ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АТМОСФЕРНОЙ ЦИРКУЛЯЦИИ И ПОГОДЫ В СЕВЕРНОМ ПОЛУШАРИИ В СЕНТЯБРЕ 2015 ГОДА
В верхней стратосфере (на уровне АТ-10) перестройка циркуляции на зимний режим завершилась к 2 сентября. Установившийся над полюсом циклон в течение месяца быстро углублялся: геопотенциал в его центре был примерно на 15 дам ниже нормы. Наиболее интенсивные стратосферные антициклоны формировались в сентябре на востоке Азии.
В экваториальной стратосфере произошло значительное усиление западной фазы ветров квазидвухлетнего цикла, установившейся в августе.
В средней тропосфере (на уровне АТ-500) в осреднённом за месяц поле геопотенциала околополярный циклон, занимавший своё климатическое место, был очень глубоким: аномалии геопотенциала вблизи его центра составили -7 дам. Связанные с ним тропосферные ложбины чаще всего распространялись на восток Тихого океана и на запад Северной Америки (аномалии до -7 дам на западе Канады). Глубокие ложбины отмечались также над Западной Сибирью (аномалии до -3 дам над Алтаем), Атлантикой и Европой. Европейские ложбины, однако, не были так глубоки, как остальные, поскольку во второй и третьей декадах сентября над Восточной Европой существовали довольно устойчивые гребни. Стабильно пониженый геопотенциал отмечался лишь в Западной Европе (аномалии до -4 дам на юге Франции). Обширная область отрицательных аномалий геопотенциала от -2 до -4 дам сформировалась также в субтропиках Тихого океана, но это был результат активного тропического циклогенеза во всех трёх его районах.
Наиболее интенсивные тропосферные гребни формировались во второй и третьей декадах месяца над Восточной и Северной Европой, в связи с чем аномалии геопотенциала составили +16 дам над Норвежским морем, +13 дам на севере ЕТР и +10 дам – над Чёрным морем. В течение всего месяца гребни также регулярно распространялись из центральной части Тихого океана на север, что обусловило аномалию до +13 дам над Беринговым морем. В первой декаде сентября интенсивные тропосферные гребни отмечались также в Забайкалье, Монголии и на северо-востоке Китая (аномалии до +5 дам). Существенно выше нормы оказался геопотенциал и на востоке Канады: аномалии здесь составили +11 дам.
Положение планетарной высотной фронтальной зоны (ПВФЗ) в сентябре практически на всём её протяжении было более северным, чем обычно. Наибольшие отклонения к северу отмечались над Европой (до 13˚) и северо-восточной Азией (до 8˚). Немного южнее обычного её положение было лишь на западе Канады и над Западной Сибирью.
Индексы зональной и меридиональной циркуляции в целом по полушарию были близки к норме. Однако при этом зональная циркуляция была заметно нарушена в I и II ЕСР. В высоких широтах I ЕСР и умеренных широтах II ЕСР она была несколько ослаблена (на 28% и 29% соответственно), а в высоких широтах II ЕСР - на 33% интенсивнее обычного. Индексы меридиональной циркуляции практически не отличались от нормы во всех трёх ЕСР.
В осреднённом за месяц поле приземного давления атлантическая пара ЦДА выглядела несколько необычно. Азорский антициклон был ослаблен и раздвоен. Однако в течение месяца его состояние и положение было очень нестабильно. В первой декаде он был весьма интенсивен, и центр его располагался у берегов Англии. Во второй декаде месяца антициклон был близок к норме по положению и интенсивности, а в третьей декаде оказался разделён на два центра, один из которых располагался над Центральной Европой, а другой – над восточной Канадой. Взаимодействуя с полярными антициклонами, азорский максимум способствовал формированию скандинавских и затем восточно-европейских антициклонов, особенно во второй декаде сентября. В итоге на традиционно занимаемой им территории в среднем за месяц сформировались отрицательные аномалии давления до -3 гПа в то время как на северо-востоке Атлантики, в северной и Восточной Европе среднемесячные значения давления были превышены на +4…+7 гПа. Оба центра исландского минимума, таким образом, были оттеснены к западу: один из них располагался у южной оконечности Гренландии (аномалии -4 гПа), другой – над Гудзоновым заливом. Будучи блокированы на востоке атлантические циклоны смещались гораздо севернее обычного. Проходя по арктическим морям, они выносили сюда большое количество тепла, и в итоге аномалии температуры на арктических островах достигли в среднем за месяц 2-3˚С. Местами здесь были значительно превышены и месячные суммы осадков: на Северной Земле, например, их выпало почти в два раза больше нормы. А над полюсом на осреднённой карте, вопреки обыкновению, сформировалась обширная область низкого давления с аномалиями до -6 гПа.
