Крестный отец облаков
В течение XIX века учёные из разных стран совершенствовали, уточняли и дополняли классификацию Ховарда. В России она применялась в обсерваториях при наблюдениях за облаками с 1830-х годов.
В письме немецкому литературному гиганту Гете, который очень интересовался идеями Ховарда, говорилось: «Мой друг Аллен и я принадлежали к Философскому обществу, которое встречалось каждые две недели в течение зимы. По правилам каждый участник должен был подготовить эссе для обсуждения или заплатить штраф. Это побудило меня представить Обществу очерк о облаках. Эссе было сочтено заслуживающим публикации в трудах Общества». «Эссе о видоизменениях облаков» (Essay on the Modifications of Clouds) было опубликовано в 1803 году.
Исследованиями Ховарда вдохновлялись английские поэты и художники: Перси Биши Шелли, автор знаменитого стихотворения «The Cloud» («Облако»), Джон Констебл, многократно изображавший облака на своих картинах, и Джон Рёскин, руководствовавшийся классификацией Ховарда при исследовании произведений художников-пейзажистов. C его работами были знакомы Уильям Тёрнер и Каспар Давид Фридрих, обратившие внимание на акварельные зарисовки облаков, выполненные самим Ховардом.
Ховард был многогранным человеком. Он был успешным бизнесменом, плодовитым писателем и редактором. Помимо классификации облаков Ховард также является автором книг «Климат Лондона» (1818), «Семь лекций о метеорологии» (1837), «Времена года в Британии на протяжении 18 лет» (1842) и «Барометрография» (1847). Его «Климат Лондона», возможно, был первой книгой по городской климатологии, а «Семь лекций о метеорологии» - первым метеорологическим учебником. В 1821 году Ховард, несмотря на отсутствие у него специального образования, был избран членом Лондонского королевского общества, а в 1850 году вступил в Королевское метеорологическое общество.
Воспитанный квакерами, Люк Ховард всю жизнь (1772 —1864) оставался глубоко религиозным человеком, остро ощущавшим свой долг по отношению к ближним. Он был образцовым семьянином, участником движения за отмену рабства, состоял в Обществе противников смертной казни и в Обществе противников жестокого обращения с животными, а также был одним из основателей организации African Institution, оказывавшей поддержку бывшим рабам.
Cсылки: Атлас облаков , Десять оснований взглянуть вверх
О снежинках
Впервые снежинки как кристаллы строгой формы описал немецкий астроном Иоганн Кеплер в работе «О шестиугольных снежинках» (1611 г).
В 1635 году формой снежинок заинтересовался французский философ, математик и естествоиспытатель Рене Декарт, написавший трактат «Опыт о метеорах». Декарт впервые нашел и описал достаточно редкую двенадцатиконечную снежинку. До сих пор неясно, при каких условиях она образуется.
В 1665 году Роберт Гук увидел с помощью микроскопа и опубликовал множество рисунков снежинок самой разной формы.
Вильсон Бентли (1865-1931) по прозвищу «Снежинка» был американским фермером и занимался фотографией снежных кристаллов. В 15 лет он получил в подарок микроскоп, через три года прикрепил к нему фотоаппарат и в 1885 году, после множества проб и ошибок получил первую удачную фотографию снежинки под микроскопом. Он занимался этим сорок шесть лет, сделав более 5000 уникальных снимков. В 1898 году Бентли опубликовал свой полувековой труд о снежных кристаллах. Эта работа показала, что невозможно найти две абсолютно одинаковые снежинки - снежная мозаика может сложиться огромным числом способов. «Я обнаружил, что снежинки – это чудесное воплощение красоты, - писал Бентли, - и мне показалось стыдным, что эту красоту не увидят и не оценят другие. Каждый кристалл представлял великолепный узор, и ни один узор не повторялся дважды. Когда снежинка таяла, узор пропадал навсегда. Так, словно бесследно навсегда уходила красота».
В России у Вильсона Бентли был даже не последователь, а предшественник, Андрей Сигсон (1840-1907). Он заинтересовался фотографией в возрасте 14-15 лет и в дальнейшем работал фотографом в Уфе, а позже в Рыбинске, где жители считали занятия Сигсона микрофотографией пустяками, мешающими зарабатывать деньги на портретных фото.
