В стратосфере (на уровне АТ-10 гПа) околополярный циклонический вихрь быстро углублялся, так что геопотенциал в его центре в течение всего месяца оставался ниже нормы на 27-42 дам. При этом стратосферные антициклоны регулярно формировались как в Атлантике, так и на севере Тихого океана. Наиболее интенсивны они были во второй декаде ноября в Атлантике и в третьей декаде месяца над Аляской, где средние декадные аномалии геопотенциала в это время достигали +92 дам. В связи с этим в третьей декаде наблюдалось наибольшее смещение циркумполярного вихря к югу: его центр располагался у о. Новая Земля. Под влиянием глубоких стратосферных ложбин чаще всего находились Канада и Сибирь.

В экваториальной стратосфере продолжалось усиление восточной фазы ветров квазидвухлетнего цикла.

В средней тропосфере (на уровне АТ-500 гПа) в осреднённом за месяц поле геопотенциала наибольшие отклонения циркуляции от нормы отмечались в атлантико-европейском секторе. Мощный блокирующий антициклон, сформировавшийся над Европейской Территорией России (ЕТР) в середине ноября, удерживался до конца месяца, распространяя своё влияние на всю Восточную Европу, Скандинавию и даже на север Атлантики вплоть до Гренландии. На этих территориях сформировались большие положительные аномалии геопотенциала: максимальные их значения до +17 дам отмечались на севере ЕТР. Вместе с тем и в субтропической Атлантике геопотенциал значительно превысил норму (аномалии до +9 дам): в первые две декады ноября здесь формировались довольно интенсивные тропосферные антициклоны. Их гребни тоже нередко распространялись  на север до Гренландии, где в итоге средние месячные аномалии геопотенциала составили +12 дам. В таких условиях в высоких широтах циклоническая деятельность была значительно ослаблена, траектории циклонов оказались сильно смещены к югу. Под влиянием тропосферных циклонов и ложбин  в ноябре находились чаще всего северо-восточная Атлантика и Западная Европа. На среднемесячной карте об этом свидетельствует глубокая ложбина, ориентированная из северной Атлантики на Британские острова, Францию и западное Средиземноморье. Аномалии геопотенциала в этой ложбине составили от -5 дам на севере Африки до -14 дам на севере Франции.
            


Рис.1.  Карта геопотенциала и аномалий геопотенциала АТ-500 (дам). Ноябрь 2019г.

Интенсивные тропосферные гребни в первые две декады ноября занимали также восток Тихого океана, распространяясь в полярные широты. В связи с этим здесь отмечались большие положительные аномалии геопотенциала  до +15 дам над заливом Аляски и до +11 дам над Аляской и Чукоткой. Это часто приводило к смещению  траекторий циклонов к югу и способствовало формированию области отрицательных аномалий геопотенциала в центральных субтропиках Тихого океана (до -7 дам) и у западного побережья США (до -6 дам). В остальных районах субтропической зоны преобладали положительные аномалии геопотенциала от +3 до +5 дам.

Околополярный циклонический вихрь имел близкие к норме положение и глубину. Связанные с ним ложбины также занимали свойственные им территории, но, как правило, были ослабленными в северной своей части и более глубокими - в южной. В центральных районах Канады, на юге Западной Сибири, над Охотским морем аномалии геопотенциала составили от -4 до -6 дам. Следует отметить также довольно обширную область отрицательных аномалий геопотенциала на Ближнем Востоке, сформировавшуюся под влиянием полярных ложбин и высотных циклонов, особенно активных во второй декаде ноября. Наибольшие аномалии до -5 дам отмечались на юге  Ирана.

Положение планетарной высотной фронтальной зоны (ПВФЗ) в ноябре большей частью соответствовало норме. Вместе с тем в районах формирования мощных гребней и аномально глубоких ложбин её колебания были весьма велики. В среднем за месяц наибольшие отклонения к северу отмечались над заливом Аляска и севером ЕТР (до 7-9º). Наибольшие отклонения к югу происходили над Британскими островами и Западной Европой: в среднем за месяц оно составило 12-14º.

