III. Приоритетные задачи и мероприятия по развитию деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (продолжение)
4. Решение прикладных задач на новой технологической основе
Развитие базовых систем получения, сбора, обработки, хранения и распространения информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении позволяет поднять на качественно новый уровень решение гидрометеорологической службой прикладных задач по приоритетным направлениям, включая оценку будущих изменений климата и последствий этих изменений, уязвимость секторов экономики и отдельных регионов, возможности их адаптации к изменениям климата, возможности смягчения антропогенного воздействия на климат, а также осуществления специализированного гидрометеорологического обеспечения секторов экономики.
Развитие национальных исследований климата
Решение задачи развития национальных исследований климата предусматривает совершенствование системы климатического мониторинга, создание и ведение баз климатических данных, на основе которых делаются научно обоснованные выводы об изменениях климата.
Развитие научных основ исследования и моделирования климата, а также прогнозирования его изменений предусматривает координацию совместных усилий ученых и специалистов в области климата научно-исследовательских учреждений Российской академии наук, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, высших учебных заведений, а также активное международное сотрудничество.
Развитие на территории Российской Федерации систем наблюдения за климатом, включая мониторинг факторов, формирующих климат, и индикаторов изменения климата, предполагает решение следующих задач:
- создание и развитие массивов и баз климатических данных по всем компонентам климатической системы, позволяющих делать научно обоснованные выводы о состоянии и об изменениях климата;
- создание и развитие российских моделей климата, не уступающих лучшим мировым моделям, развитие и модернизация блоков учета в этих моделях различных компонентов климатической системы, а также обеспечение работ по моделированию климата достаточными вычислительными и телекоммуникационными ресурсами;
- развитие методов регионализации результатов моделирования климата и выработка рекомендаций по учету факторов меняющегося климата по отдельным регионам страны с учетом социального и экономического развития этих регионов;
- развитие методов инвентаризации источников выбросов и поглощения парниковых газов;
- разработка системы критериев, параметров (пороговых значений) и условий климатической безопасности Российской Федерации;
- исследование возможных изменений глобального и регионального климата, их последствий, оценка уязвимости в связи с этим секторов экономики, отдельных регионов, возможности их адаптации к изменениям климата, а также возможности смягчения антропогенного воздействия на климат;
- независимая экспертиза результатов мировых научных исследований в области климата и смежных с ней областях.
На первом этапе решения указанных задач планируются разработка и реализация на основе Климатической доктрины Российской Федерации единого плана научных исследований, включающего в себя прогнозирование угроз национальной безопасности, эффективные рекомендации по адаптации к изменениям климата, причем как в масштабе страны, так и в масштабе отдельных территорий, а также применительно к отдельным отраслям.
С учетом принятых решений корректируются программы и планы проведения мероприятий по развитию научной, методической, технологической и информационной составляющих климатических исследований в Российской Федерации, а также предоставления государственных услуг в области климатологии.
Развитие системы агрометеорологического обеспечения
Одной из основных прикладных задач гидрометеорологической службы является обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и других субъектов аграрной сферы аналитической информацией о складывающихся и ожидаемых погодных условиях, их возможном воздействии на объекты сельскохозяйственного производства и ожидаемую продуктивность сельскохозяйственных культур.
В результате реструктуризации сельскохозяйственного производства и изменения его организационно-правовых основ возникли проблемы правового статуса организации агрометеорологических наблюдений на производственных посевах частных или корпоративных владельцев.
Изменения структуры сельскохозяйственных угодий привели к нарушению пространственной сопряженности метеорологических наблюдений на стационарных метеорологических площадках и агрометеорологических наблюдений на производственных посевах сельскохозяйственных культур. Значительная часть агрометеорологических наблюдательных участков удалена от метеорологических площадок на 3 - 5 километров и более.
Это обстоятельство и ряд других причин определяют необходимость структурной реорганизации и развития системы агрометеорологического обеспечения на основе применения развитых информационных технологий и использования современной приборной базы наблюдений.