Сигсон первым из российских фотографов стал снимать снежинки и сделал около двухсот таких снимков. Для получения снимка снежинка помещалась под микроскоп с увеличением от 15 до 24 раз. Чтобы не растопить объект, приходилось охлаждать руки и дышать через трубку, отводящую воздух в сторону (в конце концов фотограф заработал ревматизм пальцев рук). Снимки Сигсона получили признание на многих российских и международных выставках - от Политехнической выставки 1872 года в Москве (где за первые результаты в области микрофотографии автор получил серебряную медаль) до Парижской всемирной выставки 1900 года (золотая медаль). Сигсон получал заказы из университетов Германии, Франции, Англии, Италии и Испании, его фотографии снежинок имели Киевский, Санкт-Петербургский и Московский университеты, Главная физическая обсерватория. Снимки Сигсона попали в различные научные работы и «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона.
Известно несколько классификаций снежных кристаллов. В 1951 г. Комиссией снега и льда Международной ассоциации гидрологических наук предложена классификация, различающая семь основных форм кристаллов:
- - пластинки,
- - звездчатые кристаллы,
- - столбцы или колонны,
- - иглы,
- - пространственные дендриты,
- - столбцы с наконечниками
- - неправильные формы.
И еще три вида твердых осадков: мелкая снежная крупка, ледяная крупка и град.
Существует и более развернутая классификация, при которой каждый из этих типов разделяется на несколько видов и подвидов.
При падении снежных кристаллов с ними может случиться многое - частичное таяние, столкновения друг с другом и с каплями воды. Вот почему наиболее часто встречаются нерегулярные кристаллы, не имеющие легко идентифицируемой формы. Иногда кристаллы представляют собой комбинацию нескольких форм.
Профессор Укихиро Накайя из университета в Хоккайдо первым предположил, что величина и форма снежинок зависят от температуры и влажности воздуха, и подтвердил эту гипотезу экспериментально, выращивая в лаборатории кристаллы льда разной формы.
С понижением температуры обычно снежинки становятся более мелкими. Меняется и форма снежинок: от красивых правильных звездочек - к пластинкам и неправильным столбикам.
Молекулы воды в кристалле льда формируют шестиугольную решетку. На рисунке ниже красные шары – это атомы кислорода, между ними – атомы водорода. Шестикратная симметрия снежинок берет свое начало от кристаллической решетки льда - между лучами кристалла возможны углы лишь в 60° и 120°. Каждая молекула Н20 окружена четырьмя ближайшими к ней молекулами, находящимися на одинаковых расстояниях от нее и размещенных в вершинах правильного тетраэдра.
С чем связана плоская форма снежинок? Основная форма кристаллического снега – шестиугольная призма, которая включает две шестиугольные "базовые" поверхности и шесть прямоугольных граней. На боковых ребрах состояние поверхности снежинки энергетически более неравновесно, чем на "базовых" плоских поверхностях кристалла. Благодаря этому, на углах больше вероятность образования новых связей молекул друг с другом. Поэтому снежинки "предпочитают" расти не в толщину, а вширь в одной плоскости (в отличие от снежинок, у градин нет такой правильной кристаллической решетки, так как градины образуются при замерзании дождевых капель, а не из водяного пара).
Со временем выпавший снег частично утрачивает свою первичную структуру под влиянием собственного веса, температуры и ветра. Чем дольше лежит снег, чем больше он утрамбовывается, тем меньше в нем остается от первоначальных кристаллов льда. Старый снег утрачивает первоначальную структуру и преобразовывается в более или менее крупные зерна. При этом меняется и плотность снега. Для сухого снега это 10–20 кг/м3, для влажного — 100–300 кг/м3. Плотность лежалого снега — 200–600 кг/м3.
Ломаясь, снежинка издает неслышимый нашему уху звук. Если же снежинок одновременно ломается много, то вы этот звук слышите — это ни что иное, как скрип снега у вас под ногами. На холоде снежинки становятся более твердыми и хрупкими, поэтому хруст снега можно услышать только при сильно минусовой температуре.
Вспомните об этом, когда пойдет снег.