Расчёт индексов циркуляции показал, что практически повсеместно они были близки к норме. Значительные отклонения от нормы отмечались лишь в высоких широтах I и II ЕСР, где зональный перенос был ослаблен на 30% и 42% соответственно.

В осреднённом за месяц поле приземного давления положение и интенсивность основных центров действия атмосферы (ЦДА) имели ряд особенностей. В большей степени это относилось к атлантической паре. Азорский максимум в первые две декады ноября был очень обширным и интенсивным, поэтому в среднем за месяц давление в его центре оказалось на 7 гПа выше обычного. Положение центра антициклона оставалось близким к норме. Влияния на погоду Европы он практически не оказывал, если не считать таковым влияние на траектории атлантических циклонов. Но еще большее влияние на эти траектории оказал устойчивый блокирующий антициклон, сформировавшийся над Восточной Европой в середине ноября и сохранявшийся до конца месяца. В третьей декаде ноября он был очень интенсивен: давление в его центре 20-21 ноября превышало  1050 гПа. Вместе с тем на север Европы, арктические моря, на Гренландское и Норвежское моря очень велико было влияние подвижных и довольно интенсивных полярных антициклонов и гребней. Сформировавшаяся в итоге огромная область положительных аномалий давления от +5 до +10 гПа занимала всю Восточную Европу, Скандинавию, северные моря, а также Урал и Западную Сибирь.
             


Рис.2. Карта давления и аномалий давления на уровне моря (гПа). Ноябрь 2019 г.

Исландский минимум в таких условиях был деформирован и сильно смещён к югу. Атлантические циклоны имели соответствующую сезону глубину, но траектории их были необычны и чаще всего направлены из северной Атлантики на юго-восток. Более всего под влиянием атлантических циклонов и их ложбин находились Британские острова, Западная и Центральная Европа и средиземноморские страны, где имели место очень большие аномалии давления от -4 до -14 гПа. На средней месячной карте исландский минимум оказался представлен узкой, ориентированной в широтном направлении областью низкого давления, располагавшейся южнее Исландии, с основным центром на юге Британских островов. Именно здесь сформировались самые большие аномалии давления, составившие -14 гПа на севере Франции. Ситуация оставалась на редкость стабильной в течение всего месяца. Постоянные северные адвекции в тыловой части ложбин стали причиной холодной погоды в Западной Европе и в Северной Африке: в центральных районах Алжира температура воздуха в среднем за месяц оказалась на 5ºС ниже обычной. В Центральной Европе температура в среднем была близкой к норме. В восточной же и, особенно, юго-восточной Европе, находившихся под влиянием постоянных южных адвекций, было необычайно тепло. Особенно на Балканах, где температура неоднократно поднималась до +20ºС и выше, а средние месячные аномалии температуры местами превысили +6ºС. Бурная циклоническая деятельность в Западной Европе и Средиземноморье часто становилась причиной штормовой погоды и связанных с ней чрезвычайных ситуаций. Сильные ветры, проливные дожди, грозы и даже смерчи терзали Грецию и Италию, юг Франции и север Испании. В Пиренеях, французских и швейцарских Альпах неоднократно случались сильные снегопады и даже снежные бури. Более всего от ноябрьской непогоды пострадали юг Франции и север Италии. Неоднократно суточные суммы осадков составляли здесь 50-100 мм и более, что приводило к мощным дождевым паводкам, разрушениям и даже гибели людей. Дожди и постоянный сильный южный ветер привели к сильнейшему за 50 лет наводнению в Венеции. 11-12 ноября уровень воды достигал здесь отметок 190 см, что на 50 см выше критических значений; 80% территории города были затоплены. Наводнения меньшей интенсивности происходили здесь и в конце месяца: 23-24 ноября уровень воды поднимался на 129 см. В целом за месяц нормы осадков были превышены в два, а местами и в четыре раза на севере Испании, на юге Франции, в Италии, в альпийских странах, в Хорватии, Черногории, в западной и южной Греции. Значительный избыток осадков отмечался также в Скандинавии, в Прибалтике и на севере ЕТР. На остальной территории северной Европы количество осадков в основном было близким к норме. В условиях преобладавшей антициклональной погоды большой дефицит осадков сложился на Украине, в Белоруссии, в южной половине ЕТР и в Казахстане.

