стран Содружества Независимых Государств и международных организаций. 


За 5 лет, прошедших после предыдущего — VI Всероссийского метеорологического съезда, произошел ряд событий, сыгравших важную роль в развитии гидрометеорологической деятельности в России. Вскоре после VI съезда Президентом Российской Федерации была подписана Климатическая доктрина Российской Федерации (2009 г.), а в 2011 г. Правительство Российской Федерации утвердило план по ее реализации. В 2010 г. Правительством Российской Федерации была принята Стратегия деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (с учетом аспектов изменения климата) (2010 г.). В 2010 г. Росгидрометом при участии РАН и Высшей школы был сформулирован Комплексный план научных исследований погоды и климата, детализировавший определенные VI съездом приоритеты российской фундаментальной и прикладной науки. Завершилась первая и началась вторая фаза технического и технологического перевооружения Росгидромета. Росгидромет успешно участвовал в обеспечении крупных международных спортивных мероприятий в Казани (2013 г.) и Сочи (2014 г.). 


Начавшийся процесс формирования Глобальной рамочной основы климатического обслуживания (ГРОКО), в котором Российская Федерация приняла активное участие, задал в последние годы, по-видимому, важнейший вектор мирового развития в области метеорологии и смежных с ней областях, акцентировав усиленное внимание нуждам потребителей гидрометеорологической и климатической информации. 


Перед национальным профессиональным сообществом стоит задача гидрометеорологического и климатического обеспечения экономики страны, жизнедеятельности и безопасности общества. Для решения этой задачи необходима консолидация научного и производственного потенциала всех гидрометеорологических учреждений и организаций России. 


Научные и технологические достижения последних лет в мировой метеорологии, климатологии и смежных областях были значительными. Что касается отечественной науки, то, несмотря на отдельные успехи, она продолжала преодолевать кризис, обусловленный экономическими потрясениями в Российской Федерации в конце 20-го века. Положительные результаты реорганизации РАН, к которой Правительство Российской Федерации приступило в 2013 г., пока неочевидны. 


Работа МС-VII в рамках пленарных и секционных заседаний проводилась по шести тематическим направлениям: 

• Метеорологические исследования и прогнозы погоды, включая проблемы физики атмосферы; 
• Исследования климата и его изменений; 
• Исследования состава и загрязнения атмосферы; 
• Метеорологическое и климатическое обслуживание, включая социально-экономические аспекты; 
• Модернизация и развитие метеорологических наблюдений и информационных технологий, включая космические технологии и метеорадиолокационные наблюдения; 
• Активные воздействия на атмосферные процессы. 

Эти заседания были дополнены заседаниями четырех круглых столов, посвященных следующим темам: 

• Научные и практические аспекты метеорологического образования; 
• Российская метеорологическая наука — вклад в реализацию научно-прикладных программ международных организаций; 
• Взаимодействие профессионального метеорологического сообщества со СМИ; 
• Совершенствование и развитие приборов и методов метеорологических наблюдений.

 

Всего на МС-VII было заслушано 10 пленарных докладов и 80 секционных сообщений, более полусотни выступлений было сделано участниками круглых столов. 


По мнению участников МС-VII, метеорологическая наука и практика в целом обеспечивают выполнение задач, поставленных государством по метеорологическому обслуживанию отраслей экономики, социальной сферы, индивидуального сектора; российские метеорологи вносят ощутимый вклад в международное сотрудничество. 


В последние годы определенный прогресс достигнут в объединении усилий ученых и специалистов Росгидромета, РАН, Высшей школы по решению актуальных задач метеорологической науки и практики, в том числе по развитию исследований атмосферы и численному моделированию. Этому способствовали принятые соглашения о научно-техническом сотрудничестве Росгидромета с РАН и рядом ведущих высших учебных заведений страны. Примерами успешного взаимодействия на межведомственном уровне являются совместные усилия по научному анализу произошедших в последние годы на территории страны аномальных крупномасштабных гидрометерологических явлений (аномальная погода летом 2010 г, катастрофический паводок на р.Амур в 2013 г.) — в рамках объединенных заседаний научно-технических советов Росгидромета и Росводресурсов, а также научного совета РАН «Исследования по теории климата Земли». За создание государственной территориально распределенной системы космического мониторинга ряд работников Росгидромета, Роскосмоса, РАН и Высшей школы были удостоены Премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники за 2011 год. 