2 февраля - «День сурка»
День сурка (Groundhog Day) отмечается ежегодно 2 февраля. Это милый праздник и замечательная традиция в США и Канаде. В этот день полагается наблюдать за сурком, вылезающим из своей норы. По его поведению можно судить о близости наступления весны. Если день пасмурный, сурок не видит своей тени и спокойно покидает нору — значит, зима скоро закончится и весна будет ранняя. Если же день солнечный, сурок видит свою тень и прячется обратно в нору — будет ещё шесть недель зимы.
На ежегодной церемонии самый знаменитый сурок-предсказатель, выбравшись из норы, увидел свою тень и испугался ее. А это в соответствии с народной приметой означает поздний приход весны - зима, если верить сурку, в этом 2014 году продлится еще не менее полутора месяцев.
В нескольких городах США и Канады в этот день проводятся фестивали, посвящённые местным суркам-метеорологам. Наиболее известные сурки-метеорологи:
- Фил из Панксутони - сурок, живущий на Индюшачьей горке в городке Панксутони в Пенсильвании — самый первый официальный сурок-метеоролог. Фестиваль проводится с 1887. Именно этот городок стал известен в мире после фильма «День сурка».
- Вилли из Виартона - наиболее известный канадский сурок-метеоролог из деревни Виартон в провинции Онтарио, в честь которого проводится ежегодный фестиваль.
- Чак - официальный сурок-метеоролог Нью-Йорка. Он живёт в зоопарке на острове Статен-Айленд. Ежегодно 2 февраля в 7 часов 30 минут он даёт свой прогноз. На этой церемонии присутствует мэр города.
Традиция пришла из древности. В Древнем Риме 2 февраля отмечался День ежа. Метеорологический прогноз в этот день строился по поведению разбуженного ежа, который видел или не видел свою тень. Народы Западной Европы сохраняли эту традицию и в более поздние периоды. В северной Германии в это время пробуждался барсук. Там он служил как бы весенне-зимним барометром. Ранне-американские упоминания о Дне Сурка восходят к фольклору переселенцев из Германии, известных как Пенсильванские голландцы, которые привезли свои традиции в Америку в 18 веке. В новых условиях "работа" метеоролога перешла к сурку. Так, на основе поверья, связанного с сурком, зародилась традиция, которую развили члены Клуба Сурка из Панксутони (the Punxsutawney Groundhog Club).
Впервые День Сурка официально праздновали 2 февраля 1886 года. Сурку торжественно дали имя "Фил из Панксутони - Ясновидец из Ясновидецев, Мудрец из Мудрецов, Предсказатель из Предсказателей, и Выдающийся Провидец Погоды". А родину Фила, сам город Панксутони назвали "Всемирной Столицей Погоды". Легендарное восхождение на Индюшачью Горку (Gobbler's Knob), где и происходило извлечение Фила из норки, превратилось в ежегодную церемонию. Ежегодно, ранним утром 2 февраля, на Индюшачью Горку приходит группа джентльменов, одетых в цилиндры и смокинги. Это - члены Клуба Сурка из Панксутони. Один из них, наделён особыми полномочиями: ему доверяется совершить главный ритуал - вытащить сурка Фила из его домика и выслушать, как Фил нашепчет ему на ушко свой прогноз погоды на ближайшие 6 недель. Затем этот прогноз громко объявляется множеству людей, которые специально прибыли в Панксутони, чтобы стать свидетелями этого волнующего события.
Церемонию по случаю Дня сурка отменяли в Панксутони лишь однажды — в 1942 году. Менее чем через два месяца после удара японской авиации по Перл-Харбору подобное шоу было сочтено неуместным, тем более что Германия была союзницей Японии.
Впрочем, как показывает статистика, сурки скупы на оптимистические прогнозы. За те 125 лет, что в США существует традиция ежегодно тревожить зверька по кличке Фил, он видел собственную тень в четырех из пяти случаев. И это не на шутку расстраивает многих американцев, которые быстро устают от зимы и скучают по весенним дням. Но тут расстроенных американцев спешит успокоить Национальное управление по проблемам океана и атмосферы. Согласно его анализу, за последние годы Фил «в большинстве случаев не обнаруживал способностей предсказателя погоды».
