В наше время, когда информационные потоки прочно овладели человечеством, сообщения о начале очередной полярной экспедиции, как правило, представляются рутинным событием. Эти новости ничем не отличаются от информации о новом космическом полете или покорении экстремальных вершин нашей планеты. Конечно, 30 ноября 1955 г. сообщение ТАСС о выходе в Антарктику первого судна Комплексной антарктической экспедиции Академии наук СССР взолновало большую часть населения нашей страны. Сейчас подобные сведения не являются выдающимся событием. Мы привыкли, что вот уже 58-ой раз, без единого перерыва, наша национальная Российская антарктическая экспедиция (РАЭ) ежегодно в осенние дни направляет свои суда и самолеты в южную полярную область планеты. За все эти годы природные условия Антарктики никак не изменились, продолжая оставаться наиболее экстремальными из тех, с которыми когда – либо сталкивались люди. Совершенствуются технологии наблюдений, появляются новые средства транспорта и связи, но характеры людей и их призвание к холодным просторам Антарктики продолжают оставаться такими же, как и в середине ХХ века.
31 октября с.г. из Санкт-Петербургского аэропорта «Пулково-2» в южно-африканский город Кейптаун вылетел самолет ИЛ-76-ТД под управлением летчиков- испытателей Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации (ГосНИИ ГА), г. Москва. На борту самолета находится 19 участников 58-й РАЭ, которые следуют для работы на станции Прогресс и Новолазаревская. Их перелет из Кейптауна на ледовый аэродром станции Новолазаревская запланирован на 6 ноября. Кроме этого полета самолет ИЛ-76 ТД в ноябре 2012 г. - феврале 2013 г. выполнит еще 9 полетов по этому маршруту в рамках международной авиационной программы, организованной на корпоративной основе национальными антарктическими программами Бельгии, Великобритании, Германии, Индии, Нидерландов, Норвегии, России, Финляндии, Швеции, ЮАР и Японии. С организации этого полета из Санкт-Петербурга были начаты операции очередной 58-й национальной антарктической экспедиции нашей страны.
1 ноября 2012 г. от причала Морского торгового порта г. Санкт-Петербурга в рейс по программе 58-й РАЭ выходит научно-экспедиционное судно (НЭС) «Академик Федоров» Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Капитан судна – опытный полярный судоводитель, капитан дальнего плавания Валерий Александрович Викторов. Начальник рейса – профессиональный полярник с многолетним стажем, начальник 58-й зимовочной РАЭ Виктор Михайлович Вендерович. На борту судна находятся грузы материально-технического снабжения российских антарктических станций и сезонных полевых баз, а также 79 участников экспедиции. В начале декабря, когда судно зайдет в Кейптаун, к ним добавятся еще около 70 отечественных и зарубежный специалистов, которые прибудут в этот порт рейсовыми самолетами. Среди них будет опытный исследователь Арктики и Антарктики начальник 58-й сезонной РАЭ Владимир Александрович Кучин, который возглавит последующие операции и исследования этого раздела экспедиции. Из Кейптауна НЭС «Академик Федоров» направится к району расположения полевой базы Молодежная и далее на побережье залива Прюдс, где расположены российская станция Прогресс и сезонная полевая база Дружная-4. В первые дни наступающего 2013 года судно прибудет на рейд станции Мирный, где будут выполняться запланированные сезонные работы и исследования. По завершении этих операций океанологи сезонного состава экспедиции приступят к проведению судовых исследований на акватории моря Содружества и залива Прюдс. В начале февраля 2013 г. будут завершены сезонные исследования на станции Восток и их исполнители на самолете DC-3 BT-67 «TURBO BASLER» прибудут на станцию Прогресс, после чего они пересядут на НЭС «Академик Федоров». В третьей декаде февраля судно вновь зайдет в порт Кейптаун, откуда участники 57-й зимовочной РАЭ со станций Восток, Мирный и Прогресс, а также некоторые участники сезонных исследований рейсовыми самолетами вылетят на Родину. Их места в каютах НЭС «Академик Федоров» займут участники новой зимовки станций Новолазаревская и Прогресс. В марте-апреле 2013 г. запланировано посещение НЭС «Академик Федоров» станции Прогресс и полевых баз Молодежная и Дружная-4, а также проведение плановых работ по снабжению и смене персонала на станции Новолазаревская. Возвращение НЭС «Академик Федоров» в Санкт-Петербург запланировано на 14 мая 2013 года.
В работах 58-й РАЭ будут принимать участие 110 человек зимовочного и 120 человек сезонного состава. Кроме них в персонал экспедиции включены члены экипажей НЭС «Академик Федоров», нового НЭС «Академик Трёшников» Росгидромета и научно-исследовательского судна Полярной и морской геологоразведочной экспедиции Федерального агентства по недрапользованию «Академик Александр Карпинский», а также члены экипажей самолетов и вертолетов, выполняющих авиационное обеспечение деятельности 58-й РАЭ. В научных исследованиях по программе 58-й РАЭ принимают участие специалисты из 21 научно-исследовательской, научно-производственной и образовательной организации России, представляющих 8 федеральных органов исполнительной власти и 11 зарубежных организаций, представляющих Австралию, Белоруссию, Германию, Италию, США и Южную Корею.
Научные исследования 58-й РАЭ проводятся по проектам третьего этапа подпрограммы «Изучение и исследование Антарктики» ФЦП «Мировой океан», ряда ведомственных целевых программ и проектов Российского фонда фундаментальных исследований. К наиболее значимым проектам исследований по программе 58-й РАЭ относятся: отбор проб «свежезамороженной» воды из подледникового озера Восток, поднявшейся вверх по стволу ледяной скважины на станции Восток, выполнение комплексного мониторинга природной среды Антарктики и проведение натурных испытаний характеристик ледового плавания нового НЭС «Академик Трешников», на борту которого 10 октября 2012 г. был поднят государственный флаг России. Выход НЭС «Академик Трешников» в Антарктику запланирован на 21 декабря 2012 г. Кроме запланированных испытаний в задачу этого рейса входит организация сезонных исследований в северо-западной части моря Уэдделла и на станции Беллинсгаузен, а также материально-техническое снабжение и смена зимовочного персонала этой станции. Одним из важнейших этапов работ 58-й РАЭ станет деятельность Государственной комиссии по приемке и вводу в эксплуатацию нового зимовочного комплекса и снежно-ледовой взлетно-посадочной полосы на станции Прогресс, строительство которой будет завершено в декабре 2012 года. // Заместитель директора ААНИИ Начальник РАЭ Лукин В.В.