В стратосфере (на уровне АТ-10 гПа) в марте сохранялся зимний режим циркуляции. Околополярный циклонический вихрь оставался очень глубоким: аномалии геопотенциала вблизи его центра в течение всего месяца были огромны и составили -160… -220 дам, а в среднем за месяц – около -190 дам. Положение центра полярного вихря в первые две декады марта было достаточно стабильно и близко к мартовской норме. В третьей декаде месяца на севере Тихого океана сформировался довольно интенсивный стратосферный антициклон (аномалии геопотенциала до +54 дам), который оттеснил начавший ослабевать циклон на север Гренландии.
В экваториальной стратосфере сохранялась восточная фаза ветров квазидвухлетнего цикла.
В средней тропосфере (на уровне АТ-500 гПа) в осреднённом за месяц поле геопотенциала практически повсеместно отмечался повышенный фон. Наибольшие положительные аномалии были связаны с интенсивными блокирующими тихоокеанскими гребнями, которые часто распространялись на север в район Алеутских островов. Аномалии геопотенциал составили здесь +24 дам, и область больших положительных аномалий была весьма обширна. В субтропической зоне наибольшие аномалии геопотенциала, связанные с интенсивными тропосферными антициклонами, отмечались на юге США (до +11 дам), в районе Азорских островов (до +9 дам) и на западе Казахстана (до +11 дам). Значительные для низких широт аномалии геопотенциала от +3 до +6 дам наблюдались и в тропической зоне.
Рис.1. Карта геопотенциала и аномалий геопотенциала АТ-500 (дам). Март 2020 г.
Вместе с тем в высоких широтах продолжалась бурная циклоническая деятельность, итогом которой стали очень большие отрицательные аномалии геопотенциала в полярных и приполярных районах. Основной центр околополярного циклона оказался смещён из канадского в российский сектор Арктики, где в районе Шпицбергена сформировались аномалии до -18 дам. Геопотенциал в его центре в среднем за месяц оказался на 10 дам ниже нормы. Полярные ложбины в целом имели нормальное положение и глубину, за исключением тихоокеанской ложбины, которая была раздвоена мощными блокирующими гребнями. Регулярный вынос холода провоцировал активный циклогенез на востоке Тихого океана, в связи с чем у побережья Северной Америки сформировалась обширная область отрицательных аномалий геопотенциала до -7 дам.
Планетарная высотная фронтальная зона (ПВФЗ) в марте имела в основном близкое к норме положение. Исключением опять стал Тихий океан, где под влиянием гребней и антициклонов её положение в среднем за месяц оказалось смещенным к северу на 15º. Почти на всём своём протяжении ПВФЗ была очень обострённой, особенно над западной Атлантикой и западом Тихого океана.
Соседство больших положительных и отрицательных аномалий геопотенциала в средней тропосфере стало причиной очень интенсивной зональной циркуляции в высоких широтах. В I ЕСР и III ЕСР нормальные значения индексов были превышены на 48% и 39% соответственно. В высоких же широтах II ЕСР интенсивность зональной циркуляции оказалась выше нормы на 288%! Меридиональный перенос в I ЕСР был несколько ниже нормы, во II ЕСР и III ЕСР – немного выше, но в целом интенсивность междуширотного обмена соответствовала норме.
В осреднённом за месяц поле приземного давления главной особенностью стала обширнейшая зона циклонической деятельности в полярных и высоких широтах. Западный центр исландского минимума, немного более глубокий, чем обычно, был расположен на своём обычном месте. Восточный же центр, сильно смещённый на северо-восток, располагался в районе островов Франца-Иосифа и был очень глубок. Давление в его центре было на 11 гПа ниже нормы, а смещение циклона привело к формированию севернее островов аномалий давления до -22 гПа. Траектории атлантических циклонов в течение всего месяца были стабильно направлены из Северной Атлантики через север Скандинавии в российский сектор Арктики. В первой и второй декадах марта циклоны были чрезвычайно глубоки. Под их влиянием в течение всего месяца находились Северная Европа и практически вся территория Сибири, за исключением южных районов. Вместе с тем полярные ложбины нередко распространялись на юг Европы, особенно в первой декаде марта, вызывая активный циклогенез в Средиземноморье. Во второй и третьей декадах месяца циклогенез поддерживали холодные тропосферные ложбины, нередко достигавшие субтропических широт. Южные циклоны, смещавшиеся на восток и северо-восток, сформировали отрицательные аномалии давления на севере Африки (до -2 гПа), на Ближнем Востоке (до -3 гПа), на Кавказе и севере Ирана (до -5 гПа) и на юге Европейской территории России (до -3 гПа).
Рис.2. Карта давления и аномалий давления на уровне моря (гПа). Март 2020 г.
Азорский максимум в прошедшем марте был более обширным и интенсивным, чем обычно. В среднем за месяц давление в его центре оказалось выше нормы на 4 гПа, а на занятой антициклоном практически всей территории субтропической и Северной Атлантики аномалии давления составили +5…+7 гПа. В третьей декаде марта центр антициклона часто был смещён к северо-востоку, что привело к формированию аномалий до +3 гПа на севере и в центральных районах Европы. В целом в марте Западная и Центральная Европа часто оказывались под его влиянием, поэтому здесь осадков выпало относительно немного. Наибольший дефицит осадков отмечался на юго-востоке Европы и на юге ЕТР, где преобладала антициклональная погода, связанная либо с восточными гребнями азорского антициклона либо с западными гребнями сибирского максимума. Значительный избыток осадков в марте имели восточные районы Испании, Египет и Турция, где местами нормы были превышены в несколько раз. Под влиянием атлантических циклонов избыточное количество осадков выпало также на севере Скандинавии и на севере ЕТР. Температура воздуха на бóльшей части территории Европы была близкой к норме или немного выше. Но в Восточной Европе под влиянием постоянных южных адвекций и антициклональной погоды температура марта оказалась значительно выше обычной. Наибольшие аномалии сформировались на юге ЕТР (более +8ºС) и в Архангельской области (более +7ºС).
