В стратосфере (на уровне АТ-10 гПа) в прошедшем месяце происходило восстановление околополярного циклонического вихря после январского стратосферного потепления. В первой декаде февраля гепотенциал в его центре ещё оставался выше нормы. Но быстрое углубление циклона привело к тому, что во второй и третьей декадах геопотенциал был уже на 20…45 дам ниже обычного. Т.е. вопреки сезонной тенденции происходило не ослабление, а углубление циркумполярного вихря. Центр циклона в течение всего месяца имел близкое к норме положение, располагаясь в начале февраля над Гренландским морем и смещаясь затем на восток в район Северной Земли. Сравнительно слабые стратосферные антициклоны формировались, в основном, на севере Тихого океана во второй половине февраля.
В экваториальной стратосфере продолжалось усиление западной фазы ветров квазидвухлетнего цикла.

В средней тропосфере (на уровне АТ-500 гПа) наибольшие отклонения от обычного режима циркуляции происходили в III естественном синоптическом районе (ЕСР). Именно здесь отмечались самые большие и положительные и отрицательные аномалии геопотенциала. Интенсивные тропосферные гребни, практически постоянно формировавшиеся над центральными акваториями Тихого океана и чаще всего ориентированные на север и северо-восток, вызывали блокирование зонального переноса. Обширная область огромных положительных аномалий геопотенциала занимала западные (до +8 дам), центральные субтропики и северо-восток Тихого океана (до +28 дам). Особенно интенсивны тихоокеанские гребни были в третьей декаде февраля: в конце месяца над Аляской и заливом Аляска располагался обширный устойчивый антициклон. Похожая ситуация складывалась и на востоке Атлантического океана, но здесь тропосферные гребни были менее интенсивны и устойчивы. Под их влиянием в первой половине февраля часто находились районы Северной Атлантики и Гренландии, во второй и третьей декадах месяца – восток Атлантики,  Западная, Центральная и Северная Европа. В среднем за месяц самые большие аномалии геопотенциала сформировались над Западной Европой (до +16 дам). Частое влияние тихоокеанских и атлантических гребней на полярные широты западного полушария привело к формированию аномалий геопотенциала до +9 дам в канадском секторе Арктики. Геопотенциал значительно выше нормы (аномалии до +13 дам) отмечался также на востоке США и на западе Атлантики. Обширные, но сглаженные тропосферные гребни привели к формированию аномалий до +5 дам на большей части территории Сибири. Положительные аномалии геопотенциала от +2 до +5 дам преобладали также в субтропических и тропических широтах северного полушария.

             

Рис.1.  Карта геопотенциала и аномалий геопотенциала АТ-500 (дам). Февраль 2019 г.

Высокий геопотенциал в канадском секторе Арктики стал причиной смещения основного центра околополярного циклона в российскую Арктику, где в связи с этим севернее моря Лаптевых аномалии составили -17 дам. Очень глубоким был и климатический циклонический центр над Охотским морем: аномалии геопотенциала над Камчаткой в среднем за месяц достигли -14 дам. Формированию этих аномалий способствовали циклоны, смещение которых на восток блокировалось тихоокеанскими гребнями. Наиболее аномальные тропосферные ложбины закономерно существовали к востоку от тихоокеанских блоков и занимали запад США (аномалии до -14 дам). Постоянный вынос холода на юг провоцировал активный циклогенез в восточных субтропиках Тихого океана и в районе Гавайских островов (аномалии -2…-6 дам). Аналогичной ситуация была и в атлантико–европейском секторе. Атлантические циклоны, смещавшиеся в глубоких ложбинах, способствовали формированию аномалий геопотенциала до -11 дам в центральных районах Северной Атлантики. Восточно-европейская ложбина в среднем за месяц имела геопотенциал, близкий к норме или немного выше. Её ось была ориентирована с полярного Урала на юг европейской территории России (ЕТР) и далее на восточное Средиземноморье, где в феврале продолжалась активная циклоническая деятельность. В связи с этим на севере Африки сформировалась область отрицательных аномалий геопотенциала до -6 дам.  
 