После того, как в 1993 году вышел знаменитый фильм "День Сурка" в главных ролях которого снялись Билл Мюррей и Энди МакДауэл, популярность Панксутони резко возросла, и с годами праздник набирает обороты. В свое время Билл Мюррей приезжал на церемонию в Панксутони чтобы изучить место действия своего персонажа. Фильм воссоздает атмосферу Дня Сурка до мельчайших подробностей.
Сурок Фил проживает в Панксутони как настоящая «звезда». Зверька отлично кормят, о чем свидетельствует его вес — более 9 килограммов, хотя в дикой природе вес сурков должен колебаться от 6 до 8 килограммов. В меню сурка из Панксутони входят зелень, фрукты, овощи и вода. Но больше всего он обожает собачий корм. В норе у Фила постоянно поддерживается определенная температура, его обслуживают лучшие ветеринары. У Фила даже есть клуб фанатов, объединяющий более 30 тысяч человек. Впрочем, в последнее время защитники прав животных считают, что сурку Филу пора на пенсию в заповедник. Они предлагают заменить предсказателя погоды на робота.
Официальный сайт Punxsutawney, Penn., Groundhog Club. - www.groundhog.org. Здесь Вы можете вступить в члены клуба Сурка.
При использовании данных материалов в других информационных источниках ссылка на сайт Гидрометцентра России meteoinfo.ru обязательна.
Пара притч
Притча о прогнозах
Высоко-высоко в Гималаях была деревня, и в ней жил мудрец. Он был очень стар и дряхл. Все жители деревни внимали каждому его слову, считали его святым или пророком, и не было ни разу случая, чтобы его пророчество не сбылось. Если он предрекал войну, начиналась война, если обещал холодную зиму, то трещали ужасные морозы.
Однажды этот пророк с глубокой печалью обратился к жителям деревни и сказал:
- Завтра солнце не взойдет.
И после этого удалился в свою пещеру.
В деревне началась паника. Некоторые решили покончить жизнь самоубийством, другие, похватав свои пожитки, кинулись бежать, куда глаза глядят. А самые спокойные и сильные духом молились. Перед рассветом все, кто остался в деревне, собрались на площади, чтобы вместе встретить конец света. Но солнце взошло!
Тогда толпа с криками "Обманщик!" кинулась к пещере, где жил пророк. Но там было тихо. Пророк умер этой ночью...
Мораль - учитесь правильно интерпретировать прогнозы!
Всё зависит от погоды
Незнакомец зашёл в магазин Муллы Насреддина за товаром и увидел на стене надпись: «Этот магазин будет закрыт двадцать восьмого августа из-за погоды». Поскольку было только пятнадцатое августа, человек спросил Муллу, как он может знать за столько дней, какая будет погода.
— Ну, — сказал Насреддин, — если будет небольшой дождь, я пойду на рыбалку. Если сильный дождь — я останусь дома и буду работать своими инструментами.
— Но откуда вы знаете, что будет дождь? — спросил человек.
— Не имеет значения, будет дождь или нет, — ответил Насреддин. — Если будет солнце, то я отправлюсь на рыбалку, если будет дождь - буду работать своими инструментами. Так или иначе всё зависит от погоды..
Детские рисунки о погоде
Погодно-литературная страничка
- Отчего у вас в Сибири так холодно?
- Богу так угодно! - отвечает возница
. . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . .
А.П.Чехов "Из Сибири"
***********************************************
Небо люблю. Сколько угодно могу на него смотреть — не надоедает. А когда не хочу, то просто не смотрю.
Харуки Мураками "Слушай песню ветра"
***********************************************
... Если в декабре не выпало снега, мы негодующе вопрошаем, куда девались наши славные старинные зимы, и рассуждаем так, словно у нас обманом отняли то, что давно куплено и оплачено; а когда идет снег, мы употребляем выражения, недостойные христианина. Мы будем недовольны до тех пор, пока каждый из нас не станет делать себе собственную погоду и единолично пользоваться ею. ...
Джером К.Джером. О погоде
***********************************************
Два или три зимних месяца буду проживать в Москве — так я решил. Погибнуть от сурового климата гораздо достойнее, чем от провинциальной скуки.