Съезд констатировал завершение первой фазы реализации Проекта модернизации и технического перевооружения метеорологической сети Росгидромета (2007-2013 гг.). За этот период на метеорологической сети Росгидромета установлено 1509 автоматизированных метеорологических комплексов (АМК) практически на всех действующих станциях с персоналом; 242 автоматических метеорологических станции (АМС) без персонала, а также 19 автоматизированных актинометрических комплексов (ААК). В течение пяти лет выполнена беспрецедентная по масштабам и сложности работа по обеспечению наземной метеорологической сети современными средствами автоматизированного получения, сбора и передачи информации в сложных климатических условиях России. 


В рамках других крупных инвестиционных проектов Росгидромета была модернизирована система предупреждения о цунами на Дальнем Востоке; продолжают активно развиваться сети геофизического мониторинга; осуществляется широкое внедрение в оперативную практику мобильных и стационарных поверочных лабораторий нового поколения. 


Основой существенного улучшения прогнозирования быстроразвивающихся гидрометеорологических процессов должно стать создаваемое в настоящее время единое метеорадиолокационное поле от Калининграда до Владивостока на базе сети отечественных доплеровских радиолокаторов «ДМРЛ-С», разработанных по техническому заданию Росгидромета. Это позволит предоставлять самому широкому кругу потребителей, прежде всего, Вооруженным Силам, МЧС, авиационным и коммунальным службам, службам безопасности транспорта и многим другим потребителям оперативную информацию о резкой смене погоды, об облаках, осадках, ливнях, наводнениях, смерчах, шквалах и других ОЯ. К настоящему времени метеорадиолокаторы нового поколения установлены на позициях УГМС для обслуживания территорий вокруг 32 городов страны.

 

В качестве наиболее значимых результатов, полученных за последнее пятилетие, МС-VII также отметил:

 

в рамках развития гидрометеорологического прогнозирования: 
• широкое внедрение в оперативную практику Росгидромета технологий мезомасштабного прогноза погоды по ограниченным территориям; 
• развитие отечественных систем глобального усвоения данных наблюдений и прогнозирования на средние и долгие сроки, в том числе как инструмента для реализации функций Мирового метеорологического центра — Москва, Центра глобальных долгосрочных прогнозов в инфраструктуре ВМО и Североевразийского климатического центра; 
• повышение точности численного прогноза погоды за счет усвоения спутниковой информации;

 

в рамках развития физико-математического моделирования: 
• участие национальной глобальной объединенной модели общей циркуляции атмосферы и океана в международном проекте сравнения объединенных моделей CMIP5, результаты которого легли в основу перспективных оценок изменения климата в Пятом оценочном докладе Межправительственной группы экспертов по изменению климата (2013-2014 гг.); 
• прогресс в разработке единой системы прогноза погоды и прогноза изменений климата на базе модели Земной системы и суперкомпьютерных технологий; 
• создание региональных климатических моделей высокого пространственного разрешения для всей территории России и других регионов, представляющих геополитический интерес для Российской Федерации; 
• прогресс в моделировании «химической» и «космической» погоды; 
• успехи в развитии и внедрение в оперативную практику численных моделей оценки и прогноза загрязнения атмосферы и моделей переноса загрязнений, в том числе радиоактивных, в случае аварий и катастроф; 
• создание первой отечественной численной нестационарной трехмерной модели осадкообразующего кучево-дождевого грозового облака;

 