Положение планетарной высотной фронтальной зоны (ПВФЗ) в основном соответствовало норме. Наибольшие её колебания и разрывы происходили на северо-востоке Тихого океана и над Аляской. В среднем за месяц отклонение ПВФЗ к северу составило здесь 10-17º. Небольшие отклонения фронтальной зоны к югу отмечались в глубоких ложбинах в Атлантике и на западе Канады. Практически на всём своём протяжении ПВФЗ в феврале оставалась обострённой.
Расчёт индексов циркуляции показал, что зональный перенос в средней тропосфере в среднем за месяц был очень интенсивен в высоких широтах II ЕСР: здесь норма была превышена почти в два раза (на 97%). В высоких широтах III ЕСР, напротив, зональный перенос оказался ослаблен на 30%. В остальных районах индексы были близки к норме. Меридиональный перенос выше нормы отмечался в умеренных широтах  I и II ЕСР, где индексы превысили обычные значения на 25% и 37% соответственно.

В осреднённом за месяц поле приземного давления все основные и сезонные центры действия атмосферы (ЦДА) были выражены очень хорошо. В атлантической паре происходило упорное противоборство глубоких атлантических циклонов с обширным азорским максимумом. Его интенсивность в течение всего февраля оставалась выше нормы, но положение было неустойчивым. В первой декаде антициклон выглядел вполне традиционно, но уже с начала месяца была очевидна тенденция к его распространению на восток и северо-восток. Во второй декаде февраля восточные гребни азорского максимума способствовали формированию устойчивого антициклона над Европой и Северной Африкой, который затем усилился и просуществовал до конца месяца. При этом в центральных и западных районах Атлантики постоянно формировались подвижные антициклоны. На среднемесячной карте эти процессы отобразились в виде обширнейшей области высокого давления над атлантическими субтропиками (аномалии до +5 гПа на западе), Северной Африкой и западной половиной Европы (аномалии до +8 гПа). Основной центр антициклона располагался над Пиренейским п-овом, второстепенный – в центральных субтропиках Атлантического океана. Под влиянием европейских антициклонов находились страны Западной, Центральной и Северной Европы, где февраль был намного теплее обычного. Нормальный температурный режим сохранялся лишь в средиземноморских странах. Преобладание антициклональной погоды стало причиной серьёзного дефицита осадков на северо-западе Африки, в Испании, Франции, на юге Англии, в Италии, в большинстве центрально-европейских и балканских стран и на юге ЕТР.
           


Рис.2. Карта давления и аномалий давления на уровне моря (гПа). Февраль 2019 г.

Исландский минимум в прошедшем феврале, располагаясь на своём обычном месте, был очень глубоким: давление в его центре в среднем за месяц оказалось на 8 гПа ниже нормы, а аномалии над Девисовым проливом составили -10 гПа. В первой декаде февраля атлантические циклоны ещё оказывали влияние на Западную, Центральную Европу и запад Средиземного моря. В связи с этим в Пиренеях в начале месяца прошли сильные снегопады, когда выпадало до 70 см снега в сутки. Но с формированием блокирующего европейского антициклона траектории циклонов всё больше смещались к северу. При этом во второй и, особенно, в третьей декадах февраля циклоны были гораздо более глубокими, чем в начале месяца. Британские острова и северные европейские страны не раз оказывались под ударом штормовых и даже ураганных ветров. Вынос тепла на север Европы и на арктические моря становился всё более интенсивным. Во второй половине февраля во многих европейских странах установилась аномально тёплая погода, когда дневные температуры превышали +15ºС и даже +20ºС. В Великобритании прошедший февраль стал самым тёплым за всю историю метеонаблюдений, здесь впервые отмечались февральские температуры выше +20ºС: в Лондоне 26 февраля была зафиксирована температура +21,2ºС.  Во многих странах были обновлены дневные максимумы температуры. В среднем за месяц самые большие положительные аномалии температуры, превышавшие +6ºС, сформировались в Прибалтике и на северо-западе ЕТР. На востоке ЕТР и на Урале погоду чаще всего формировали  глубокие ложбины атлантических циклонов и смещавшиеся в них циклоны: аномалии давления в Нижегородской области в связи с этим составили -8 гПа. Температура в этих районах была около нормы или немного выше, а осадков на севере ЕТР и на Урале выпадало значительно больше обычного. Влияние полярных ложбин часто распространялось далеко к югу на Кавказ и восточное Средиземноморье, способствуя здесь активному циклогенезу. Циклоническая деятельность привела к формированию отрицательных аномалий температуры на севере Африки и к избыточному количеству осадков в странах восточного Средиземноморья и Ближнего Востока. Неоднократно в течение месяца сильные дожди шли в Иордании, Ливане, Израиле, Омане. В конце февраля мощный центрально-европейский антициклон и циклон  с центром над Эгейским морем спровоцировали феноменальную по интенсивности борý над Адриатическим морем. На побережье Хорватии 23 февраля отмечались порывы ветра до 48 м/с, в Дубровнике они достигали 37 м/с. Сильные ветры стали причиной масштабных разрушений не только на Балканах, но и в Италии.

