Уже накануне в воздухе закружили первые снежинки – верные признаки приближающейся зимы. Пришло время менять не только «резину» на колесах своих авто, но менять и стиль вождения. И даже, если у вас нет авто или вы просто решили пойти пешком, стоит по-другому вести себя на тротуарах и особенно на проезжей части, когда необходимо ее перейти.
Зимний период – это особое время года, предъявляющее повышенные требования к участникам дорожного движения – как к автомобилистам, так и к пешеходам. Вот какие важные советы дает интернет-ресурс Авто@Mail.Ru:
День жестянщика! Вы готовы?
Скоро зима. Водителям и пешеходам вновь придётся приспосабливаться к меняющимся дорожным условиям. Чем чреват переход осени в зиму и как к нему подготовиться?
Меняем шины...
...не дожидаясь «дня жестянщика», когда под колёсами обнаруживается гололёд, а в шиномонтаже — очередь на двое суток. «Переобуваемся» заблаговременно, когда среднесуточная температура воздуха у отметок +5 — +7°С. Это верный знак, что через нулевой рубеж температура может перескочить в любой момент. Не тяните до последнего — не страшно, если, перейдя на зимнюю резину, вам придётся поездить на ней по асфальту неделю—другую. Главное, что заморозки, «ледяные» дожди (они в это время — не редкость) и первые снегопады вы встретите во всеоружии! Мнимая экономия на зимней резине может вылиться в трагедию — ни затормозить нормально, ни сманеврировать. Добавьте к этому поголовную неготовность водителей к «скользким» условиям. Кстати, при слабоположительных температурах летняя резина всё равно «дубеет» и изрядно теряет сцепные свойства. Так что смотрим прогноз погоды хотя бы на неделю вперёд и в нужный момент едем на «переобувку».
Какую резину выбрать?
Шипованная, нешипованная (европейский тип) или «липучка» с мелкой нарезкой протектора (скандинавский тип) — вопрос личных предпочтений и возможностей кошелька. Нешиповка — тише. И в массе своей лучше себя ведёт на сухом и мокром асфальте на высоких скоростях. Такая резина, как правило, обладает меньшим боковым уводом — на скорости машина меньше «плавает». Резина с шипами имеет меньший индекс скорости, но при торможении и маневрировании на льду или снежном накате она лучше. «Шип» на льду при торможении с AБС даёт выигрыш в 20–30%. Но на сухом или мокром асфальте среднестатистический проигрыш нешиповке составляет 3-5%. Выиграть 5 или проиграть 30% — решать вам.
Но помните, что обледеневший участок (даже если всю зиму стараться ездить по очищенным городским дорогам) может попасться совершенно неожиданно. Лучше скорректировать своё поведение для езды по асфальту, но всегда быть во всеоружии на скользком покрытии. Шум, масса, комфорт, сопротивление и расход топлива, обеспечиваемые шиной, — вещи третьестепенные. Важнее эффективно затормозить и сманеврировать, свою жизнь спасти и не «накосить» пешеходов на обледеневшей дороге.
Интересное дело — последние тесты ведущих автомобильных изданий и ассоциаций показывают, что современные шипованные колёса великолепно работают и на асфальте, не уступая нешипованным аналогам. Технологии не стоят на месте — смеси резин теперь очень специфические, шипы «плавающие», а блоки протектора, куда они устанавливаются, довольно жёсткие. «Нешиповка» (особенно касается «скандинавской липучки») с асфальтом, наоборот, «дружить» перестаёт — резина их мелконарезанного протектора теперь настолько мягкая, что подчас не обеспечивает должного сцепления. К тому же она заведомо проигрывает шипованной резине на льду и укатанном снегу.
И ещё: помним — при «переобувке» на переднюю ось ставим резину, которая изношена меньше. И управление будет более надёжным, и торможение (при замедлении передняя ось дозагружается и этот эффект нужно использовать по максимуму).
Корректируем поведение
Переходим к плавному и расчетливому стилю вождения заранее, не дожидаясь льда и слякоти. Сложно себя заставить? Тяжело в учении, безопасно в «бою». Основные резервы безопасности скрыты именно в поведении! Что делаем?
— В отсутствие других участников движения на прямой сделайте несколько торможений от слабого до сильного — «в пол». Определите момент блокировки колёс (или момент срабатывания AБС, если она имеется);
— Оцените, как реагирует автомобиль на поворот руля. Зимняя резина мягче и податливее, чем летняя, — в скольжения она отправляется хоть и раньше, но плавнее (обладает большей прогрессивностью). Реакции на руль менее остры, зато момент наступления сноса или заноса определить проще. Из-за того, что срыв в скольжение плавный, у водителя появляется время и, соответственно, больше возможностей скорректировать поведение и выйти сухим из воды.
КАКИЕ ОПАСНОСТИ ПРИ СМЕНЕ СЕЗОНОВ НАС ЖДУТ?
