Данный выпуск журнала «Космическая погода: модели и методы прогноза» – тематический и посвящен вопросам изучения солнечно-земных связей и явлений космической погоды.

Открывает номер статья «Космическая погода: пути практического применения знаний о солнечно-земных связях», подготовленная ответственным редактором номера С. В. Тасенко. В статье отмечено, что наступило время, когда космическую погоду требуется учитывать наравне с земной, поскольку она существенно воздействует на технологические системы и человеческую деятельность. Автор статьи выразил надежду, что подготовленный тематический номер поможет решению задачи ускорения практического применения накопленных знаний о солнечно-земных связях.

Статья «Мониторинг космической погоды по данным наземных магнитных наблюдений (индекс РС)», подготовленная О. А. Трошичевым, Д. А. Сормаковым, посвящена оценке индекса магнитной активности в полярных шапках, который используется как показатель входящей в магнитосферу энергии солнечного ветра.

В следующей статье «Мониторинг межпланетных мерцаний и возможности краткосрочного прогноза космической погоды» (И. В. Чашей, С. А. Тюльбашев, Ю. В. Писанко) кратко описаны методы наблюдения межпланетных мерцаний и первичного анализа данных о них в программе мониторинга состояния солнечного ветра на модернизированном радиотелескопе БСА ФИАН, которая ведется с 2014 г.

Возможности прогнозирования временного ряда геомагнитного индекса Dst при помощи разных адаптивных методов – искусственных нейронных сетей (классических многослойных персептронов), метода деревьев решений («случайный лес»), градиентного бустинга – проанализированы в статье И. Н. Мягковой, В. Р. Широкого, Р. Д. Владимирова, О. Г. Баринова, С. А. Доленко.

Пути улучшения качества прогнозирования временных рядов среднечасовых потоков и суммарных суточных потоков (флуенсов) релятивистских электронов во внешнем радиационном поясе Земли с заблаговременностью прогноза от 1 до 24 ч и от 1 до 4 суток соответственно рассмотрены в статье И. Н. Мягковой, В. Р. Широкого, Ю. С. Шугай, О. Г. Баринова, Р. Д. Владимирова, С. А. Доленко.

В статье Ю. С. Шугай описана модель прогноза скорости квазистационарных потоков солнечного ветра на околоземной орбите, работающая в режиме реального времени.

Статья В. О. Бариновой, В. В. Калегаева посвящена оценке качества и анализу возможностей корректировки эмпирической модели формы и положения высокоширотной границы внешнего радиационного пояса Земли с использованием полной базы данных о потоках электронов с энергией выше 100 кэВ, измеренных за последние 5 лет на орбите космического аппарата «Метеор-М» № 2. Возможность коррекции климатических моделей ионосферы по данным одного наблюдательного пункта, оснащенного ионозондом вертикального радиозондирования, с целью мониторинга плазменной оболочки Земли в окрестности этого средства измерения рассмотрена в статье Н. Г. Котонаевой, М. В. Коломина, В. В. Михайлова.

Материалы, приведенные в статье А. В. Николаева, свидетельствуют о необходимости адаптации эмпирической модели авроральных высыпаний частиц OVATION Prime (2010) с использованием российского индекса полярной шапки РС.

Структура центра космической погоды в интересах международной аэронавигации, создаваемого в соответствии с решением Международной организации гражданской авиации, рассмотрена в статье И. М. Алешина, А. С. Аракелова, В. А. Бурова, С. Д. Иванова, Ю. П. Очелкова, А. Ю. Репина, К. И. Холодкова.

Объектом исследования авторов следующей статьи (И. М. Алешин, А. С. Аракелов, Е. А. Бруевич, В. А. Буров, С. Д. Иванов, Ю. П. Очелков, А. Ю. Репин, К. И. Холодков) являются методы диагностики и прогноза сильных возмущений космической погоды, влияющих на радиационную обстановку и радиосвязь при авиаперелетах.

В статье «Зависимость солнечного ультрафиолетового излучения в диапазоне 280–400 нм от изменений общего магнитного поля Солнца» (С. Н. Шаповалов) на основании полученных результатов исследования установлена зависимость солнечного излучения 280–315 нм (УФ-В) и 315–400 нм (УФ-А) от изменений общего магнитного поля Солнца.

В разделе «Сообщения» включена статья Ц. Сунь, Чж. Чжан, С. Лю, Ч. Чжан, Ч. Му, авторы которой на основе данных глобальной ионосферной модели GIM, разработанной Европейским центром определения орбит (CODE), о полном электронном содержании обнаружили и проанализировали ионосферные аномалии в период супертайфунов Меги и Меранти.

В разделе «Критика и библиография» размещена рецензия на монографию А. А. Макоско, А. В. Матешевой «Загрязнение атмосферы и качество жизни населения в XXI веке: угрозы и перспективы» (М., Российская академия наук, 2020, 257 с.). Рецензию подготовили академик РАН Г. С. Голицын, директор ФГБУ «НИЦ «Планета» В. В. Асмус, научный руководитель ФГБУ «Гидрометцентр России» Р. М. Вильфанд.

В разделе «Обзоры и консультации» напечатаны обзоры о загрязнении природной среды и радиационной обстановке, о погоде и аномальных гидрометеорологических явлениях на территории Российской Федерации в декабре 2020 г.

В разделе «Хроника» опубликован некролог в связи кончиной профессора Сергея Сергеевича Зилитинкевича.

Источник: сайт журнала Метеорология и гидрология