Современная система агрометеорологического обеспечения должна обеспечить решение следующих задач:
- обеспечение комплексного круглогодичного мониторинга погодно-климатических факторов и их воздействия на состояние погодозависимых объектов сельскохозяйственного производства и формирование продуктивности сельскохозяйственных культур;
- определение агроклиматических последствий глобальных изменений климата, разработка оптимальной стратегии адаптации и диверсификации аграрных отраслей экономики, их устойчивого развития;
- оценка воздействия неблагоприятных и опасных метеорологических явлений на сельскохозяйственное производство с целью минимизации экономического и экологического ущерба;
- осуществление аналитических обобщений в отношении всех уровней и групп потребителей агрометеорологической информации от отдельного сельскохозяйственного производителя до управленческих структур федерального уровня.
Развитие метеорологического обеспечения аэронавигации и безопасности воздушного движения
В соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года будут проведены работы по совершенствованию метеорологического обеспечения безопасности воздушного движения, в том числе по развитию нормативно-правового регулирования метеорологического обеспечения аэронавигации, соответствующего требованиям Конвенции о международной гражданской авиации.
Основные направления совершенствования метеорологического обеспечения аэронавигации обусловлены оптимизацией сети аэропортов с учетом геополитических интересов государства и экономической целесообразности, увеличением количества внутренних и международных перевозок, а также развитием аэропортовой инфраструктуры и аэронавигационной системы России.
Основные задачи совершенствования метеорологического обеспечения аэронавигации реализуются в 3 этапа.
В рамках первого этапа (2010 - 2012 годы) предполагается осуществить:
- реорганизацию структуры системы метеорологического обеспечения для укрупненных центров организации воздушного движения и укомплектование сети авиаметеорологических подразделений специалистами требуемой квалификации;
- переработку нормативных правовых актов в области метеорологического обеспечения аэронавигации, которые в максимальной степени должны соответствовать международным стандартам и рекомендуемой практике;
- разработку и внедрение согласованной технической архитектуры метеорологического обеспечения аэронавигации, определяющей функциональные взаимосвязи систем и средств, а также протоколов их взаимодействия на основе международных стандартов и рекомендуемой практики.
В среднесрочном плане, в рамках второго этапа (до 2020 года), предполагается осуществить:
- реорганизацию структуры системы метеорологического обеспечения аэронавигации для укрупненных центров организации воздушного движения, создаваемых на втором этапе;
- создание и внедрение перспективных систем метеорологического обеспечения аэронавигации, в том числе на базе информации, поступающей с борта воздушных судов;
- реализацию эволюционного перехода от традиционных систем к перспективным системам и средствам метеорологического обеспечения аэронавигации;
- разработку и внедрение новых технологий метеорологического обеспечения аэронавигации в укрупненных центрах организации воздушного движения, соответствующих Глобальной эксплуатационной концепции организации воздушного движения, обеспечивающих информационно-техническую совместимость системы метеорологического обеспечения аэронавигации с автоматизированными системами организации воздушного движения;
- адаптацию организационно-функциональной структуры системы метеорологического обеспечения аэронавигации и механизма управления указанной системой, а также персонала к работе в условиях интеграции с системой аэронавигационного обслуживания полетов с использованием автоматизированного взаимодействия всех компонентов этих систем;
- создание и внедрение системы управления качеством в области метеорологического обеспечения аэронавигации.
Авиаметеорологические подразделения, метеорологическое оборудование, средства измерения и технологии обработки метеорологической информации должны быть сертифицированы, а персонал - аттестован.
