Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. №1458-р
1. Утвердить прилагаемые:
Стратегию деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (с учетом аспектов изменения климата);
план мероприятий первого этапа (2010 - 2012 годы) реализации Стратегии деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (с учетом аспектов изменения климата).
2. Рекомендовать федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
в пределах своей компетенции учитывать положения утвержденной настоящим распоряжением Стратегии при принятии мер по социально-экономическому развитию Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации В.Путин

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 3 сентября 2010 г. № 1458-р

С Т Р А Т Е Г И Я

деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года
(с учетом аспектов изменения климата)

I. Общие положения
Настоящая Стратегия разработана с целью обеспечения реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в части информационного обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, сохранения и защиты природной среды, повышения эффективности деятельности погодозависимых отраслей экономики (водохозяйственный комплекс, аграрный сектор, транспортная, энергетическая и другие отрасли) на период до 2030 года.
Настоящая Cтратегия определяет основные направления развития деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (метеорология, климатология, агрометеорология, гидрология, океанология, гелиогеофизика, область активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы), мониторинга окружающей среды, ее загрязнения, в том числе ионосферы и околоземного космического пространства, а также в области предоставления информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и об опасных природных явлениях. Своевременная и достоверная информация о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды является основой для принятия решений по обеспечению гидрометеорологической безопасности и максимальной реализации конкурентных преимуществ Российской Федерации, обусловленных ее географическим положением.
В настоящее время участниками деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (деятельности гидрометеорологической службы) являются:

- федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, его территориальные органы и организации;
- организации других федеральных органов исполнительной власти, иные юридические и физические лица, осуществляющие деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на основании лицензий.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации участвуют в деятельности гидрометеорологической службы в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Гидрометеорологическая служба осуществляет свою деятельность на основе следующих основных принципов:

- глобальность и непрерывность наблюдений;
- единство и сопоставимость методов наблюдений, сбора, обработки, хранения и распространения информации;
- интеграция с внутригосударственными и международными системами мониторинга окружающей среды, ее загрязнения;
- обеспечение достоверности, доступности и эффективности использования информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении;
- безопасность проведения работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы;
- соответствие задачам охраны здоровья населения, защиты окружающей среды и обеспечения экологической и гидрометеорологической безопасности.

Федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях является Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Структура Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды построена с учетом бассейнового принципа размещения территориальных органов, осуществляющих контроль за соблюдением лицензионных требований и условий деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и государственный надзор за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы, а также с учетом административно-территориального деления Российской Федерации при размещении подведомственных федеральных государственных учреждений, осуществляющих управление государственным имуществом и предоставление услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, ее загрязнения. В состав федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении указанной Службы, входят пункты наблюдений государственной наблюдательной сети.
Высокая наукоемкость деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях требует постоянного научно-методического сопровождения всех видов наблюдений и работ, выполняемых участниками деятельности гидрометеорологической службы.

К числу потребителей услуг гидрометеорологической службы относятся:

- население страны;
- федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе курирующие погодозависимые и климатозависимые отрасли экономики, а также обеспечивающие безопасность - населения и производственной инфраструктуры страны;
- юридические лица и индивидуальные предприниматели, экономические интересы которых связаны с освоением природных ресурсов и принятием решений, учитывающих влияние на их деятельность погоды, климата и др.

Анализ деятельности гидрометеорологической службы показал несоответствие между возрастающим спросом общества и развивающейся экономики на гидрометеорологическую и другую информацию о состоянии окружающей среды, с одной стороны, и серьезным отставанием развития технической, технологической и кадровой базы гидрометеорологического обеспечения от современного уровня, с другой стороны, что является системной проблемой. Это несоответствие способствует росту дисбаланса между спросом на указанную информацию и возможностями ее формирования и предоставления, особенно в регионах Сибири, Дальнего Востока и Арктики.

II. Цель Стратегии

III. Приоритетные задачи и мероприятия по развитию деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях

1. Развитие наблюдательной сети
2. Развитие базовых технологий обработки и распространения
данных наблюдений, прогнозирования состояния окружающей среды, ее загрязнения
3. Развитие Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и других фондов данных
4. Решение прикладных задач на новой технологической основе
5. Развитие и внедрение методов оценки экономического эффекта
от гидрометеорологического обеспечения социально-экономического развития Российской Федерации
6. Развитие системы взаимоотношений между участниками деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и потребителями информации
7. Обеспечение выполнения международных обязательств Российской Федерации, расширение сфер и форм международного сотрудничества в области гидрометеорологии и смежных с ней областях

IV. Сценарий Стратегии, этапы и сроки ее реализации, оценка рисков

1. Сценарий, этапы и сроки реализации
2. Оценка рисков

V. Механизмы реализации Стратегии и комплекс обеспечивающих мероприятий

1. Основные механизмы реализации Стратегии
2. Комплекс обеспечивающих мероприятий

VI. Ожидаемые результаты реализации Стратегии

Реализация настоящей Стратегии позволит обеспечить значительное сокращение потерь в экономике страны от опасных природных (гидрометеорологических и гелиогеофизических) явлений, получение дополнительных выгод от благоприятного развития погодно-климатических процессов, существенно увеличив экономический эффект в отраслях экономики от использования информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, за счет:

увеличения заблаговременности и повышения оправдываемости штормовых предупреждений об опасных гидрометеорологических явлениях на всей территории Российской Федерации;
увеличения оправдываемости прогнозов погоды различной заблаговременности и климатических прогнозов;
минимизации времени передачи предупреждений о цунами после возникновения цунамиопасного землетрясения вблизи российского побережья;
информационной поддержки при разработке схем территориального планирования Российской Федерации;
обеспечения населения, органов государственной власти, секторов экономики, а также Вооруженных Сил Российской Федерации достоверной информацией о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении на всей территории Российской Федерации;
организации систематических наблюдений за состоянием климатической системы, направленных на выявление тенденций возможных изменений климата в ближайшей перспективе на территории Российской Федерации;
совершенствования работ по воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы (активные воздействия);
эффективной информационной поддержки реализации интересов Российской Федерации в Арктике, Антарктике и Мировом океане.