Антон Чехов (письмо Михаилу Зензинову, 1899)
Зима эта воистину нескончаемая. Глядишь в окно, и плюнуть хочется. И лежит, и лежит на крышах серый снег.
Михаил Булгаков (письмо Павлу Попову, 1934)
Зима точно поторопилась прийти раньше, чем обычно, чтобы утешить нас за скверное лето. Это похоже на историю человека, который женится на женщине некрасивой и бедной, но глупой!
Иван Тургенев (письмо Полине Виардо, 1852)
Да, какая подлость быть приговоренным к такому климату, порой спрашиваешь себя, за какое преступление ты сюда сослан.
Федор Тютчев (письмо жене, 1856)
***********************************************
Британцы всегда были выше британского климата. Мы доказали, что способны над ним возвыситься.
У.Черчилль
Из Сети
Холодный май
Холодный ветер.
Качается вместе с цветком
Отчаянный шмель.
zinaha
Курю на детской площадке
Ребенок воскликнул:
«Мама, Какие тучи!»
-И что в них особенного?...
zeroing4ever
******************************
Первый летний дождик.
Раскрываю и…
складываю зонт.
Феликс Тамми
******************************
Вижу их каждый день.
Каждый день - новые
Облака...
Программист
***********************************************
Дождь барабанит по крыше,
Кто сможет спеть
Колыбельную лучше?...
*********
Шелестит утренний дождь.
Какими нотами записать
Эту музыку?...
barin
***********************************************
Сегодня серое небо.
Наверное это к дождю…
Ветер 7 метров в секунду...
OкSun_a
***********************************************
Невидимкой
В голых деревьях
Ветер
Наталия Леви и Михаил Бару
***********************************************
Морозно
Большое облако наговорил ты мне
Я маленьким тебе отвечу
*********
Ледоход
тронулись в путь
следы рыбаков
Марина Хаген
***********************************************
Нет, это снег
Усыпан
Домами, деревьями, птицами
Наталия Хараг
***********************************************
Ночью метельной
Молча стоим у окна -
Летим куда-то.
*********
Пару капель дождя
С мимо бредущей тучи
Ветер занес -
Вот и вся моя радость,
Вся удача сегодня.
Ю. Рунов
***********************************************
Скорее! Скорей!
Как же медленно тает
Мартовский снег!
*********
Каждая капля
Ищет свой путь на стекле..
Дождь, весь день дождь
*********
Лишь дождь и ветер
Стучат в мое окошко...
(Седьмой этаж)
Л.Ленесян
***********************************************
Первое тепло.
Разделись девушки.
Интересно, сколько из них простудится?..
Феликс Тами
***********************************************
Утром иду;
нет следов на снегу -
всё позади
Пол Купер
***********************************************
"Буря началась!" -
Грабитель на дороге
Предостерег меня.
Еса Бусон, 1716-1784
******************************
Как, вернувшись в деревню свою,
Засыпает
Усталый странник,
Так спокойно, так тихо
Зима подошла.
*********
Наверно,
В новом году
Сбудется что-то хорошее.
Небо ясно.
Ветер затих.
Исикава Такубоку
***********************************************
Печалится взор.
О, если б найти приют,
Где осени нет!
Сикиси-Найсинно, XII век
***********************************************
О многих горестях
Все говорит, не смолкая,
Ветер среди ветвей.
Узнали осень по голосу
Люди в горном селенье.
*********
Никого не минует,
Даже тех, кто в обычные дни
Ко всему равнодушны, -
В каждом сердце родит печаль
Первый осенний ветер
Сайгё
***********************************************
Ведь бредет и сейчас
Кто-нибудь в Хаконэ через горы.
Снегопад поутру…
Басё
******************************
Им бы сейчас,
Попивая сакэ, любоваться
Дивной картиной,
- Нет, бродит зачем-то народ,
Топчет на улицах снег!
Таясу Мунотэкэ
***********************************************
А ну скорее, друзья!
Пойдём по первому снегу бродить,
Пока не свалимся с ног.