Погода Сибири в прошедшем ноябре была весьма разнообразной. Сибирский максимум в  первые две декады месяца был несколько ослаблен, а формировавшие его антициклоны довольно подвижны. Атлантические циклоны в первой декаде двигались, в основном, по арктическим морям; во второй декаде их траектории сместились к югу, и в зоне их влияния более всего находились Урал и Западная Сибирь. В третьей декаде ноября сибирский максимум значительно усилился и стабилизировался, заняв своё обычное положение. Его объединение с восточноевропейским антициклоном привело к формированию обширной области высокого давления на всём огромном пространстве от Восточной Европы до Восточной Сибири. Траектории западных циклонов опять сместились на арктические моря, где в очередной раз сформировались большие положительные аномалии температуры. В среднем за месяц положение и интенсивность сибирского максимума оказались близкими к норме. Под влиянием антициклона и северных адвекций холоднее обычного ноябрь был на Урале, в южной половине Западной Сибири и в Казахстане. Холодные воздушные массы, распространявшиеся далеко на юг в субтропики, провоцировали активный циклогенез и обостряли фронты на Ближнем Востоке и в Средней Азии. В связи с этим месячные нормы осадков были значительно превышены на юге Ирака, в Иране, Пакистане, Афганистане и на севере Индии. Погода в этих регионах была очень неспокойной: проливные дожди часто сопровождались сильными грозами и штормовыми ветрами. Распределение осадков на территории Сибири было довольно пёстрым. В основном их количество соответствовало норме; избыток отмечался в южной половине Красноярского края, в Иркутской области и на севере Якутии, дефицит – на севере Красноярского края и в Забайкалье.

Чрезвычайно активная циклоническая деятельность отмечалась в прошедшем ноябре в дальневосточных регионах. Западные и южные циклоны непрерывной чередой шли по северо-восточному Китаю, Амурской области, Приморью и Хабаровскому краю. В районе Охотского моря и Камчатки они нередко стационировали, блокированные тихоокеанскими гребнями и антициклонами. В результате на этих территориях количество выпавших осадков значительно превысило норму, а мощные южные адвекции стали причиной огромных аномалий температуры на Чукотке и в прилегающих регионах. В Магаданской области средние месячные аномалии температуры достигли +10-12ºС. По количеству опасных явлений погоды Дальневосточный федеральный округ опередил все остальные территории России. Сильные дожди и снегопады, ураганные ветры, сильные и продолжительные гололёдные явления в течение всего ноября более всего терзали Приморье, Хабаровский край и Камчатку.  На карте осреднённого за месяц давления эти процессы отобразились в виде самостоятельного циклона над Охотским морем с аномалиями вблизи центра до -8 гПа. По существу это был западный центр алеутского минимума, но более глубокий и значительно смещённый к западу.

