IV. Сценарий Стратегии, этапы и сроки ее реализации, оценка рисков
1. Сценарий, этапы и сроки реализации
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года фактически предусматривает только один сценарий развития экономики нашей страны в рамках модели инновационного социально-ориентированного развития (модель относительной ускоренной диверсификации).
Модель ускоренной диверсификации (инновационный сценарий) предполагает улучшение инвестиционного климата, проведение активных структурных и кадровых преобразований, преодоление тенденции нарастающего морального и материального износа основных фондов.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года предполагается осуществить инновационное развитие российской экономики в 2 этапа:
первый этап - 2008 - 2012 годы;
второй этап - 2013 - 2020 годы.
С учетом исключительной сложности и многоцелевой направленности развития деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года предлагается разбить срок реализации настоящей Стратегии на 3 этапа:
первый этап - 2010 - 2012 годы;
второй этап - 2013 - 2020 годы;
третий этап - 2021 - 2030 годы.
На первом этапе основной задачей является модернизация вычислительных средств, средств архивации, систем связи и государственной наблюдательной сети. Главными объектами модернизации являются Мировой метеорологический центр (г. Москва), региональные метеорологические центры Всемирной метеорологической организации (гг. Хабаровск, Новосибирск) и Мировой центр радиационных данных (г. Санкт-Петербург). На этом этапе будут начаты работы по ряду целевых программ и конкретных проектов.
Выбор 2020 года в качестве завершающего года второго этапа обусловлен сроком завершения реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.
По завершению первого этапа предполагается уточнить задачи следующего этапа и пути их решения.
2. Оценка рисков
Реализация настоящей Стратегии сопряжена с рисками, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов. К таким рискам можно отнести:
- макроэкономические риски, связанные с возможностями снижения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, а также с кризисом банковской системы и возникновением бюджетного дефицита. Эти риски могут отразиться на реализации таких крупных, высокозатратных проектов, как воссоздание российской спутниковой системы, создание единой сети метеорологических радиолокаторов, развитие вычислительных и телекоммуникационных средств, обеспечивающих функционирование систем обработки данных, их передачи, накопления и архивации, а также систем прогнозирования с активным использованием суперкомпьютерных технологий;
- операционные риски, связанные с несовершенством системы управления, недостаточной технической и нормативной правовой поддержкой настоящей Стратегии. Эти риски могут привести к нарушению сроков выполнения мероприятий и достижения запланированных результатов;
- риски ухудшения международных отношений в области гидрометеорологии и смежных с ней областях. Эти риски могут привести к резкому уменьшению объема информации, получаемой по международному обмену;
- техногенные и экологические риски, связанные с возникновением крупной техногенной или экологической катастрофы. Эти риски могут потребовать серьезных дополнительных финансовых затрат и приведут к отвлечению средств от других направлений развития системы гидрометеорологического обеспечения и переориентации специалистов на ликвидацию последствий катастрофы.
В числе побочных последствий также можно ожидать снижение инвестиционной привлекательности и рейтинга доверия к деятельности гидрометеорологической службы со стороны организаций, занятых в погодозависимых секторах экономики, кредитных организаций и международных финансовых институтов.