Под влиянием активной циклонической деятельности в феврале находились республики Средней Азии, Иран, Пакистан, Афганистан. Средиземноморские циклоны и циклоны, формировавшиеся в полярных ложбинах, неоднократно вызывали обильные дожди в этих странах. В третьей декаде февраля многодневные сильнейшие дожди (до 166 мм/сутки), связанные с циклоном и его обострёнными фронтами, вызвали масштабные наводнения и разрушения в Пакистане, в которых погибли 26 человек. По этой же причине избыточное количество осадков выпало в феврале на севере Индии. Циклоны, формировавшиеся на обострённых полярных фронтах на южной периферии сибирского максимума, обусловили большое количество осадков в западных китайских провинциях и в Монголии.

Сибирский антициклон в феврале оставался очень интенсивным, особенно в первой декаде, когда он, к тому же, был очень обширным и распространял своё влияние практически на всю Сибирь, Урал, на восток и юг ЕТР и на восточный Китай. Центр антициклона в это время располагался преимущественно в Иркутской области. Во второй и третьей декадах февраля под натиском атлантических циклонов, смещавшихся по арктическим морям и по северу Сибири, а также западных полярных ложбин антициклон отступил к югу и занимаемая им территория существенно сократилась. Однако северо-восточные и юго-восточные гребни максимума продолжали оставаться активными, формируя погоду в Забайкалье, на востоке Якутии, в дальневосточных районах России, в северо-восточных и центральных провинциях Китая. На этих территориях в феврале имел место дефицит осадков. На среднемесячной карте сибирский максимум выглядел вполне традиционно. Но давление вблизи его центра на западе Монголии оказалось на 7 гПа выше обычного, а на западной и северной периферии антициклона отмечались отрицательные аномалии давления до – 5 гПа на востоке Казахстана и до -2…-9 гПа на севере Восточной Сибири. Активная циклоническая деятельность в Арктике отобразилась на осреднённой карте в виде самостоятельного циклонического центра на севере моря Лаптевых (аномалии до -16 гПа). Во второй половине февраля под влиянием активных западных, а иногда и тихоокеанских циклонов часто оказывались также западные районы Якутии (аномалии на юго-западе до -9 гПа). Поэтому здесь и на островах и побережьях арктических морей осадков выпадало значительно больше нормы. Огромное количество тепла, которое приносили циклоны, привело к тому, что в описываемых районах февраль оказался необычайно тёплым. Область больших положительных аномалий температуры заняла восточные районы Западной Сибири и всю Восточную Сибирь. Особенно велики среднемесячные аномалии температуры оказались на юго-западе Якутии (более 11ºС).

Под влиянием обострённых полярных фронтов сильные дожди  в феврале шли на востоке и юге Китая и на севере Индокитая.

