Основная образовательная программа (ООП)
  по направлению подготовки научно-педагогических кадров
в аспирантуре    05.06.01 Науки о Земле,   
направленность:  
25.00.30  "Метеорология, климатология, агрометеорология"
Присваемая квалификация: «Исследователь. Преподаватель-исследователь»

I. Общие положения

1.1 ООП сформирована в соответствии с:

 

• Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 05.06.01 Науки о земле (утвержден Приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 870),
• Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре» (утвержден Приказом № 1259 от 19.11.2013г.).
• Уставом ФГБУ «Гидрометцентр России».

1.2. Объем ООП составляет 180 зачетных единиц.

Сроки обучения:
по очной форме   3 года,
по заочной форме до 4 лет.

1.3 Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, включает решение проблем, требующих применения фундаментальных и прикладных знаний в сфере Наук о Земле.

1.4 Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, являются: Земля и ее основные геосферы —гидросфера, атмосфера, их состав, строение, эволюция и свойства; информация о состоянии погоды и характеристиках климата в пункте, районе, области и стране, прогнозе погоды, прогнозе опасных и особо опасных атмосферных явлений, статистическом прогнозе аномалий температуры и осадков, оценке качества атмосферного воздуха и прогнозе распространения загрязнений, оценке влияния погодных условий на состояние сельскохозяйственных культур и прогноз урожайности, прогнозе естественных и антропогенных изменений климата.

1.5 Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу аспирантуры:

• научно-исследовательская деятельность в области наук о Земле;
• преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования.

1.6 Трудовые функции выпускников:

• вести сложные научные исследования в рамках реализуемых проектов
• разработка научно-методического обеспечения реализации курируемых учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

1.7 Результаты освоения ООП:

В результате освоения ООП выпускник должен обладать:

Универсальными компетенциями:

УК-1 - способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях;
УК-2 -  способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
УК-3  - готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач
УК-4 - готовностью использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках);
УК-5 - способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития.

Общепрофессиональными компетенциями:

ОПК-1 - способностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий:
ОПК-2 - готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования.

Профессиональными компетенциями:

ПК-1 - Понимать природу синоптических процессов в атмосфере и статистических взаимосвязей для самостоятельного проведения научно-исследовательской работы и получению научных результатов, удовлетворяющих установленным требованиям к выпускной квалификационной работе, в т.ч. к  содержанию диссертации на соискание ученой степени кандидата наук соответствующей направленности;
ПК-2 - Уметь выбирать и применять в профессиональной деятельности экспериментальные и расчетно-теоретические методы исследования, в том числе профессионально пользоваться метеорологическими базами данных и специальными коммуникационными средствами связи;
ПК-3 - Уметь применять полученные знания о синоптических процессах в атмосфере для самостоятельного проведения научно-исследовательской работы, включая создание методов прогнозирования погоды различной заблаговременности;
ПК-4 - Уметь профессионально и грамотно сформулировать свои идеи для общения с зарубежными специалистами, готовить заявки на получение научных грантов и заключения контрактов по НИР в выбранной области наук о Земле.

1.8 Организационно-педагогические условия реализации ООП

• Реализация ООП обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками ФГБУ«Гидрометцентр России»,  а также лицами, привлекаемыми к реализации ООП на условиях гражданско-правового договора.
• Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих ООП, составляет 100 процентов.
• Научный руководитель, назначенный обучающемуся, должен иметь ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации), осуществлять самостоятельную научно-исследовательскую деятельность (участвовать в осуществлении такой деятельности) по направленности подготовки, иметь публикации по результатам указанной научно-исследовательской деятельности в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях, а также осуществлять апробацию результатов указанной научно-исследовательской деятельности на национальных и международных конференциях.
• Помещения для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы предоставляются учебными и научными подразделениями ФГБУ«Гидрометцентр России» и библиотекой ФГБУ«Гидрометцентр России». Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
• Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда обеспечивает доступ обучающихся к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей).

 

ПРИЛОЖЕНИЯ:

1. Учебный план очного обучения
2. Учебный план заочного обучения
3. Календарный учебный график (очная)
4. Календарный учебный график (заочная)
5. Рабочая программа  модуля (25.00.30)

6. Рабочие программы дисциплин  

Современные синоптические методы прогноза погоды
Статистические методы в прогнозировании метеоэлементов
Метеорологические аспекты загрязнения атмосферы
Основы педагогики и психологии высшего образования

7. Программа педагогической практики
8. Программа производственной практики
9. Программа научных исследований
10. Рабочая программа дисциплины «История и философия науки»  
11. Рабочая программа дисциплины  «Иностранный язык (английский)»
12. Программа Государственной итоговой аттестации,  методические материалы
13. Рецензия на ОПОП-25.00.30