в рамках развития гидрометеорологического и климатического обслуживания: 
• последовательное внедрение международных стандартов ВМО/ИКАО в практику авиаметеорологического обслуживания; 
• развитие и широкое применение интернет-технологий для обеспечения доступа заинтересованных потребителей к информации о фактическом и прогнозируемом состоянии и загрязнении атмосферы, включая радиоактивное загрязнение; 
• прогресс в создании Росгидрометом интегрированной информационно-телекоммуникационной системы сбора, обмена, представления и распространения гидрометеорологической информации и информации о загрязнении окружающей природной среды в рамках развития информационных систем ВМО; 
• выполненное специалистами Росгидромета соответствующее мировым стандартам метеорологическое обеспечение зимней Олимпиады «Сочи-2014» и летней Универсиады «Казань-2013»; 
• создание Климатического центра Росгидромета в качестве первой очереди Климатического центра Российской Федерации и подготовку на его базе, а также на базе Североевразийского климатического центра ежегодных докладов Росгидромета об особенностях климата на территории Российской Федерации, сводных ежегодных сообщений о состоянии и изменении климата на территориях государств-участников СНГ, вероятностных месячных и сезонных прогнозов и сезонных бюллетеней мониторинга климата и декадных бюллетеней мониторинга засух, а также ряда практик в области прикладной климатологии; 
• подготовку Росгидрометом в содружестве с РАН и Высшей школой Второго оценочного доклада Росгидромета об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации;

 

в рамках развития систем наблюдения за окружающей средой: 
• создание спутниковой системы сбора и передачи данных с наблюдательной сети Росгидромета через российский геостационарный космический аппарат «Электро-Л»; 
• разработку и внедрение на метеорологической сети Росгидромета национального варианта международного кода RF 6/04 WAREP, предназначенного для оперативной передачи с АМК и АМС штормовых сообщений об опасных и неблагоприятных метеорологических явлениях; 
• создание гидрометеорологической обсерватории Тикси, включенной в качестве региональной станции в состав Глобальной службы атмосферы ВМО; 
• модернизацию инфраструктуры российского научного центра на архипелаге Шпицберген; 
• ввод в эксплуатацию созданного в содружестве с промышленностью самолета-лаборатории ЯК-42Д «Росгидромет» для комплексных геофизических исследований атмосферы;

 

в рамках развития технологий активных воздействий: 
• внедрение в оперативную практику элементов автоматизированной ракетной технологии противоградовой защиты, позволяющей сократить потери от града на 80-90%.

 

Эти и другие результаты, полученные участниками гидрометеорологической деятельности, обеспечили в целом успешное выполнение задач и достижение целевых показателей, предусмотренных утвержденным Правительством Российской Федерации планом мероприятий первого этапа (2010-2012 годы) реализации Стратегии деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (с учетом аспектов изменения климата). 


Вместе с тем, участники съезда отмечают ряд сохраняющихся критических проблем и вновь возникшие вызовы устойчивому развитию гидрометслужбы, в том числе: 

