ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АТМОСФЕРНОЙ ЦИРКУЛЯЦИИ И ПОГОДЫ В СЕВЕРНОМ ПОЛУШАРИИ  В  ДЕКАБРЕ  2018 ГОДА.

В стратосфере (на уровне АТ-10) продолжалось углубление циркумполярного вихря. В первые две декады декабря геопотенциал в центре циклона оставался ниже нормы на 25…30 дам, а сам центр при этом чаще всего располагался либо в районе Шпицбергена, либо над Карским морем. Смещению циклона способствовал стратосферный антициклон, который с конца ноября оставался более интенсивным и обширным, чем обычно. Его центр чаще всего располагался над Беринговым морем или над Аляской. В третьей декаде месяца геопотенциал на уровне АТ-10 заметно повысился. Антициклон укрепился, в то время как циркумполярный вихрь, напротив, значительно ослабел: геопотенциал в его центре уже был выше нормы на 30…35 дам. В конце декабря циклон часто сильно деформировался и иногда раздваивался, создавая предпосылки для стратосферного потепления. В среднем за декаду положение его центра находилось над Скандинавией.

В экваториальной стратосфере произошла смена восточной фазы ветров квазидвухлетнего цикла на западную фазу.

В средней тропосфере (на уровне АТ-500) наибольшие отклонения от нормального режима циркуляции по-прежнему отмечалась в атлантико-европейском секторе. На востоке Атлантики и на западе Европы практически постоянно в течение месяца формировались гребни и антициклоны. В первой декаде декабря их влияние часто распространялось на север вплоть до Гренландии. Во второй декаде месяца распространившийся на Скандинавию гребень способствовал формированию здесь интенсивного антициклона, который затем сместился на север Европейской территории России (ЕТР), и довольно долго удерживал антициклональную погоду в центральных и восточных районах ЕТР. В третьей декаде декабря наиболее интенсивные гребни формировались уже над Уралом и Западной Сибирью. В итоге на среднемесячной карте сформировалась обширнейшая область больших положительных аномалий геопотенциала, занимавшая восток Атлантики и Западную Европу (аномалии до +14 дам в Испании), север Атлантики, включая юг Гренландии (аномалии до +9 дам), практически всю Северную и Восточную Европу (аномалии до +15 дам на северо-востоке ЕТР) и бóльшую часть Западной Сибири. Выше нормы геопотенциал был также в Восточной Сибири (аномалии до +5 дам) и на всей территории Канады (аномалии до +8 дам), часто находившихся под влиянием тропосферных гребней. Геопотенциал выше нормы преобладал и в субтропической зоне северного полушария. Аномалии до +5 дам отмечались на западе Атлантики и на Ближнем Востоке, аномалии до +7 дам – на западе Тихого океана и до +6 дам в его центральных акваториях.



Рис.1.  Карта геопотенциала и аномалий геопотенциала АТ-500 (дам). Декабрь 2018г.

Основной центр околополярного циклонического вихря был смещён из канадского сектора Арктики к полюсу и в среднем за месяц оказался немного более глубоким, чем обычно: геопотенциал в его  центре был на 4 дам ниже нормы. Второй центр, обычно в декабре располагающийся на севере Хабаровского края, был несколько ослаблен и смещён на Охотское море. Наиболее глубокие тропосферные ложбины формировались на севере Тихого океана, особенно в его восточной части, где аномалии геопотенциала составили от -4 дам над заливом Аляска до -11 дам на севере Берингова моря. Здесь ложбины были особенно глубоки во второй декаде декабря. В первой и третьей декадах месяца под влиянием тропосферных ложбин находились также центральные и западные районы умеренных широт Тихого океана, поэтому здесь тоже имели место значительные отрицательные аномалии от -2 дам в Охотском море до -9 дам южнее Алеутских островов. Довольно часто в первой и второй декадах месяца глубокие тропосферные ложбины распространялись из Западной Сибири в Монголию и северо-западный Китай. По этой причине здесь тоже сформировалась обширная область отрицательных аномалий геопотенциала до -5 дам. Активная циклоническая деятельность в первой и третьей декадах декабря происходила также в центральной Атлантике и во второй декаде - в Северной Атлантике. Циклоны, смещавшиеся по более южным траекториям, способствовали образованию в центральных акваториях океана аномалий геопотенциала от -2 до -10 дам.  Следует отметить также отрицательные аномалии в восточном Средиземноморье, свидетельствующие о том, что практически постоянно в течение месяца эти территории находились под влиянием тропосферных ложбин и циклонов, особенно глубоких и активных во второй декаде декабря.
 