В рамках завершающего этапа (до 2030 года) предполагается осуществить:
- обеспечение полного перехода к перспективным техническим средствам и технологиям с реализацией автоматического и автоматизированного взаимодействия всех основных функциональных компонентов системы метеорологического обеспечения аэронавигации и ее интеграции с аэронавигационной системой России;
- завершение мероприятий по созданию и оснащению укрупненных центров аэронавигационной системы России перспективными метеорологическими системами и оборудованием, разработке и внедрению перспективных технологий и методов метеорологического обеспечения аэронавигации, основанными на принципах унифицированного мгновенного доступа к глобальной метеорологической информации с использованием специализированных экспертных систем;
- обеспечение качественного метеорологического обслуживания аэронавигации в соответствии с новыми требованиями аэронавигационной системы России, а также повышение уровня безопасности воздушного движения в метеорологическом отношении в целях эффективного государственного регулирования использования воздушного пространства Российской Федерации.
Развитие гидрометеорологического и гелиогеофизического обеспечения деятельности в Арктике (с учетом стратегии российского присутствия на архипелаге Шпицберген)
Для решения задачи развития гидрометеорологического и гелиогеофизического обеспечения деятельности в Арктике (с учетом стратегии российского присутствия на архипелаге Шпицберген) необходимо восстановить количество пунктов гидрометеорологических и гелиогеофизических наблюдений до минимально необходимого уровня, отвечающего требованиям к точности краткосрочного прогноза погоды и предупреждения об опасных гидрометеорологических явлениях.
В труднодоступных незаселенных высокоширотных районах будут установлены автоматические метеорологические станции, а в пунктах метеорологических наблюдений с персоналом - автоматизированные метеорологические комплексы.
В ближайшие годы для обеспечения интересов Российской Федерации в высокоширотных и полярных районах требуется спроектировать и построить научно-исследовательское многоцелевое судно ледового класса водоизмещением до 12 тыс. тонн с необходимой мощностью силовой установки и неограниченным районом плавания для производства работ в арктических морях. Судно должно быть оснащено вертолетной площадкой и современным оборудованием для производства океанографических, геохимических, ледовых, метеорологических и геофизических наблюдений.
Особое внимание должно уделяться развитию комплексных гидрометеорологических наблюдений на архипелаге Шпицберген.
В силу географического положения архипелага Шпицберген организация наблюдений на архипелаге имеет исключительное значение для развития фундаментальной и прикладной науки, в том числе для проведения средствами наземного базирования исследований наиболее важных аспектов взаимодействия гелио- и геофизических явлений ("космической погоды") - солнечной и геомагнитной активности воздействия солнечных факторов на технические системы (радиопомехи, радиационная обстановка и др.), воздействия на биологические системы и людей.
Архипелаг Шпицберген является репрезентативной территорией для проведения комплексных гидрометеорологических наблюдений с целью оценки масштаба и влияния климатических изменений на условия хозяйственной деятельности.
Решение задачи развития научного, методического, технологического и информационного компонентов государственной наблюдательной сети в Арктике предполагает:
- создание необходимой инфраструктуры обеспечения выполнения сезонных полевых натурных исследований;
- создание центра приема и обработки спутниковой информации в пос. Баренцбург;
- организацию исследований полярной ионосферы и верхней атмосферы в пос. Баренцбург для определения влияния гелиогеофизических факторов на физические свойства высокоширотной атмосферы с целью разработки методов диагноза и прогноза "космической погоды";
- организацию комплексного криосферного полигона для сбора данных по изменению состояния ледников, многолетней мерзлоты и биоты, вызванному изменением климата;
- организацию мониторинга загрязнения окружающей среды архипелага Шпицберген и прилегающих акваторий, включая мониторинг состояния морских, пресноводных и наземных биоценозов;
- создание Российского научного центра, который будет координировать натурные исследования, системы мониторинга окружающей среды и научные программы всех участников деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в Арктическом регионе.
Обеспечение гидрометеорологической и гелиогеофизической информационной поддержки деятельности Российской Федерации в Антарктике (в районе действия Договора об Антарктике)
Для решения задачи обеспечения гидрометеорологической и гелиогеофизической информационной поддержки деятельности Российской Федерации в Антарктике (в зоне действия Договора об Антарктике) необходимо реализовать следующие мероприятия:
- проведение модернизации государственной наблюдательной сети на основе технического переоснащения стационарной сети пунктов гидрометеорологических наблюдений и развития сети автоматических метеостанций, геофизических станций, морских судовых экспедиций и прибрежных гидрологических наблюдений;
- создание постоянно действующих систем комплексного мониторинга состояния окружающей среды Антарктики в рамках Российской антарктической экспедиции, в работе которой принимают участие не менее 15 организаций различных министерств;
- обеспечение строительства научно-экспедиционных и научно-исследовательских судов для развития исследований в Антарктике.