• запаздывание в развитии системы обеспечения жизнеспособности и технического обслуживания автоматизированной наблюдательной сети; 
• отставание в развитии нормативно-правовой и методической базы работ государственной наблюдательной сети с учетом происходящей ее модернизации в увязке с программами социально-экономического развития страны с учетом информации, получаемой территориальными системами наблюдений субъектов Российской Федерации и локальными системами наблюдений юридических и физических лиц; 
• отсутствие в бюджете Росгидромета целевых дополнительных средств на эксплуатацию вводимых в производственную работу новых технических средств и технологий; 
• недостаточные темпы наращивания отечественной спутниковой метеорологической группировки с целью снижения зависимости от иностранных аналогичных систем; 
• отсутствие скоординированной национальной стратегии организации климатических исследований по реализации Комплексного плана научных исследований погоды и климата; 
• схематичность, некритическое заимствование некоторых зарубежных наукометрических подходов к организации и оценке результативности научной деятельности (особенно, в части фундаментальных исследований и разработок), уже приведших к системным проблемам зарубежной гидрометеорологической науки; 
• отсутствие действенной, обеспеченной устойчивым финансированием программы регулярного (не реже 1 раз в 5 лет) обновления компьютерных вычислительных мощностей и телекоммуникационных средств в интересах оперативной деятельности Росгидромета, а также — развития сложных физико-математических моделей Земной системы и ее отдельных компонентов и проведения с их применением научных исследований, отвечающих мировому уровню; 
• пробелы в нормативно-правовом регулировании функции Росгидромета по организации и осуществлению авиаметеорологического обслуживания, снижение спроса на авиаметеорологическую информацию, отказ ряда авиакомпаний от авиаметеоуслуг организаций Росгидромета; 
• недостаточные темпы работ по спасению архивов Единого государственного фонда данных о состоянии и загрязнении окружающей среды на устаревших носителях; 
• угрозу потери в ближайшие годы, в первую очередь для сетевых организаций, системы подготовки специалистов среднетехнического уровня образования в связи с передачей гидрометеорологических техникумов в ведение субъектов Российской Федерации; 
• не полной мере отвечающее современным запросам науки и практики качество подготовки специалистов гидрометеорологического профиля в высших учебных заведениях страны, в том числе в связи с отставанием учебно-методической базы ВУЗов от современного научного, технического и технологического уровня; 
• острую нехватку отраслевых ресурсов Росгидромета для укрепления и развития кадрового потенциала его оперативно-производственных, научно-исследовательских учреждений и наблюдательных подразделений, прежде всего — для обеспечения мотивации специалистов высокой квалификации и для привлечения в отрасль талантливой молодежи.

 

Съезд констатировал, что внедрение на наблюдательной сети новых технических средств повысило риск пропусков измерений метеорологических величин из-за недостаточной приспособленности поставленного оборудования к климатическим и инфраструктурным условиям в ряде регионов страны. Стабильно работают, т.е. измеряют метеорологические параметры и в автоматическом режиме формируют сообщения для передачи их в Центры сбора данных, только около 70 % АМК и АМС от общего числа установленных комплексов. Ощущается острая потребность в создании отраслевой службы технической поддержки модернизированной сети, которая опиралась бы на данные объективного (инструментального) мониторинга состояния наблюдательной сети. 


Съезд с обеспокоенностью отметил, что произошедшее в 2013 г. и ожидаемое в ближайшие годы сокращение бюджетного финансирования вынуждает руководство УГМС изыскивать резервы экономии бюджетных средств, в т.ч. за счет сокращения наблюдательных подразделений государственной наблюдательной сети.

 

VII Всероссийский метеорологический съезд постановляет:

I). Считать главной целью участников гидрометеорологической деятельности на период до 2020 г. продолжение дальнейшего формирования высокоэффективной гидрометеорологической службы, обеспечивающей на современном мировом уровне выполнение функций по представлению потребителям своевременной и достоверной гидрометеорологической, климатической и геофизической информации, информации о текущем и будущем состоянии окружающей среды, ее загрязнении, а также по эффективному и безопасному проведению работ в области активных воздействий, на базе современной техники и технологий.

 

II). Считать приоритетными задачами участников гидрометеорологической деятельности: 