Для оценки выполнения настоящей Стратегии сформирована система целевых показателей ее реализации, предусмотренных приложением.

VII. Финансирование Стратегии

Источниками финансирования настоящей Стратегии являются средства федерального бюджета, средства консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и средства, полученные от приносящей доход деятельности (средства внебюджетных источников).
Объем расходов за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации определяется в соответствии с соглашениями о выполнении работ регионального назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях. Указанные соглашения заключаются между Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и субъектом Российской Федерации в соответствии с установленным разграничением полномочий.
Основным источником внебюджетных средств являются работы по специализированному гидрометеорологическому обеспечению, проводимые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а основными потребителями специализированной информации - такие отрасли экономики, как транспорт, сельское хозяйство, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и электроэнергетика.
Специальный механизм управления финансовыми ресурсами настоящей Стратегии в связи с наличием государственных заказчиков федеральных целевых программ не требуется.
Основные направления расходов на обеспечение настоящей Стратегии предусматривают финансирование следующих мероприятий:

развитие наблюдательной сети;
развитие базовых технологий обработки и распространения данных, а также прогнозирования состояния окружающей среды, ее загрязнения;
развитие Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнения и других фондов данных;
решение прикладных задач;
развитие нормативной правовой базы и экономических институтов, проведение научных исследований, подготовка кадров для нужд отрасли и выполнение других обеспечивающих мероприятий.

Состав, объемы работ и объемы их финансирования за счет средств федерального бюджета в рамках действующих расходных обязательств определяются при разработке государственной программы Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, предусматривающей подпрограмму развития деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях до 2030 года (с учетом аспектов изменения климата), федеральных и ведомственных целевых программ, а также при подготовке мероприятий непрограммного характера, обеспечивающих реализацию настоящей Стратегии, в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых заинтересованным федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Финансовое обеспечение выполнения мероприятий настоящей Стратегии за счет средств федерального бюджета на исполнение принимаемых расходных обязательств будет уточняться по результатам рассмотрения этих обязательств в установленном порядке при подготовке федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
Проведенный при подготовке настоящей Стратегии анализ показал самоокупаемый характер деятельности по ее реализации - объем экономического эффекта от использования гидрометеорологической информации устойчиво превышает объем бюджетного финансирования Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Так, в 2008 году экономический эффект составил 18,3 млрд. рублей (финансирование - около 8 млрд. рублей), а в 2007 году - 16,8 млрд. рублей (финансирование - 7 млрд. рублей).
Ожидаемый суммарный экономический эффект за период реализации настоящей Стратегии должен превысить в 2,8 раза объемы затрат на ее реализацию. При этом существующие методики оценки не позволяют учесть все параметры выгод от использования гидрометеорологической информации. Указанное соотношение может значительно увеличиться при совершенствовании методов и технологий защиты населения и объектов экономики от воздействия опасных природных явлений и более полном учете природных условий при осуществлении хозяйственной деятельности, а также при совершенствовании методик расчета экономического эффекта.

VIII. Мониторинг и контроль реализации Стратегии

Для достижения стратегических целей и повышения эффективности выполнения настоящей Стратегии формируется система мониторинга ее реализации, которая предполагает:

формирование для каждого этапа реализации настоящей Стратегии плана мероприятий с учетом достижения запланированных показателей предыдущего этапа;
корректировку положений настоящей Стратегии в целях обеспечения ее согласованности с приоритетами социально-экономического развития страны;
создание механизма мониторинга реализации настоящей Стратегии, включая формирование системы отчетности исполнителей мероприятий.

Реализация настоящей Стратегии осуществляется органами государственной власти, ответственными за исполнение плана мероприятий, в соответствии с полномочиями в установленной сфере деятельности. Органы государственной власти определяют перечень должностных лиц, несущих персональную ответственность за исполнение мероприятий и за предоставление отчетности о достижении целевых показателей, проблемах и рисках, а также о предпринимаемых в связи с ними мерах.
Координатором реализации настоящей Стратегии является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Задачами координатора являются построение системы мониторинга реализации настоящей Стратегии, анализ хода реализации плана мероприятий и оценка достигнутых результатов, а также представление в Правительство Российской Федерации сводной отчетности и предложений по оптимизации комплекса мер и финансового обеспечения.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации с участием Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и иных заинтересованных органов государственной власти организует экспертные проверки хода выполнения плана мероприятий по реализации настоящей Стратегии.
Основными критериями выполнения настоящей Стратегии являются достижение конечных результатов, соблюдение сроков реализации мероприятий, целевое и эффективное использование выделенных средств, в том числе средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования.
По результатам проверок подготавливаются предложения для внесения в Правительство Российской Федерации о целесообразности продолжения выполнения мероприятий, их финансирования (их прекращения) или применения санкций к участникам их реализации.