Рост объемов предоставления аналитической и прогностической информации связан с необходимостью обеспечения безопасности выполнения транспортных операций в Антарктике, в том числе с развитием авиационных перевозок, существующих аэродромных баз и строительством новой аэродромной базы на антарктической станции Прогресс. Этими же причинами обусловлена и необходимость развития сети автоматических метеостанций в районах авиационной активности.
Для развития деятельности Российской Федерации и решения комплекса проблем в Антарктическом регионе требуется завершение разработки стратегии обеспечения российского присутствия в Антарктике на период до 2025 года и плана мероприятий по ее реализации.
Развитие Российской системы предупреждения о цунами
Российская система предупреждения о цунами, в которую входят организации Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Геофизической службы Российской академии наук, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, администрации дальневосточных регионов, существляет предупреждение о чрезвычайных ситуациях, вызываемых цунами, для повышения защищенности критически важных объектов от угрозы цунами, обеспечения безопасной жизнедеятельности и устойчивого развития дальневосточных регионов России.
Решение задачи модернизации Российской системы предупреждения о цунами предусматривает:
развитие и техническое переоснащение пунктов сейсмологических наблюдений, создание и ввод в эксплуатацию комплексов сейсмических станций нового поколения, информационно-обрабатывающих центров, использующих новые технологии обработки данных и оценки цунамигенности землетрясений;
создание сети автоматических постов наблюдений за уровнем моря, оснащенных современными автоматическими телеметрическими комплексами для регистрации цунами, развитие методов и технологий спутниковых, дистанционных радиолокационных наблюдений за цунами;
модернизацию пунктов наблюдений за цунами, ремонт зданий морских гидрометеорологических станций, оснащение современными системами жизнеобеспечения труднодоступных пунктов наблюдений;
создание центра цунами федерального уровня, техническое и технологическое перевооружение центров цунами в гг. Южно-Сахалинске, Петропавловске-Камчатском и Владивостоке, создание и внедрение современных аппаратно-программных комплексов и информационно-телекоммуникационных технологий;
создание и внедрение технологий для оперативного прогнозирования вероятности генерации волн цунами, моделирования распространения и трансформации этих волн, а также для расчета их характеристик с целью прогнозирования степени опасности цунами для прибрежных территорий;
создание системы предупреждения о цунами прибрежных населенных пунктов Хабаровского края и Магаданской области;
развитие технологий экстренного оповещения населения и объектов экономики об угрозе цунами.
Развитие единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане
Единая государственная система информации об обстановке в Мировом океане предназначена для обеспечения морской деятельности Российской Федерации, основные цели и задачи которой установлены Морской доктриной Российской Федерации на период до 2020 года.
Функционирование единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане обеспечивается путем интеграции и рационального использования информационных ресурсов всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Российской академии наук, осуществляющих получение, сбор, обработку, накопление, хранение и распространение информации об обстановке в Мировом океане.
В 2008 году была создана первая очередь единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане, действующая в настоящее время в режиме постоянной эксплуатации.
С 2010 года начата разработка новых общесистемных компонентов полнофункциональной системы на основе современных телекоммуникационных и геоинформационных технологий и средств информационного взаимодействия центров системы и обслуживания пользователей, обеспечивающей повышение устойчивости работы единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане. Проводятся работы по наращиванию информационной ресурсной базы указанной системы, а также по построению и развитию региональных и локальных контуров системы.
В 2013 году создание полнофункциональной единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане будет завершено и система будет введена в промышленную эксплуатацию.