1. В области модернизации и развития систем гидрометеорологических и геофизических наблюдений мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды и информационных технологий, включая космические технологии и метеорадиолокационные наблюдения: 
• обеспечение достижения конечных целей проекта модернизации государственных наблюдательных сетей; восстановление и развитие пунктов, программ и объемов наблюдений; совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере охраны государственных пунктов наблюдений и сохранению их репрезентативности; 
• на основе комплексного анализа достигнутых в ходе модернизации результатов, накопленного практического опыта и доступных ресурсов — уточнение приоритетов дальнейшего развития Гидрометслужбы, в соответствии с которыми следует формировать и финансировать проекты и программы по дальнейшей модернизации государственной наблюдательной сети; 
• методическое и нормативно-правовое обеспечение согласованного функционирования государственной и территориальных систем наблюдений, создаваемых субъектами Федерации, а также корпоративных систем наблюдений, создаваемых хозяйствующими субъектами; 
• существенное усиление внимания к деятельности службы в области метрологии и стандартизации; 
• организация постоянного мониторинга функционирования модернизированных и автоматизированных наблюдательных подразделений на уровне Росгидромета и головных НИУ для принятия своевременных решений в отношении неизбежных процессов износа, поломки комплектующих автоматизированных комплексов, отсутствия запасных датчиков и обеспечивающего оборудования, приводящих к снижению количества работоспособных станций и комплексов; 
• с целью обеспечения бесперебойной работы автоматизированной наблюдательной сети — создание технического резерва и территориальных (кустовых) сервисных центров по программному и техническому обеспечению, ремонту и поверке средств измерений автоматизированной наблюдательной сети; 
• увеличение роли и вклада научно-исследовательских институтов Росгидромета в комплексный процесс модернизации наблюдательной сети, более тесное сотрудничество с управлениями по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с целью выработки рациональной технической политики Росгидромета, ускорения апробации и внедрения в практическую работу новых технологий, методов наблюдений, методик прогнозирования, их научно-методического сопровождения; 
• разработку и внедрение в оперативную практику новой информационной продукции на базе данных метеорологических доплеровских радиолокаторов ДМРЛ-С; 
• поиск новых подходов к совершенствованию подсистемы агрометеорологических наблюдений и создание системы комплексного мониторинга с использованием наземных и спутниковых платформ на основе привлечения ресурсов заинтересованных потребителей; 
• обеспечение устойчивого функционирования государственного мониторинга атмосферного воздуха в городах и на фоновом уровне с расширением по охвату контролируемых территорий и по перечню измеряемых загрязняющих веществ, государственного мониторинга радиационной обстановки — в кооперации с федеральными ведомствами (Минздравом), субъектами Российской Федерации и Государственной корпорацией «Росатом»; 
• поэтапное техническое и технологическое перевооружение системы государственного мониторинга, соответствующее современным требованиям и рекомендациям международных организаций, в особенности, в части государственного мониторинга загрязнения атмосферного воздуха в городах, в т.ч. — в рамках готовящейся государственной программы; 
• развертывание орбитальной гидрометеорологической группировки в составе трех метеоспутников на геостационарной орбите (серия «Электро»), четырех полярно-орбитальных метеоспутников (серия «Метеор»), в том числе, одного аппарата океанографического назначения, а также двух спутников на высокоэллиптических орбитах для оперативного получения гидрометеорологической информации в полярных регионах (серия «Арктика»); 
• развитие взаимодействия с организациями, имеющими лицензии Росгидромета на наблюдения за состоянием и загрязнением окружающей среды, для получения дополнительных данных наблюдений, в том числе и путем повышения заинтересованности лицензиатов в получении и предоставлении качественной информации, оказания им всестороннего содействия.

 

2. В области совершенствования и повышения эффективности обеспечения населения, органов государственной власти, отраслей экономики экстренной гидрометеорологической и гелиогеофизической информацией, а также информацией об экстремально высоком загрязнении окружающей среды: 