Планетарная высотная фронтальная зона (ПВФЗ) в среднем за декабрь имела близкое к норме положение. Исключением стали лишь её участки над Европой и Западной Сибирью, располагавшиеся на 5-10º севернее, чем обычно. Очень обострёнными были участки ПВФЗ над Тихим и Атлантическим океанами.
 
Расчёт индексов циркуляции показал, что зональный перенос в средней тропосфере был заметно ослаблен в высоких широтах всех трёх ЕСР. Наибольшие отклонения индекса от нормы (на 35%) отмечались во II ЕСР. Меридиональный перенос практически повсеместно оставался близким к норме.

В осреднённом за месяц поле приземного давления атлантические ЦДА (центры действия атмосферы) были более обширными и интенсивными, чем обычно. Азорский максимум в первой и третьей декадах декабря часто раздваивался.

При этом основной восточный его центр располагался обычно у побережья Португалии, а западный – в районе Бермудских островов. Это способствовало формированию на среднемесячной карте аномалий давления до +5 гПа в западных субтропиках Атлантики и до +7 гПа – над Пиренейским полуостровом. Влияние антициклона распространялось в основном на Пиренейский полуостров, запад Средиземного моря и Северную Африку (аномалии +3…+6 гПа), где осадков в декабре было очень мало. Во второй декаде декабря антициклон занимал более традиционное положение, оставаясь по-прежнему интенсивным. Его северо-восточные гребни способствовали формированию скандинавского антициклона, который затем в течение всей декады удерживал антициклональную погоду на севере и востоке ЕТР. В результате и в этих районах тоже имел место дефицит осадков. Значительные положительные аномалии давления сформировались в Скандинавии (до +6гПа) и практически на всей территории ЕТР (до +11 гПа на севере), за исключением южных районов. 



Рис.2. Карта давления и аномалий давления на уровне моря (гПа). Декабрь 2018 г.