Несмотря на мощный натиск атлантических циклонов с севера и южных циклонов с юга, сибирскому максимуму удалось сохранить свою интенсивность, при более южном, чем обычно, положении. В первой декаде марта его влияние распространялось, в основном, на запад, в южные районы Западной Сибири и Казахстан, во второй – в центральные и юго-восточные провинции Китая, в третьей – на восток вплоть до Корейского полуострова. Эти регионы, а также Узбекистан и Монголия, имели в марте большой дефицит осадков. Кроме того, в первые две декады марта довольно активны были северо-восточные гребни сибирского антициклона, с подачи которых нередко формировались антициклоны на северо-востоке Якутии и в Магаданской области. Здесь тоже месячные суммы осадков оказались ниже нормы. На большей же части территории Сибири, как уже отмечалось, безраздельно правили атлантические циклоны. Поэтому практически повсеместно количество выпавших осадков значительно превысило норму. В центральных районах Красноярского края, на Алтае, на западе Якутии месячные суммы оказались в 2-3 раза больше климатических. Температура воздуха на всей территории Сибири была значительно выше нормы, особенно в Западной Сибири, где в Ямало-Ненецком АО мощные постоянные потоки атлантического тепла обусловили аномалии до +9ºС. В основном же, на большей части территории Сибири, средние месячные температуры были превышены на +3…+6ºС.
В южной Азии сильные дожди и снегопады в горах отмечались на севере Ирана, Пакистана, в Афганистане и на севере Индии, что было связано либо со смещением на восток средиземноморских циклонов либо с полярными ложбинами и фронтами с севера. Эти же циклоны нередко вызывали сильные дожди и в южном Китае. К тому же во второй половине марта над Бенгальским заливом и Индокитаем начала формироваться муссонная депрессия, с которой были связаны сильные дожди на большей части территории полуострова.
Дальневосточные районы России и прибрежные территории Юго-Восточной Азии, находились в основном под влиянием обострённых полярных фронтов с волнами и южных циклонов. В связи с этим избыточное количество осадков отмечалось в восточных китайских провинциях и в Приморье.
В тихоокеанской паре ЦДА (центров действия атмосферы) ведущая роль, безспорно, принадлежала мощному антициклону, который даже затруднительно назвать гавайским, не смотря на то, что по положению центра он вполне ему соответствовал. Антициклон был чрезвычайно мощным, обширным и устойчивым, что совершенно нехарактерно для гавайского максимума в марте. Его влияние распространялось практически на всю акваторию Тихого океана, где сформировалась обширная область больших положительных аномалий давления. Во второй и третьей декадах месяца его гребни постоянно распространялись на север до Алеутских островов и Аляски (аномалии до +19 гПа), способствуя формированию блокирующих антициклонов и гребней. В таких условиях алеутский минимум был раздвоен и сильно ослаблен. Один из его центров располагался у западного побережья Канады, другой – над Охотским морем и, по существу, был третьим центром в огромной арктической циклонической депрессии. Тихоокеанские циклоны только в первой декаде марта имели возможность смещаться по традиционным траекториям на запад Канады. Затем мощные блоки заставляли их двигаться либо в канадскую Арктику, либо через Чукотку в российские восточные арктические моря. В связи с этим на Чукотке, Аляске и на арктическом побережье Канады выпадало очень много осадков.
Активный циклогенез отмечался и у западного побережья США (аномалии давления до -2 гПа). В холодной тропосферной ложбине, практически постоянно занимавшей восток Тихого океана, на полярных фронтах формировались циклоны, дававшие сильные дожди в юго-западных американских штатах. Имея большой энергетический потенциал и смещаясь затем по южным и центральным районам страны, они неоднократно вызывали здесь сильнейшие ливни, грозы, град и даже торнадо. Первая вспышка, произошедшая 2-3 марта, когда в Теннеси фиксировались торнадо категории EF3 (скорость ветра более 70 м/с), привела к гибели 25 человек. Вторая мощная вспышка произошла в конце месяца: за период 28-29 марта в южных и центральных штатах страны было зафиксировано около 20 торнадо, в том числе и категории EF3. В то же время на большей части континента давление было в основном выше нормы. Антициклональная погода преобладала в северо-западных и юго-восточных штатах США (аномалии до +5 гПа), а также в западных и восточных канадских провинциях (аномалии до +6 гПа). В этих регионах отмечался дефицит осадков. В восточной половине США мартовская погода была очень тёплой: аномалии среднемесячной температуры составили здесь +2…+5ºС. На западе Канады, под влиянием частых арктических вторжений, сформировалась область отрицательных аномалий температуры от -1ºС до -5ºС. В западных американских штатах и восточных канадских провинциях температура воздуха в среднем была близкой к норме.
В тропической зоне северного полушария в марте тропических циклонов (ТЦ) не наблюдалось.
В тропической зоне южного полушария в марте возникло 2 тропических циклона (норма 5,3).
На юге Индийского океана образовался 1 ТЦ (норма 3,3). Циклон был достаточно интенсивен, но в целом для суши неопасен. Связанные с ним сильные дожди прошли на северо-востоке Мадагаскара: 14 марта здесь выпадало от 104 до 206 мм в сутки.
На юге Тихого океана сформировался 1 ТЦ (норма 2,0). Траектория этого циклона тоже не представляла большой опасности для островов. 15 марта он прошёл вблизи о. Новая Каледония, вызвав здесь осадки до 127 мм в сутки и сильные ветры.