• развитие функциональной подсистемы наблюдения, оценки и прогноза опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлений и загрязнения окружающей среды (ФП РСЧС-ШТОРМ) и функциональной подсистемы предупреждения о цунами (ФП РСЧС-ЦУНАМИ) единой Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; 
• развитие базовых технологий усвоения данных наблюдений и численного кратко-, средне- и долгосрочного прогноза погоды; 
• широкое внедрение в оперативную практику вероятностных методов прогноза погоды с особым вниманием явлениям со значительными последствиями; 
• развитие систем наукастинга на основе использования потенциала модернизированных наблюдательных сетей Росгидромета (учащенных — по крайней мере ежечасных — наблюдений АМС, данных ДМРЛ-С, новых спутниковых наблюдений и др.) и систем мезомасштабного численного прогноза погоды с учащенным циклом обновления и усвоением данных региональных наблюдений; 
• сохранение существующих и создание новых полигонов с комплексными программами наблюдений с высоким пространственно-временным разрешением на основе АМС для развития систем наукастинга и краткосрочного прогноза погоды, а также систем тестирования моделей; 
• развитие и расширение практического применения в УГМС/ЦГМС методов расчета и численного прогноза загрязнения атмосферы с учетом химических превращений и технологий их использования совместно с данными инструментальных наблюдений; 
• расширение применения в оперативной практике Росгидромета (численный прогноз погоды, сверхкраткосрочное прогнозирование, авиаметеобеспечение) методов и технологий, использующих данные радиолокационных наблюдений; расширение доступа оперативных подразделений Росгидромета и других потребителей к данным ДМРЛ-С, совершенствование организационного и методического сопровождения развития сети ДМРЛ-С, проведение обучения методам использования радиолокационной информации.

 

3. В области развития гидрометеорологического и климатического обслуживания, включая специализированное гидрометеорологическое обеспечение и работы специального назначения по мониторингу загрязнения окружающей среды: 


• активизация предоставления адресных услуг в области специализированного гидрометеорологического обеспечения на платной основе с привлечением новых участников деятельности гидрометеорологической службы в эту сферу; 
• развитие гидрометеорологического компонента в крупных инвестиционных проектах и вовлечение частного капитала в инвестирование проектов по развитию гидрометеорологического обеспечения, в том числе на условиях частно-государственного партнерства и привлечения средств иностранных инвесторов; 
• развитие систем специализированной постобработки результатов численных прогнозов погоды для адресного обеспечения различных секторов экономики: технологий гидрометеорологических прогнозов по автотрассам, комплексных технологий метеорологического и гидрологического прогнозирования, прогнозов для энергетического сектора, лесного хозяйства и т.д.; 
• укрепление научной и нормативно-правовой основы авиаметеорологического обеспечения, оптимизация авиаметеорологической деятельности с учетом перспективных требований гражданской авиации, аэронавигации, ИКАО и ВМО; 
• создание системы оперативного агрометеорологического обеспечения российского сельскохозяйственного комплекса на основе новых и усовершенствованных методов и технологий прогнозов урожайности и оценки состояния сельскохозяйственных культур с широким использованием спутниковой информации; создание системы агрометеорологического сопровождения страхования сельскохозяйственного производства; 
• развитие эффективных форм сотрудничества климатологов и потребителей, которые могли бы способствовать созданию новых подходов к применению климатической информации, обеспечивающих принятие оптимальных хозяйственных решений и разработка на этой основе наилучших практик климатического обслуживания; 
• совершенствование информационно-аналитического обеспечения адаптации экономики страны к текущему и ожидаемому состоянию климатической системы, в том числе за счет интегрирования в климатическую продукцию социально-экономической информации; 
• развитие системы оценок эффективности деятельности (в том числе экономической эффективности) в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, включая оценки влияния на целевые показатели и индикаторы реализации стратегий развития и целевых программ секторов экономики и территорий; 
• дальнейшее развитие взаимодействия профессионального метеорологического сообщества со средствами массовой информации, включая более активное участие специалистов в информировании населения на базе новых информационных технологий о текущем и ожидаемом состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении; 
• совершенствование требований к лицензиатам, выполняющим работы в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды.

 

4. В области организации работ и экспедиционных исследований в Мировом океане, Арктике и Антарктике: 


• развитие системы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды арктической зоны Российской Федерации; 
• строительство новых научно-экспедиционных судов усиленного ледового класса на замену НЭС «Михаил Сомов» и НЭС «Академик Федоров» для обеспечения работ в морях Арктики и Антарктики; строительство ледостойкой платформы для выполнения наблюдений в дрейфующих льдах Центральной Арктики; 
• организация и проведение комплексных научных исследований на базе российского научного центра на архипелаге Шпицберген; 
• организация и проведение научных исследований в Антарктике, обеспечение деятельности антарктических станций и сезонных полевых баз в форме зимовочных и сезонных экспедиций РАЭ.