Атлантические циклоны, как и в ноябре, были очень глубоки, особенно в первые две декады декабря. Связанные с ними полярные ложбины нередко распространялись и в субтропики Атлантики. Это привело к тому, что исландский минимум в прошедшем месяце был обширным и очень глубоким. Положение его западного центра соответствовало норме. Давление в центре в среднем за месяц оказалось на 6 гПа ниже обычного, а в центральных акваториях Северной Атлантики аномалии достигли -7 гПа. Циклоны смещались чаще всего через Норвежское море в Арктику; сформировавшийся над Баренцевым морем восточный центр исландского минимума тоже имел близкое к норме положение и давление в центре на 3 гПа ниже обычного. Аномалии давления вблизи Земли Франца-Иосифа составили -9 гПа. Глубокие циклоны неоднократно вызывали штормовые и даже ураганные ветры на западе Европы, в Ирландии и на Британских островах. Под влиянием адвекций в их тёплых секторах значительные положительные аномалии температуры сформировались в Западной, Северной и частично Центральной Европе. А аномалии температуры в Арктике, связанные с частыми выходами сюда атлантических циклонов, были просто колоссальны: на Земле Франца-Иосифа они достигли +10,1ºС, на острове Визе –  +11,4ºС. Выше нормы в связи с этим температура была и на севере ЕТР. На большей же части Восточной Европы температура оставалась близкой к норме. Влияние атлантических циклонов на континентальную Европу происходило в основном посредством распространения полярных ложбин через северо-запад и центр на юго-восток материка. Избыток осадков в связи с этим отмечался на востоке Франции, в Германии, на севере Италии, в Польше, Венгрии, на Украине и в Белоруссии.  В полярных ложбинах постоянно возникали циклоны, и особенно часто это происходило над Средиземным морем. Восточное Средиземноморье практически постоянно в течение месяца находилось под их влиянием. На среднемесячной карте об этом свидетельствует самостоятельный циклонический центр над Кипром и область отрицательных аномалий давления от -3 до -6 гПа, занимающая Турцию, Кавказ и Ближний Восток. Погода на этих территориях была очень нестабильна. Большое количество осадков южные циклоны вызывали в Турции, на севере Египта, на Ближнем Востоке. Смещаясь на северо-восток, они неоднократно заливали дождями и засыпали снегом Крым, Кавказ, юг ЕТР и Поволжье. Месячные нормы осадков здесь были значительно превышены. Частые северные адвекции привели к тому, что в Греции и на греческих островах, в Болгарии и на западе Турции декабрь был холоднее обычного. На Ближнем Востоке, находившемся под влиянием тёплых секторов циклонов, напротив, температура держалась выше нормы. 

Положение сибирского антициклона в прошедшем месяце оставалось достаточно стабильным. По сравнению с климатическим положением центр его был смещён к северо-востоку и располагался на северо-западе Монголии. Интенсивность антициклона обычно значительно превосходила норму: в среднем за месяц давление в его центре оказалось на 10 гПа выше климатических значений, а его аномалии на территории Монголии достигли +16 гПа. Своим влиянием антициклон охватывал практически всю Сибирь: аномалии давления в Западной Сибири составили +4…+10 гПа, в Восточной Сибири - +2…+8 гПа. На занятых антициклоном территориях бóльшую часть месяца царили трескучие морозы. Обширная область отрицательных аномалий температуры занимала Поволжье, Южный Урал, Западную Сибирь, Казахстан, Среднюю Азию, Монголию и север Китая. Самые большие аномалии до -5…-6,7ºС отмечались в Алтайском крае, в Новосибирской, Томской областях и на юге Красноярского края. Количество осадков на этих территориях либо соответствовало норме, либо было значительно ниже. Исключением стали побережья арктических морей, где атлантические циклоны обеспечили избыток осадков. Больше нормы осадков выпало также на западе Красноярского края и на востоке Якутии, которые во второй декаде декабря часто находились под влиянием циклонов с северо-запада. По этой же причине значительный избыток осадков отмечался в Забайкалье, в Амурской области и в Хабаровском крае. Но наряду с северными циклонами в копилку осадков здесь вносили свой вклад и западные циклоны, и активная циклоническая деятельность в Охотском море (аномалии давления до -6 гПа). Циклоны стали также причиной аномально тёплой погоды в центре и на юго-востоке Якутии, в Хабаровском крае, в Сахалинской области и Приморье. Довольно интенсивны в течение большей части месяца были северо-восточные гребни сибирского максимума, формировавшие погоду на востоке Якутии, в Магаданской области и на Чукотке (аномалии давления до +4…+8 гПа). Температурный режим в среднем за месяц здесь был ниже нормы при существенном дефиците осадков. Под влиянием гребней сибирского антициклона постоянно в течение месяца находились также центральные и восточные районы Китая. Его  юго-восточные гребни, весьма интенсивные, стали причиной аномалий от +2 до +5 гПа в Юго-Восточной Азии, в том числе и на севере Индокитая. Регулярный вынос холода обострял полярные фронты на северо-востоке, востоке и юге Китая, где по этой причине осадков выпадало значительно больше нормы. По этой же причине месячные нормы осадков были превышены на севере Индокитая. Следует отметить также избыток осадков в северо-западных китайских провинциях. Эти территории в первой и третьей декадах декабря очень часто находились под влиянием обострённых полярных фронтов и волн, смещавшихся  по южной периферии сибирского антициклона или в полярных ложбинах с севера.