Скользкая дорога
Понятно. Здесь арифметика простая — на асфальте для остановки с 50 км/ч легковому автомобилю среднего класса, оснащённому хорошей шипованной резиной и AБС, требуется 15-17 метров, на льду — около 40. У этого же автомобиля на летней резине тормозной путь на льду увеличивается до 70-80 метров, у грузовиков и автобусов, «обутых» во всесезонку, и того больше. Вероятность потери управления и возникновения заносов сильно возрастает.
Первые заморозки
Даже центральная сухая на вид часть этих дорог покрыта тончайшим слоем льда. Это сконденcировавшаяся и замёрзшая атмосферная влага
Будучи за рулём, периодически «прощупывайте» покрытие, делайте этакие чек-пойнты. Проверяем с осторожностью на прямой и в отсутствие поблизости других участников движения: импульсом тормознули — поехали дальше, придавили газ — и далее спокойно. Проскальзывания колёс, срабатывание противобуксовочной системы и AБС всё сразу покажут. Так вы, кстати, набиваете руку (или, скорее, ногу) и собираете бесценный опыт. Спустя какое-то время даже новички при помощи такого нехитрого способа смогут определять качество сцепления шин с дорогой и опасность срыва в скольжение.
Снегопад
Под слоем выпавшего снега скрывается разметка, а к середине зимы во многих местах она и вовсе исчезает из-за износа. Ориентироваться становится сложнее, следовательно, переключаем внимание на знаки и вертикальную разметку.
Мосты, эстакады, путепроводы
Переходы, перекрёстки, остановки
Наиболее скользко при минусовой температуре и снегопаде там, где автомобили часто тормозят и разгоняются — снег спрессовывается и превращается в лёд, а лёд, вдобавок ко всему, полируется колёсами. Это места перед пешеходными переходами, перекрёстками и остановками общественного транспорта. Помним об этом, тормозим заблаговременно, не откладывая замедление на последние метры. Перед перёкрестками учитываем — даже если у вас главная дорога, не факт, что идущий наперерез по второстепенной грузовик успеет остановиться. Притормозите, оглядитесь, перепроверьте — не убудет. Перед стартом на «зелёный» обождите пару-тройку секунд, даже если вам сзади сигналят — не реагируйте, трогаться лучше плавно, прикрыв правую и левую сторону другими стартующими параллельно автомобилями. Здоровее будете.
«День жестянщика»
К такой «подставе» водитель Шкоды был абсолютно не готов. Резкий манёвр на невидимом льду при отсутствии системы динамической стабилизации ESP привёл к провокации периодического заноса, с которым водитель справиться не смог. Как результат – потеря управления и авария с участием трёх автомобилей. В подобных случаях способны помочь только средства пассивной безопасности – силовая структура кузова, ремни и подушки
В «день жестянщика», то есть когда «для всех неожиданно становится скользко» и когда количество аварий превышает все разумные и неразумные пределы, лучше вообще отказаться от поездок. Да, вы подготовились — поменяли заранее резину, настроились и в курсе всех опасностей. А остальные участники движения? А коммунальщики? А снегоуборочная техника? Зачем рисковать и попадать в «замесы», спровоцированные другими менее опытными и недальновидными? Рецепт тот же — следим за прогнозами, и при наступлении «красного дня календаря» по возможности планируем провести его без личного авто. Пусть этот и, возможно, ещё пару следующих дней естественного отбора пройдут без вашего участия. К тому же, сэкономите время, не простаивая в жутких пробках.
Но если всё-таки без автомобиля вам не обойтись, помните — ваша задача сейчас сводится к тому, чтобы предвидеть и компенсировать ошибки других участников движения, для которых скользкая дорога стала неожиданностью. Понимание, предусмотрительность и помощь — это главные вещи, которые на страже вашего здоровья и здоровья окружающих.
Обзорность
Меняем при необходимости «дворники» — нет ничего хуже разводов, размывающих контуры объектов на дороге. Срок службы щёток при нормальной эксплуатации автомобиля, как правило, — три месяца. Из строя их выводят — абразивный износ, перепады температур и ультрафиолет.
Заранее запасаемся «незамерзайкой» и заливаем её в систему, не дожидаясь, когда термометр уйдёт в минус. Замёрзшая вода надолго лишает хорошей обзорности — помните о грязи, которая появляется на дорогах и в воздухе в результате действия реагентов? Жирная плёнка на окнах и фарах особенно сильно мешает в тёмное время суток. Попробуй в таких условиях «выцепить» из окружающей обстановки тёмных пешеходов!
Пешеходы и дети
Будьте внимательны, аккуратны, благоразумны, спокойны и позитивны. Постоянно повышайте своё мастерство, расти всегда есть куда — к вашим услугам школы контраварийной подготовки. Никогда никуда не спешите.Пристёгивайтесь сами и пристёгивайте своих близких всегда и везде, где это возможно, независимо от обстоятельств и мест действия. Выбирайте при покупке автомобиль с AБС, ESP и максимальным количеством подушек безопасности. (Виталий Кабышев, Авто@Mail.Ru) |