В тихоокеанской паре ЦДА противоборство двух центров было ещё более упорным, чем в Атлантике. Огромный мощный блокирующий антициклон с центром на северо-востоке Тихого океана весьма условно можно назвать гавайским, который в феврале обычно выражен очень слабо. В первые две декады месяца положение антициклона было стабильно, его центр располагался вблизи 40-45ºс.ш. на северо-востоке Тихого океана. Давление в центре антициклона в среднем за месяц на 17 гПа превысило климатическую норму для гавайского максимума. В итоге северо-восточные и центральные акватории Тихого океана оказались заняты обширной областью больших положительных аномалий давления до +23 гПа над заливом Аляска. Следует отметить, что и канадский антициклон, занимавший обычно западные провинции страны, тоже был  довольно интенсивен и устойчив (аномалии до +9 гПа). Тихоокеанские циклоны при этом оставались очень глубокими, особенно в первой и третьей декадах февраля. В итоге и алеутский минимум в среднем за месяц оказался на 9 гПа глубже, чем обычно. Смещение его центра к северу привело к формированию огромных отрицательных аномалий давления до -21 гПа у побережья Камчатки. В сложившихся условиях траектории циклонов чаще всего проходили по Алеутским островам через Берингово море в Арктику. Часто это сопровождалось штормовыми и ураганными ветрами южных направлений, что, в свою очередь, способствовало колоссальному выносу тепла в полярные широты. На Аляске, в море Бофорта, в Беринговом и Чукотском морях положительные аномалии температуры были чрезвычайно велики: на востоке Чукотки их средние месячные значения местами превысили 15ºС.  Месячные суммы осадков на Аляске и Чукотке также  оказались в несколько раз больше нормы. В Канаде из-за преобладания антициклональной погоды прошедший февраль был сухим. Близкое к норме количество осадков выпало лишь в некоторых западных провинциях и на востоке страны. Вторым направлением удара тихоокеанских циклонов в феврале нередко оказывалось западное побережье США. В связи с этим область отрицательных аномалий давления до -7 гПа сформировалась в западных американских штатах. Чрезвычайные ситуации, связанные с сильными осадками, наводнениями и ветрами, неоднократно в течение месяца происходили на севере Калифорнии. Вышедшие на побережье циклоны смещались затем на юго-восток или восток, вызывая практически на всей территории США неблагоприятные и опасные погодные условия, приводившие к гибели людей. Не только сильные дожди, но и снегопады отмечались даже в Аризоне.  Под влиянием холодных канадских антициклонов и тыловых адвекций очень низкие температуры удерживались в феврале во всей западной половине Северной Америки. Наибольшие отрицательные аномалии температуры (около -15ºС) сформировались в юго-западных канадских провинциях. Этот холод способствовал обострению полярных фронтов на Среднем Западе и взрывному развитию циклонов, смещавшихся по территории США. Поэтому практически вся территория страны имела большой избыток осадков. На севере страны это были сильные снегопады и ледяные дожди. В южных штатах интенсивная конвекция становилась причиной не только сильнейших ливней, но и гроз, шквалов и даже торнадо. В конце месяца необычно мощный для февраля торнадо, со скоростью ветра более 70 м/с, прошёл по штату Миссисипи, вызвав масштабные разрушения и гибель людей в г. Колумбус. На восточном побережье США и на юго-востоке Канады под влиянием частых южных адвекций февраль был теплее обычного.

Следует отметить также область отрицательных аномалий давления до -4 гПа в районе Гавайских островов. При высокой меридиональности циркуляции на востоке Тихого океана регулярные адвекции холода провоцировали активный циклогенез в субтропиках. Под влиянием циклонов на Гавайских островах в феврале выпадало очень много осадков, в горах даже шёл снег.

В тропической зоне северного полушария на северо-западе Тихого океана в феврале сформировался 1 тропический циклон (ТЦ). Норма февраля для этого региона составляет 0,1, т.е. в среднем в это время здесь формируется один циклон в 10 лет. Необычность циклона заключалась ещё и в том, что он возник очень близко к экватору (южнее 5ºс.ш.). И, тем не менее, ТЦ развился до стадии мощного тайфуна: в максимальной стадии своего развития 25-26 февраля «Вутип» имел давление в центре 915 гПа и скорость ветра до 55 м/с, в порывах до 75 м/с. В зоне влияния тайфуна оказались Каролинские острова, где прошли сильные дожди.

В южном полушарии в феврале возникло 5 тропических циклонов при норме 5,9.   Два циклона существовали на юге Индийского океана (норма 3,7). ТЦ были очень интенсивными, но траектории имели неопасные и влияния на сушу не оказывали.
         
На юге Тихого океана в феврале возникло 3 циклона при норме 2,2.  Два ТЦ усиливались до стадии тропического циклона, но смещались неопасно для крупных островов Океании. Самые сильные дожди (до 138 мм/сутки) вызвал ТЦ «Ома» на островах Вануату.