Тихоокеанская пара ЦДА в декабре была весьма активной. Довольно необычны для декабря были субтропические тихоокеанские антициклоны, сопоставимые по интенсивности с атлантическими. Во второй декаде месяца они чаще всего формировались в центральных акваториях, в третьей декаде – на востоке Тихого океана вблизи побережья Северной Америки. В среднем за месяц аномалии давления во всей субтропической зоне составили +2…+7 гПа. Вместе с тем активнейшая циклоническая деятельность происходила в умеренных и высоких широтах. Алеутский минимум в итоге оказался очень обширным и глубоким: давление в центре в среднем за месяц было на 4 гПа ниже обычного. На Алеутских островах аномалии давления составили -2…-6 гПа, а на Аляске, через которую часто смещались тихоокеанские циклоны, до -10 гПа. Антициклоны, формировавшиеся на континенте в первые две декады декабря, были подвижны и не очень интенсивны, и только в третьей декаде месяца канадский антициклон усилился и обрёл некоторую стабильность. Однако сдержать натиск тихоокеанских циклонов антициклоны могли не всегда, поэтому фон давления  практически на всей территории Северной Америки был понижен. Небольшие положительные аномалии давления до +2 гПа отмечались лишь на северо-западе США и на юго-востоке Канады. Циклоны чаще всего смещались либо в канадский сектор Арктики через Аляску, вызывая интенсивнейшие адвекции тепла в западные и центральные канадские провинции, либо по границе США и Канады, обеспечивая теплом северные и восточные штаты США. В связи с этим много осадков выпало на юге Аляски, на севере Канады и на севере США. В то же время бóльшая часть территории Канады имела значительный дефицит осадков, особенно западные провинции. На бóльшей же части территории США, напротив, декабрь оказался чрезвычайно влажным. Под влиянием циклонов и их обострённых фронтов сильнейшие снегопады неоднократно обрушивались не только на Средний Запад, но и на южные штаты США. Снежная буря, бушевавшая в Теннеси, Виржинии и в Северной Каролине 10 декабря, привела к чрезвычайным ситуациям и гибели людей. В южных штатах неоднократно отмечались ледяные дожди, во Флориде 20 декабря были зафиксированы  торнадо.

В тропической зоне северного полушария в декабре сформировался 1 тропический циклон (норма 1,6). Циклон существовал на севере Индийского океана в Бенгальском заливе, где норма декабря составляет 0,4. Он был сравнительно слабым, но, тем не менее, выйдя на побережье Индии, вызвал сильнейшие дожди (до 373 мм/сутки). Впрочем  это не привело к катастрофическим последствиям.
          
В южном полушарии в декабре возникло 3 тропических циклона при норме 3,4. На юге Индийского океана существовали 2 циклона (норма 2,3). Оба циклона были  довольно интенсивны, но смещались вдали от суши и были неопасны.

На юге Тихого океана возник 1 тропический циклон (норма 1,0), имевший весьма необычную траекторию. Тропический шторм «Оуэн» возник и недолго существовал в Коралловом море. Почти уже разрушившийся циклон, смещаясь на запад, пересёк австралийский п-ов Кейп-Йорк, вышел в залив Карпентария, где вновь усилился до стадии тропического циклона (аналог урагана).  Ветры достигали 40 м/с, в порывах более 50 м/с. Затем, резко развернувшись, он двинулся на восток  и 15 декабря  опять вышел на полуостров Кейп-Йорк, где суточные суммы осадков составили 344 мм. Смещаясь затем на юго-восток, он затапливал северо-восточное и восточное побережье Австралии, где за сутки выпадало до 165 мм осадков.