 

5. В области активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы: 


• развитие нормативно-правовой базы работ в области активных воздействий; 
• испытания и последовательное внедрение в практику новых элементов автоматизированной технологии противоградовой защиты; 
• развитие теоретических моделей облаков и туманов с детальным описанием микрофизических, термоаэродинамических и электрических процессов, а также экспериментальных исследований с использованием, в том числе, самолета-лаборатории ЯК-42Д «Росгидромет» и доплеровского радиолокатора ДМРЛ-С, с целью уточнения механизмов их формирования и дальнейшего обоснования научных принципов и методов активного воздействия на облака и туманы и нормативно-правового обеспечения этих работ; 
• разработку новых и совершенствование существующих технических средств и реагентов для активного воздействия на облака и туманы целью дальнейшего повышения эффективности этих работ; 
• обеспечение действенного государственного надзора за работами в области активных воздействий.

 

6. В области научных исследований: 


• консолидацию научного потенциала всех участников деятельности гидрометеорологической службы и, в первую очередь, научных коллективов РАН, Росгидромета и Высшей школы, на выполнении приоритетных и актуальных для повышения гидрометеорологической безопасности совместных комплексных фундаментальных и прикладных научных исследований в рамках соглашений Росгидромета с РАН, Высшей школой и другими участниками гидрометеорологической деятельности; 
• усиление внимания НИУ Росгидромета к поддержанию на высоком научном уровне критически важных основных технологий мониторинга и прогноза состояния окружающей среды и ее загрязнения, развитие рынка оказания научно-технических услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях; 
• защиту интеллектуальной собственности, создаваемой в рамках НИОКР и ее ее вовлечение в хозяйственный оборот научно-исследовательских учреждений.

 

7. В области институционального развития гидрометслужбы: 


• безотлагательное решение социальных вопросов для привлечения молодых специалистов и закрепления кадрового потенциала оперативно-производственных и научно-исследовательских учреждений Росгидромета; 
• обеспечение соответствия уровня подготовки кадров в области гидрометеорологии потребностям реализации приоритетных направлений развития деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях; 
• укрепление материально-технической базы государственной наблюдательной сети; 
• продолжение работы по разграничению функций территориальных органов и оперативно-производственных учреждений Росгидромета; 
• развитие соглашений о взаимодействии (сотрудничестве) Росгидромета с федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

 

8. В области международного сотрудничества: 


• развитие и укрепление международного сотрудничества и российского межведомственного взаимодействия в области гидрометеорологии и климатологии, в области мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды; 
• активизацию продвижения российских ученых и специалистов в руководящие и рабочие органы международных организаций и международных проектов в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях; 
• улучшение осведомленности национального научного сообщества о результатах участия отечественных ученых и экспертов в реализации международных научных программ, в том числе через ведомственные интернет-издания, рецензируемые журналы, межведомственные конференции и совещания.

 

III). Просить Росгидромет с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и РАН в возможно короткие сроки разработать план действий по выполнению решения Съезда, а также при подготовке плана мероприятий по реализации второго этапа Стратегии деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2020 года учесть оценки и рекомендации VII Всероссийского метеорологического съезда (2014 г.), VII Всероссийского гидрологического съезда (2013 г.) и другие принятые решения по развитию работ в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды.

 

МС-VII констатировал, что его плодотворной работе способствовало активное участие представителей основных групп пользователей гидрометеорологической и климатической информации и производителей гидрометеорологического оборудования. 


Участники МС-VII считают необходимым опубликовать его труды. 


Участники съезда выразили благодарность Оргкомитету МС-VII и коллективу Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова за хорошую организацию и проведение VII Всероссийского метеорологического съезда.