В Восточной Европе, в условиях преобладания антициклональной погоды, сентябрь был очень тёплым, почти летним месяцем: среднемесячные аномалии температуры в восточной половине Европы повсеместно превысили 2ºС, а на юге ЕТР достигли 5ºС. Практически повсюду на этих территориях отмечался серьёзный дефицит осадков. Только в отдельных районах севера ЕТР и местами на Урале их количество было близко к норме.
На большей части Центральной и Западной Европы сентябрь, напротив, был дождливым и прохладным. Во второй декаде месяца влияние полярных ложбин здесь было особенно частым. А над Средиземным морем активный циклогенез происходил в течение всего месяца. В результате на среднемесячной карте сформировалась обширная область отрицательных аномалий давления до -3 гПа, занимавшая Южную Европу, Северную Африку, Турцию и Ближний Восток. Очень много осадков южные циклоны принесли на Балканы и в альпийские страны. Существенно больше нормы дождей выпало на юге Испании и Франции, а также в Северной Африке. В первой половине сентября беспрецедентно сильные и продолжительные пыльно-песчаные бури происходили на Ближнем Востоке. Причиной стали шквалистые усиления ветра в зоне обострённого полярного фронта, практически постоянно располагавшегося в этом регионе. Волны, формировавшиеся на этом фронте, неоднократно вызывали сильные ливни и грозы в ближневосточных странах, в Ираке и Иране.
На огромном пространстве Сибири в сентябре началось формирование сибирского сезонного максимума, причём более активное, чем обычно. Здесь регулярно в течение месяца формировались антициклоны, так что и на осреднённой карте отмечались самостоятельные центры высокого давления на юге Западной Сибири и на востоке Казахстана. Аномалии давления почти на всём пространстве Евразии были положительными и составили +1…+5 гПа. Однако атаки атлантических циклонов продолжались. Особенно часто под их влиянием оказывались северные районы Сибири, Красноярский край и Иркутская область. В тылу полярных ложбин сюда часто происходил вынос холода, поэтому аномалии температуры в среднем за сентябрь были здесь довольно значительными (местами до -3˚С). Сентябрьские суммы осадков в этих регионах тоже оказались гораздо больше нормы. Активный циклоническая деятельность происходила и на южной периферии антициклонов в Средней Азии, на западе и в центре Китая, о чём свидетельствует самостоятельный циклонический центр на северо-западе Китая (аномалии до -2 гПа). С этими циклонами были связаны сильные дожди в Казахстане, среднеазиатских республиках, в Монголии, на севере и в центральных провинциях Китая. В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке России сентябрь оказался вполне обычным по температуре. Под влиянием преобладавшей антициклональной погоды на востоке Якутии, в Забайкалье и Хабаровском крае отмечался дефицит осадков. На остальных территориях их количество соответствовало норме, а в дальневосточном регионе в связи с выходами экс-тайфунов - местами существенно выше нормы.
Муссонная депрессия по положению и интенсивности была вполне обычной. Однако индийский муссон в сентябре оставался малоактивным. Северо-восточные и северо-западные штаты имели дефицит осадков, в центральных районах выпала, в основном, норма осадков, и только на юге Индии местами нормы были превышены. А в целом за сезон по стране к концу сентября сохранялся дефицит осадков 14%.
В тихоокеанской паре ЦДА в сентябре продолжал доминировать гавайский антициклон. Обширный и интенсивный, он был смещён к северу, обусловив аномалии до +8 гПа над Беринговым морем и Алеутскими островами. Алеутский минимум в таких условиях был разделён: его ослабленный западный центр сместился с юга Камчатки на север Сахалина, а восточный, сохранявший свою глубину – на Аляску и запад Канады (аномалии -5…-6 гПа). В этих районах сентябрь был прохладным и дождливым. Тихоокеанские циклоны смещались, в основном, по северным и центральным канадским провинциям на Средний Запад США (аномалии давления до -5 гПа), где в сентябре выпало много осадков. Избыток их отмечался и на атлантическом побережье континента: здесь полярные ложбины часто взаимодействовали с тропическими воздушными массами. Господство циклонов привело к тому, что фон давления над Северной Америкой в среднем за месяц был понижен на 1…6 гПа. Однако оно же обеспечило мощные адвекции тепла в восточной половине континента, поэтому сентябрь на большей части Северной Америки был гораздо теплее обычного, особенно на юго-востоке Канады и на северо-востоке США.