После 2013 года планируется обеспечение бесперебойного функционирования единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане, позволяющей предоставлять на основе интегрированных информационных ресурсов 11 федеральных органов исполнительной власти и Российской академии наук комплексное информационное обеспечение морской деятельности Российской Федерации.
Развитие системы противоградовой защиты территорий и противолавинной службы
Развитие системы противоградовой защиты территорий методами активного воздействия на метеорологические и другие геофизические процессы предусматривает переоснащение подразделений противоградовых служб усовершенствованными техническими средствами активного воздействия, а также организацию новых противоградовых отрядов.
Предполагается разработать, испытать и внедрить новые технологии активных воздействий на грозоградовые процессы и явления, в том числе автоматизированную метеорологическую радиотехническую систему обнаружения и предотвращения негативного воздействия опасных гидрометеорологических явлений методами активного воздействия.
Внедрение новых технологий значительно снизит потери от градобития на юге России, а также расширит охват территорий противоградовой защитой. Защита сельскохозяйственных культур от градобитий будет способствовать устойчивому развитию сельского хозяйства в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах и других регионах России.
Потребности в защите населения и объектов народного хозяйства от схода снежных лавин в горных районах вызывают необходимость развития противолавинной службы.
Для решения задачи развития противолавинной службы необходимо выполнение мер по улучшению технической оснащенности этой службы в Республике Бурятия, Северо-Кавказском федеральном округе, Забайкальском, Камчатском и Красноярском краях, Магаданской и Сахалинской областях и других регионах, а также разработка и внедрение новых технологий активных воздействий на снежные лавины.
Результатом реализации указанных мероприятий будет достижение высокого уровня оправдываемости прогнозов лавинной опасности и защищенности населения и объектов от схода снежных лавин.
5. Развитие и внедрение методов оценки экономического эффекта от гидрометеорологического обеспечения социально-экономического развития Российской Федерации
Для развития системы оценок эффективности деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, в том числе экономической эффективности (со стоимостными показателями), предполагается осуществить:
разработку методик оценки эффективности использования гидрометеорологической информации по секторам экономики, в том числе со стоимостными показателями, а также апробацию и внедрение разработанных методик в погодозависимых и климатозависимых отраслях;
оценку влияния деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на целевые показатели и индикаторы реализации стратегий развития и целевых программ секторов экономики;
внедрение государственной статистической отчетности по предотвращенному ущербу от воздействия опасных природных явлений в секторах экономики.
6. Развитие системы взаимоотношений между участниками деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и потребителями информации
Развитие системы взаимоотношений между участниками деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и потребителями информационных услуг гидрометеорологической службы должно выстраиваться на основе совершенствования федерального законодательства.
Для решения этой задачи необходимо реализовать следующие мероприятия:
- активизация предоставления услуг в области специализированного гидрометеорологического обеспечения на платной основе с привлечением новых участников деятельности гидрометеорологической службы в эту сферу (при безусловном сохранении главенствующей роли государства в финансировании государственных учреждений, осуществляющих деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях);
- создание благоприятных условий для физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
- развитие гидрометеорологического компонента в крупных инвестиционных проектах, выполняемых при поддержке различных источников финансирования;
- вовлечение частного капитала в инвестирование проектов по развитию гидрометеорологического обеспечения (в первую очередь в труднодоступных регионах), в том числе на условиях государственно-частного партнерства, а также привлечение иностранных инвесторов.
При этом необходимо обеспечить развитие системы лицензирования деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и полный охват участников указанной деятельности, а также обеспечить контроль за соблюдением лицензионных требований и условий.
Рост количества участников деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, их техническое и технологическое развитие влекут за собой необходимость решения следующих задач:
- оказание содействия российским производителям приборов, оборудования и материалов для нужд гидрометеорологии и смежных с ней областей, включая стимулирование выпуска на отечественных предприятиях современной высокотехнологичной продукции по лицензиям иностранных фирм с использованием импортных комплектующих;
- создание благоприятных условий для импорта уникального оборудования и материалов, в том числе суперкомпьютерной телекоммуникационной техники, обеспечивающих реализацию настоящей Стратегии.