Басё
***********************************************
………………
Но об одной специфической особенности пастернаковского пребывания в природе я должна сказать особо. Я имею в виду его пребывание — в погоде. Думаю, что важнейшее событие души в жизни Пастернака при окончательном суммировании мук и радостей — это погода, утренний быстрый взгляд в окно, а до этого — настороженный слух: «Ну что, как там?» И что бы «там» ни было: дождь, солнце, метель или просто хмурый день, который народ дивно зовет «святым», Пастернак уже заранее счастлив, действительно счастлив. Вот кому и впрямь легко угодить Господу! Ибо во всей книге* нет ни единого сетования ни на зной, ни на холод, ни на грязь — и какую грязь! И если в одном из стихотворений он без конца мочит в ведре с водой полотенце, которое тут же нагревается на его лбу, или в другом, в других — закутывается шарфом, то речь идет о такой жаре, от которой собаки бесятся, и таком морозе, на котором собаки (слезами) плачут; для поэта же и ныряние в ведро, и закутывание в шарф — величайшее блаженство.
……………………….
Творчество Пастернака — это прежде всего и после всего лирическая метеорология и метеорологическая лирика.
………….
А какое, по Пастернаку, наступает историческое двадцатилетие? Во-первых, необычайное по своей метеорологии. Постоянные дожди, постоянные метели, постоянные ураганы, жары, наводнения... Книга Пастернака — это прежде всего некая метеорологическая Революция. Если сумму всех этих природных явлений распределить по дням, то на каждый день этих двух десятилетий на одну и ту же точку земного шара придется по крайней мере четыре бури, три метели, два наводнения и один ураган. Природа или, вернее, погода в книге Пастернака не поскупилась. За двадцать лет в пастернаковской книге* пролилось больше ливней, чем за двести лет, разлилось больше рек, чем в долине Миссури, родилось больше месяцев, чем за все время существования Персии, и расцвело больше деревьев, чем в Эдеме...
Марина Цветаева «Поэты с историей и поэты без истории»
*Первое издание полного собрания стихотворений Пастернака в одной книге, этого, 1933 года. Почти пятьсот страниц мелким шрифтом. 1912 — 1932. Двадцать лет. Полтысячи страниц.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Интервью о сайте Meteoinfo.ru
Интервью зам.директора Гидрометцентра России Дмитрия Киктёва
о сайте METEOINFO.RU для интернет-издания БАЛКОН
Meteoinfo.ru задуман как серьезный информационный и представительский сайт серьезной организации. Но, думаю, что это совсем не исключает его потенциальной привлекательности для очень широкой аудитории – прогноз погоды интересует практически всех.
Каким хочется сделать проект Meteoinfo.ru? - высокоинформативным и функциональным, интересным широкому кругу посетителей без заигрывания с ними.
Сегодня это два программиста и небольшая группа управления контентом.
По мере развития рунета прибывает посетителей и на погодных сайтах.
Мировой опыт показывает, что по мере развития экономики интерес к погодной информации возрастает. Действительно, сначала должны быть удовлетворены некие базовые, более первичные потребности - сначала люди должны быть сытыми и одетыми, а прогнозами погоды в интернете они начинают интересоваться позже… Неповоротливая экономика не может должным образом реагировать на прогностическую информацию. Эффект от ее использования достижим только при условии, что само производство является достаточно гибким и ведется на высоком уровне.
Следует сказать, что в гидрометслужбе есть определенное разграничение областей ответственности прогностических организаций - официальные краткосрочные прогнозы выпускаются региональными структурами Росгидромета, а прогнозы на средние сроки (порядка недели) и дальше - нами. В связи с этим прогнозы на сегодня и пару дней вперед правильнее искать на сайтах тех региональных структур гидрометслужбы, для которых это территория ответственности. Загвоздка в том, что, к сожалению, за редкими исключениями эти сайты в рунете не очень заметны – это связано с проблемой ресурсов и, в значительной степени, с уже сложившейся структурой погодного интернет-рынка... Изменение долей этого рынка сопряжено с серьезной конкуренцией и также требует ресурсов.
