V. Механизмы реализации Стратегии и комплекс обеспечивающих мероприятий

 

1. Основные механизмы реализации Стратегии

 

Основным инструментом реализации настоящей Стратегии являются федеральные и ведомственные целевые программы. Ряд целевых программ, реализующих отдельные положения настоящей Стратегии, выполняется уже в настоящее время.


Кроме того, в качестве инструмента реализации настоящей Стратегии будут применяться иные формы программно-целевых документов, такие, например, как реализуемый в настоящее время проект "Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета", подготовленный во исполнение Соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования этого проекта.

 

На обеспечение реализации настоящей Стратегии направлена также непрограммная деятельность Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, включающая следующие направления:

-модернизация и реконструкция защищенных пунктов управления гидрометеорологической службы и проведение технического переоснащения средств связи и техники мобилизационного резерва;
-осуществление прикладных научных исследований и разработок;
-развитие международных отношений и международной деятельности;
-подготовка кадров для нужд отрасли;
-проведение таких научно-технических мероприятий, как съезды, конференции, совещания, научные школы для молодых ученых, а также стажировки молодых специалистов в ведущих гидрометеорологических центрах;
-развитие музейной, выставочной и издательской деятельности.


Участие органов государственной власти в реализации настоящей Стратегии будет определяться целевыми программами в соответствии с полномочиями этих органов. Координация деятельности и взаимодействие федеральных органов исполнительной власти при разработке федеральных и ведомственных целевых программ будут осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в реализации настоящей Стратегии будет осуществляться в рамках реализации следующих полномочий субъектов Российской Федерации:

-предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий и ликвидация их последствий;
организация и осуществление региональных программ в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;
-участие в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации.


Детализация вопросов координации и взаимодействия Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется в рамках соглашений.

 

2. Комплекс обеспечивающих мероприятий

Комплекс приоритетных обеспечивающих мероприятий, создающих условия для эффективной реализации настоящей Стратегии в целом, включает следующие меры:

- развитие нормативной правовой базы и экономических институтов, институциональное укрепление гидрометеорологической службы;
- проведение научных исследований;
- подготовка и закрепление кадров.

Развитие нормативной правовой базы и экономических институтов, институциональное укрепление гидрометеорологической службы Мероприятия, связанные с развитием нормативной правовой базы и экономических институтов, а также с институциональным укреплением гидрометеорологической службы, включают:

- принятие нормативных актов, определяющих и уточняющих порядок проведения работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, взаимоотношения между производителями и потребителями услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
- усовершенствование положений, регламентирующих разделение информации о состоянии окружающей среды на типы и порядок предоставления информации разных типов потребителям;
- переработку существующих и разработку новых положений и регламентов деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в рамках административной реформы;
- институциональные преобразования и развитие структуры и системы взаимодействия участников реализации настоящей Стратегии;
- постоянное развитие и совершенствование критериев и показателей эффективности деятельности в области гидрометеорологического обеспечения;
- учет положений настоящей Стратегии при разработке стратегий развития отраслей экономики (погодозависимые и связанные с воздействиями на окружающую среду отрасли);
- дальнейшее развитие системы соглашений о взаимодействии (сотрудничестве) между Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 

Научные исследования

Научное обеспечение настоящей Стратегии представляет собой комплекс научных исследований и разработок, обеспечивающих научно-методическое сопровождение деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и решение приоритетных задач настоящей Стратегии.


Для осуществления научного обеспечения настоящей Стратегии предполагается использовать результаты фундаментальных и прикладных исследований в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, прикладной математики и механики, физики Земли, физики, химии и динамики атмосферы, гидросферы и астрофизики, полученные научно-исследовательскими учреждениями Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Российской академии наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии медицинских наук и высшими учебными заведениями страны в рамках их деятельности, а также результаты международного научно-технического сотрудничества в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
Научная и инновационная поддержка реализации настоящей Стратегии является необходимым условием инновационного сценария развития деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в Российской Федерации.


Для обеспечения реализации Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу применительно к гидрометеорологии и смежным с ней областям предполагается осуществить следующие мероприятия:

- создание организационных и экономических механизмов для повышения востребованности инноваций в области гидрометеорологии и смежных с ней областях российским производством;
- обеспечение опережающего развития фундаментальной науки в области исследования и прогнозирования климата, методов прогноза состояния атмосферы и гидросферы, скорейшего применения результатов фундаментальных исследований в гидрометеорологической практике (в том числе благодаря механизмам конкурсов ориентированных целевых исследований и региональных конкурсов Российского фонда фундаментальных исследований);
- обеспечение важнейших прикладных исследований и разработок в области наблюдений за состоянием природной среды;
- совершенствование нормативной правовой базы научной, научно-технической и инновационной деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
- обеспечение рационального сочетания государственного регулирования и рыночных механизмов при поддержке гидрометеорологической науки, мер прямого и косвенного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности в области гидрометеорологии;
- научное обеспечение освоения новейших мировых технических и технологических достижений, направленных на непрерывное обновление технической и технологической базы гидрометеорологической службы;
- укрепление научно-исследовательского сектора высшей школы в части научного обеспечения деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, а также интеграция и координация научных исследований, проводимых научно-исследовательскими учреждениями различного подчинения и высшей школой;
- развитие исследовательской, конструкторской и опытно-экспериментальной базы гидрометеорологического приборостроения в части приборов и оборудования, обеспечивающих как оперативную деятельность, так и научные исследования и разработки;
- создание и ресурсное обеспечение уникальных научных установок и полигонов для исследований в области атмосферы и гидросферы, а также центров коллективного пользования уникальным научным и экспериментальным оборудованием;
- создание системы учета информации о результатах научных исследований и технологических разработок, полученных организациями различных организационно-правовых форм, и обеспечение доступа к этой информации;
- государственное стимулирование создания, правовой защиты и использования результатов научной и научно-технической деятельности, а также нормативно-правового закрепления за государством прав на объекты интеллектуальной собственности и иные результаты научной и научно-технической деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, созданные за счет средств федерального бюджета;
- поддержка и развитие фундаментальных исследований, прикладных исследований и разработок, координация исследований и интеграция гидрометеорологической науки и образования, а также развитие и координация международного научно-технического сотрудничества.


Обеспечение государственной поддержки научно-исследовательской и образовательной деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, осуществляемой с привлечением бюджетов всех уровней, будет предусмотрено в программах развития наукоградов России (в том числе в программе развития г. Обнинска как наукограда, предусматривающей сосредоточение значительного потенциала гидрометеорологической науки).

 

Подготовка и укрепление кадров в гидрометеорологической службе

Меры по подготовке и закреплению кадров предусматривают:

- создание условий для привлечения и закрепления выпускников высших учебных заведений и средних профессиональных учебных заведений страны в организациях - участниках гидрометеорологической деятельности, в том числе в научных организациях, включая обеспечение жильем молодых специалистов, привлекаемых на работу в организации гидрометеорологической службы;
- государственную поддержку среднего профессионального образования в области гидрометеорологии и смежных с ней областях через систему колледжей и техникумов, укрепление их связи с организациями и учреждениями гидрометеорологической службы;
- обеспечение соответствия уровня подготовки кадров высшей квалификации потребностям реализации приоритетных направлений развития деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, в том числе научной деятельности;
- совершенствование контрактной формы найма работников, в том числе научных;
- государственную поддержку деятельности по повышению квалификации и профессиональной переподготовке специалистов в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
- поддержку участия российских специалистов в международных семинарах повышения квалификации;
- создание условий для возвращения в страну ведущих российских ученых и специалистов в области гидрометеорологии и геофизики, работающих за рубежом.