В целях повышения эффективности взаимодействия с потребителями информации необходимо осуществить следующие мероприятия:
- повышение уровня образованности населения, формирование понимания важности и эффективности правильного реагирования при получении информации о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды в различных сферах экономической и общественной деятельности;
- взаимодействие со средствами массовой информации в части распространения гидрометеорологической информации, в том числе экстренной информации об опасных для населения природных явлениях;
- ликвидация недоверия к гидрометеорологическим прогнозам и другим результатам деятельности гидрометеорологической службы.
Подготовка населения к принятию правильных решений и своевременных действий при получении предупреждения об опасных природных явлениях осуществляется в том числе путем:
- выработки у детей в период дошкольного воспитания и обучения в школе устойчивых навыков правильного поведения при возникновении и развитии опасных природных явлений;
- разъяснения, ориентированного на разные категории населения, в средствах массовой информации проблем и достижений деятельности гидрометеорологической службы.
Дальнейшее развитие системы взаимоотношений между участниками деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и потребителями информации предполагается также осуществлять посредством:
- развития музейной деятельности, в том числе в тематических музеях и музеях при организациях гидрометеорологической службы, а также участия в формировании экспозиций в других отечественных и зарубежных музеях;
- активизации выставочной деятельности, включая участие в формировании экспозиций, освещающих техническое и технологическое развитие гидрометеорологической службы, с использованием российских и международных выставочных площадок;
- издания популярных книг и брошюр по тематике гидрометеорологии и смежных с ней областей, рассчитанных на разные категории пользователей.
7. Обеспечение выполнения международных обязательств Российской Федерации, расширение сфер и форм международного сотрудничества в области гидрометеорологии и смежных с ней областях
Международное сотрудничество Российской Федерации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях строится на основе безусловного выполнения принятых страной обязательств, расширения участия в международных органах и двустороннего сотрудничества с зарубежными странами с учетом возможных политических, финансовых и технологических выгод для российской стороны.
Правительство Российской Федерации подтвердило обязательства страны, вытекающие из участия России в Конвенции Всемирной метеорологической организации, в том числе по международному обмену данными гидрометеорологических наблюдений и осуществлению функций Мирового метеорологического центра в г. Москве. Это позволит обеспечить получение гидрометеорологической информации практически из всех точек Земли.
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды является активным участником использования Глобальной сети телесвязи Всемирной метеорологической организации. В настоящее время обмен информацией между мировыми метеорологическими центрами в гг. Москве и Вашингтоне осуществляется по каналу с высокой пропускной способностью, что позволяет увеличить обмен информацией в 5 раз.
До 2030 года предусматривается решение задачи обеспечения такого уровня развития средств телекоммуникации с зарубежными странами, который не накладывал бы ограничений на объемы, форматы и время доставки гидрометеорологической информации.
По инициативе Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды создан Северо-Евразийский региональный климатический центр, деятельность которого нацелена на гидрометеорологическое обслуживание населения и выпуск гидрометеорологической продукции для региональных ассоциаций Всемирной метеорологической организации в Европе и Азии. Функции этого центра будут расширяться. Особое внимание при этом придается расширению его роли в деятельности Межгосударственного совета по гидрометеорологии Содружества Независимых Государств.
В качестве вклада в международную координацию реализации проектов Международного полярного года в г. Санкт-Петербурге создано Евразийское отделение международного секретариата по Международному полярному году.
Предполагается расширение участия представителей России в выборных органах и рабочих группах Всемирной метеорологической организации, Межправительственной океанографической комиссии Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, Международной организации гражданской авиации, органах Международного научного совета, Межгосударственного совета по гидрометеорологии Содружества Независимых Государств, Комитета Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды и в других международных органах.
Дальнейшее развитие получит взаимовыгодное двустороннее сотрудничество Российской Федерации с зарубежными странами в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.