Хочу сказать не только о Meteoinfo.ru, но и о сайтах региональных прогностических подразделений гидрометслужбы. Тут есть наглядная аналогия с медициной. Вы знаете, что аптеках можно купить продукцию разных производителей. Но думаю, что правильнее взять ту, на которой написано "Одобрено Минздравом", чем выбирать нечто за яркую упаковку.
В какой степени можно доверять прогнозам? В разумной, понимая, что ни через год, ни через сотню лет, ни в России, ни в других странах, оно не будет идеальным - просто потому что возможности и знания человека ограничены.
Что будет дальше? Качество прогнозов будет расти, будут расширяться период полезного прогноза и перечень информационных продуктов. Недавно у был установлен суперкомпьютер. Это обязательно скажется на успешности прогнозов Meteoinfo.ru.
Еще недавно этот раздел назывался "Погода – глазами детей". Расширение его до "Погоды – разными глазами" придумалось пару месяцев назад. Это раздел еще не успел как следует обрасти контентом. Раздел будет расширяться естественным образом в процессе жизни: встретили интересный близкий к нашему предмету материал – разместили. Может быть, у кого-то из тех, кто читает эти строки, будут предложения по расширению – мы открыты к сотрудничеству.
По сравнению с разделом "Прогнозы" посещаемость "Погоды - разными глазами" в десятки раз ниже. Но думаю, что у этого раздела богатый потенциал. Воздействие погоды на нашу жизнь очень многогранно, поэтому взглянуть на погоду можно с огромного количества разных сторон. На мой взгляд, в будущем этот раздел может стать основой для развития вокруг него некого сообщества.
Приходит много разных запросов на погодную информацию. По возможности стараемся помочь, и иногда это пробуждает положительную реакцию.
А отзывы на "Погоду – глазами детей" можно увидеть здесь - http://meteoinfo.ru/otzivi. Жизнеутверждающая страничка.
Достаточно скромная - примерно до 150 тысяч уникальных посетителей в сутки.
Символизм облаков в китайской живописи
Символизм облаков в китайской живописи
Из "Книги прозрений" / Сост. В.В. Малявин. - М.: Наталис, 1997
Облака, туманы, дымки - альфа и омега китайского созерцания. Первичная материя, первичный феномен, предел всякою видения. Неосуществимое желание - увидеть мир растворенным в звездной пыли первовещества, возвратиться к первозданной аморфности Хаоса, к жизни прежде всех жизней.
Древний поэт Ли Бо в стихах, написанных на расставание с другом, но обозначающих собственный "экзистенциальный" выбор, говорит в заключительных строках:
Ухожу — и не спрашивай больше, куда.
Белые облака плывут и плывут без конца...
Облака, вводя нас в мир Хаоса, делают нас причастными сокровенной преемственности всего сущего. Стена оборачивается бездной. В ускользающих клубах дымки-ваты сквозят иные миры. "Плывущие облака" - аллегория жизненного пути и, прежде всего, несказанной легкости просветленного духа. Плывущие облака - это вереница свершений земного бытия. Мудрый человек "с утра наблюдает формы облаков и так выправляет себя". И еще облака - прообраз череды сновидений, побуждающих нас пробудиться, прообраз великой естественности сознания, сумевшего освободиться от всего частного и бренного, до конца "опустошить себя". "Смотри, как проходят облака сквозь гору, не встречая преград, - так постигнешь секрет погружения в пустоту" (Хун Цзычэн. ХVII в.).
Если видеть в классической живописи Китая зрительный слепок медитативно-просветленного видения (а живопись в Китае наделялась именно таким статусом), то мы, несомненно, откроем в картинах старых китайских мастеров все эти "экзистенциальные" качества облачной стихии. Полезно помнить о них. Иначе зачем рисовать? Начать с того, что само выражение "облака и дымка" издревле было в Китае синонимом понятия живописи. Сказать о человеке, что он искусно писал облачную дымку, означало сказать, что он был превосходным художником. Полупрозрачная вуаль облаков одновременно скрывает и выявляет формы - скрывает наглядное и обнажает сокрытое, скрадывая действительное расстояние между предметами, преображая физический мир в мир волшебства и сказки, где далекое становится близким, а близкое - недоступным, где все возможно и непостижимо.