В тихоокеанской паре ЦДА ведущая роль принадлежала алеутскому минимуму. В течение всего месяца тихоокеанские циклоны были очень активны и глубоки, особенно во второй декаде. В итоге алеутский минимум имел два хорошо выраженных центра, более глубоких, чем обычно, и смещённых к западу. О западном центре упоминалось выше. Восточный центр на среднемесячной карте располагался на востоке Алеутских островов, где в связи с этим аномалии давления составили -6 гПа. Причиной смещения алеутского минимума на запад стал высокий фон давления на Аляске, на западе Канады и на востоке Тихого океана: аномалии давления на этих территориях составили +2…+7 гПа. Формировались они в основном полярными антициклонами, но во второй половине ноября на запад Канады нередко распространялись и субтропические гребни, поскольку гавайский антициклон в третьей декаде месяца был более обширным и интенсивным, чем обычно. В среднем же за месяц положение и интенсивность гавайского максимума соответствовали норме. Положительные аномалии от +2 до +5 гПа преобладали практически на всей территории Северной Америки. Однако массированные атаки тихоокеанских циклонов не проходили бесследно и неоднократно вызывали чрезвычайные погодные ситуации. Чаще всего циклоны смещались либо на северо-восток в канадский сектор Арктики (аномалии до -6 гПа), либо на юго-восток на западное побережье и Средний Запад США. В Арктику они традиционно приносили огромное количество тепла и влаги: аномалии температуры в северных канадских провинциях в среднем за месяц местами превысили 9ºС, количество осадков было около нормы и выше. 

Частый выход тихоокеанских циклонов на запад США способствовал формированию здесь аномалий давления до -4 гПа. Подпитанные субтропическим теплом, эти циклоны имели огромные запасы влаги. Их дальнейшее смещение на Средний Запад, как правило, сопровождалось сильными осадками. В северных штатах это были обильные снегопады, южнее – дожди,  в том числе и ледяные. Очень много осадков в прошедшем ноябре выпало в юго-западных штатах США и в Мексике, часто находившихся под влиянием обострённых полярных фронтов. 20 ноября даже произошло наводнение в пустыне Мохаве, где за 2 дня выпало 30% годовой нормы осадков. Избыточное количество осадков, связанное с активной циклонической деятельностью, выпало также на юго-востоке, северо-востоке США, в районе Великих Озёр и на востоке Канады. При этом в центральных канадских провинциях и на северо-западе США имел место дефицит осадков. Из-за частой повторяемости меридиональных процессов и регулярных северных адвекций на большей части территории США сформировались отрицательные аномалии температуры. Холоднее всего ноябрь был в восточных штатах.

В тропической зоне северного полушария в ноябре образовалось 9 тропических циклонов (ТЦ) при норме 4,2.
           
На северо-западе Тихого океана возникло 6 ТЦ (норма 2,2). Четыре из шести ТЦ стали тайфунами. Самым интенсивным был тайфун «Халонг», достигавший  в своём развитии стадии, сопоставимой с 4 категорией опасности по шкале Саффира-Симпсона. На пике его развития давление в центре понижалось до 905 гПа, ветры достигали 65 м/с, в порывах 90 м/с. Однако циклон смещался вдали от суши и был неопасен. На острова и  побережья оказывали влияние четыре ТЦ из шести. Под ударом стихии оказались японские острова Рюкю, восточное побережье Вьетнама, и Филиппины, на которые циклоны выходили дважды. Суточные суммы осадков достигали при этом 100-190 мм. Наиболее масштабным было влияние тайфуна «Коммури», прошедшего по Филиппинам в начале декабря. На островах фиксировались ветры до 46 м/с, количество осадков достигало 291 мм в сутки. Благодаря своевременной эвакуации населения больших жертв удалось избежать, однако разрушения были серьёзные.
            
На северо-востоке и в центральной части Тихого океана в ноябре образовался 1 тропический циклон при норме 0,3. Циклон был сравнительно слабым и недолго существовал вдали от суши.
          
Один тропический циклон образовался в ноябре в Бенгальском заливе (норма 1,2). 9 ноября он вышел на побережье Индии и Бангладеш. Скорость ветра достигала 35-40 м/с, суточные суммы осадков превысили 220 мм. Несмотря на масштабные эвакуации, жертв избежать не удалось. От ураганного ветра и наводнений погибли 26 человек.
Один тропический циклон возник в ноябре в Атлантическом океане (норма 0,5). Циклон достигал в своём развитии стадии сильного тропического шторма, смещался по центральной Атлантике и 24 ноября прошел севернее Азорских островов.
В южном полушарии на юге Тихого океана образовался 1 ТЦ (норма 0,4). Циклон был довольно интенсивен, но для суши неопасен.