Следует отметить также обширнейшую область низкого давления, занимавшую практически все тропики и субтропики Тихого океана. Аномалии давления здесь составили -3…-4 гПа, что весьма существенно для низких широт. Причиной стало активное образование циклонов во всех трёх районах тропического циклогенеза Тихого океана. Пониженное давление, связанное с мощной конвекцией в зоне ВЗК, отмечалось также над Карибским морем (аномалии -3…-4 гПа).
В тропической зоне северного полушария в сентябре возникло 13 тропических циклонов при норме 12,2.
На западе Тихого океана образовались 4 циклона (норма 4,8). Два из них стали тайфунами. На сушу оказывали влияние три циклона. Сильный тропический шторм «Этау», пройдя по Японии и задев Корейский п-ов, вызвал там сильнейшие дожди (до 545 мм/сутки в КНДР). Затем, уже став внетропическим циклоном, он обрушился 10 сентября на Приморье, где за период его влияния с утра 10 сентября до вечера 11 сентября выпало до 160 мм осадков. Примерно в это же время к северным районам Японии подошёл тропический шторм «Кило», который возник в августе в центральной части Тихого океана. Циклон оказался долгожителем, он существовал более 20 дней, при этом 11 дней – в стадии урагана-тайфуна. В центральных и северо-восточных регионах Японии произошли наводнения и оползни, вызванные ливневыми дождями, принесенными тайфуном «Этау» и тропическим штормом «Кило». Более пяти человек погибли, около 100 тысяч человек были эвакуированы. «Кило» стал вторым циклоном, оказывавшим влияние на Дальний Восток России в сентябре. 11 сентября в Южно-Курильском и Курильском районах отмечался очень сильный дождь (до 83 мм/сутки) и ветер до 41 м/с. В середине сентября тропический шторм «Вамко» вышел на побережье Вьетнама, вызвав сильные дожди. Но самым опасным стал тайфун «Дуцзюань», обрушившийся на Тайвань на пике своего развития с ветрами до 50 м/с, при этом суточные суммы осадков составили 200 мм. Кроме того тайфун «Дуцзюань» принес и в Японию сильнейшие за 49 лет ветры. По данным Японского метеорологического агентства, скорость порывов ветра на о.Ёнагуни в префектуре Окинава достигала 81,1 м/c. 29 сентября циклон вышел на материковый Китай и, развернувшись, начал смещаться на север – северо-восток, вливаясь в систему пришедшего из Манчжурии циклона умеренных широт. Образовавшийся вихрь имел колоссальный энергетический потенциал. 30 сентября он буквально затопил Корейский п-ов. Многие станции отмечали суточные суммы осадков в 100-150 мм. Но самые большие суммы составили 388 мм, 445мм и даже 797 мм. Давление в центре циклона было менее 955 гПа. Продолжая смещаться на северо-восток, 1-2 октября он принёс сильные дожди и ураганные ветры в Приморье и на юг Сахалина.
На востоке и в центре Тихого океана существовали 5 циклонов (норма 3,5). На востоке Тихого океана два из трёх циклонов стали ураганами, которые, хоть и смещались вблизи мексиканского побережья, но серьёзного влияния на сушу не оказывали. В центральной части Тихого океана оба циклона также смещались вдали от островов и к тому же были не очень интенсивны.
В Атлантическом океане в августе возникли 4 циклона при норме 3,7. Три циклона были сравнительно слабы и влияния на сушу не оказывали. А вот четвёртый, возникший в конце месяца, ураган «Хоакин» стал первым в текущем сезоне супер-ураганом Атлантики. 1 октября циклон стал ураганом 4-й категории опасности по шкале Саффира — Симпсона. В это время он находился в непосредственной близости от Багамских островов, став самой сильной тропической бурей в этом регионе Атлантики с 2010 года. Продолжая смещаться вблизи Багамских о-вов, «Хоакин» 3 октября на короткое время усилился даже до 5 категории опасности: давление в центре составило 933 гПа, максимальный ветер – 68 м/с.
Дальнейший его путь проходил вдоль побережья США и по Бермудским островам. Его косвенное влияние на атлантическое побережье было очень серьёзным. Способствуя обострению полярного фронта над континентом, циклон стал причиной сильнейших дождей, прошедших от Южной Каролины до Нью-Джерси. Достаточно сказать, что за сутки 4 октября в Южной Каролине выпало от 60 до 218 мм осадков, в Северной Каролине – до 126 мм. На всём побережье отмечались сильные наводнения, в которых погибли 17 человек.