Облачная дымка пленяет, околдовывает и будит человеческое сердце. Она - вестница запредельной простоты жизни. Эта воздушная дымка в конце концов освобождает себя от всех свойств. Она не присутствует и не отсутствует, она всегда и повсюду - только фон, cреда, пустота. Не темная и не светлая, не имеющая формы и не бесформенная. Она опосредует крайности и скрадывает различия. Так она направляет взор - прежде всего внутренний взор - к Срединному Пути всего сущего. Так внушает она главное качество реальности Великого Пути - целомудренную пресность, ненарочитую простоту. А впрочем, это "пресно-безвкусное" бытие, эта разлитая всюду "серость" ничуть не сводится к унылой монотонности. Она зияет неисчерпаемой полнотой жизни, всеми ее нюансами - бесконечно разными, до неуловимости тонкими. Поистине, в этой "серости" - бездна творческих превращений мира. Возможно, что секрет привлекательности тумана или облачной дымки для китайского мастера как раз и заключался в том, что монохромная, тоновая живопись тушью позволяла с помощью невероятно тонких градаций тона внушить, символически обозначить все разнообразие цветовой гаммы природы, указать на присутствие внутреннего, недоступного созерцанию, но безошибочно угадываемого интуицией изобилия жизни.
Писать символическую реальность - значит "писать туман". Но для художника, пользующегося кистью и тушью, такое утверждение - вовсе не метафора. Разве не похожа тушь, растекающаяся струйками и каплями на бумаге и спонтанно творящая самые неожиданные, самые причудливые формы, на вечно меняющиеся облака, привольно плывущие и рассеивающиеся в бескрайнем просторе небес? Сходство здесь ничуть не придуманное, а уже прямо физическое. Китайский живописец — не наблюдатель, а творец туманов. С туманами небесной бездны кочует его сердце. Брызги его туши смешиваются с испарениями космических бездн. Все обнимая и все смешивая воедино, невесомая воздушная дымка одновременно все выявляет и разграничивает. И, наверное, совсем не случайно на китайских пейзажах именно облака ставят границы отдельным планам картины, или, как говорили китайские живописцы, "верхней", "средней" и "нижней" перспективе. Таково, так сказать, инструментальное использование облаков в китайском пейзаже. Но и оно свидетельствует о главном назначении всё и вся поглощающей, все уравновешивающей дымке: побуждать к открытию беспредельности в границе опыта, искать средоточие жизни в предельной рассеянности формы.
Если видеть в культуре способ взаимного преобразования внутреннего опыта сердца и языка внешних, предметных образов мира, то не будет преувеличением сказать, что облачная стихия представляет собой фундаментальнейшую культурную метафору. В неисповедимых формах этой первоматерии, в технике ее живописного изображения, в многообразии ее символизма заключены истоки культурных традиций. Кто размышлял над свойствами воздушной дымки, должен изображать ее как раз там, где ее нет. Туман обманывает наше зрение, приближая далекое и отдаляя близкое. В конечном счете он скрывает сам себя, преображаясь в нечто себе противоположное, тяжеловесное, массивное, твердое - в гору. "В камне - корень облаков", - говорили китайцы. В облачной стихии - фантасмы неподатливости горных толщ. На картине Фо Жочжэня (XVII в.) "Горы в тумане" облака и горные склоны сливаются воедино, и одно совершенно естественно переходит в другое. По китайским представлениям облака есть не что иное, как дыхание (и, стало быть, душа) гор, так что в легком кружеве туманов выходит наружу внутреннее естество камня.
«Весенние облака — как белые журавли; они парят высоко и привольно. Летние облака — как могучие пики; они отливают свинцом, нависают всей тяжестью и непрестанно меняют облик. Осенние облака — как рябь на глади вод; они разбегаются тонкой паутинкой и светятся небесной лазурью. Зимние облака,— словно размывы туши и своей толстой вуалью покрывают все небо. .. Облака, туманы, дымки и испарения выявляют на картине небесный простор и могучие горы, высокие пики и отдаленные деревья. Кто научится их рисовать, сумеет изобразить утонченный исток всех вещей» (Хань Чуньцюань, ХII в.)
При использовании данных материалов в других информационных источниках ссылка на сайт Гидрометцентра России meteoinfo.ru обязательна.