22 марта в ИТАР-ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная Всемирному метеорологическому дню. В ней приняли участие: руководитель Росгидромета Александр Фролов, директор Гидрометцентра России Роман Вильфанд.

 

ФРОЛОВ: Завтра – Всемирный метеорологический день. В этом году исполняется 60 лет Всемирной метеорологической организации. В прошлом году указом президента был учрежден День работника Гидрометеослужбы, завтра мы его отметим во второй раз.

Всемирная метеорологическая организация занимается вопросами погоды, климата и воды. Государства, которые входят в ее состав, успешно сотрудничают уже много лет, обмениваясь оперативными данными о состоянии атмосферы, суши, морей, океанов, рек, на основании которых составляются прогнозы погоды и предупреждения об опасных гидрометеорологических явлениях. Среди наиболее крупных достижений ВМО – создание Всемирной службы погоды и создание всемирной программы исследования климата.

У российской гидрометслужбы три основные задачи: улучшение точности прогнозов и предупреждений, улучшение качества гидрометеорологического обслуживания, обеспечение присутствия РФ в Антарктике. Мы разработали два стратегических документа: «Развитие гидрометеорологической деятельности в России до 2030 года» и «Деятельность и присутствие РФ в Антарктиде». Эти два документа практически согласованы с заинтересованными органами власти, в ближайшее время будут внесены на рассмотрение Правительства и на долгие годы определят основные приоритеты развития в указанных направлениях.

Упор нами делается, прежде всего, на модернизацию всех компонентов гидрометеорологической системы: систем наблюдений (наземной и космической), системы связи и обработки данных, развитие методов модели, технологии выпуска различных прогнозов, улучшение средств предоставления информации с использованием современных телекоммуникационных средств, Интернета, сотовой связи.

Начало весны в этом году сдвигается на 7-10 дней. В апреле нас ждет неустойчивая погода, на европейской территории температурный фон будет близок к норме или ниже. С учетом того, что средние значения температуры в апреле достаточно низкие - от 4 до 6 градусов /тепла/ в центре Европейской территории, а на севере это даже отрицательные значения - в Архангельске и Мурманске - это достаточно некомфортная погода. В Уральском и Сибирском округах ожидаются довольно значительные отрицательные аномалии и, с учетом континентальности климата, это, по сути, еще продолжение зимы. Эта зима на территории РФ была одной из самых суровых примерно в среднем за 30 лет, а для Сибири она, возможно, даже рекордная за весь период наблюдений.

В настоящее время высота снега в Подмосковье еще составляет более 40 см. Из-за потепления снежный покров начал таять на 5 см за сутки, но уже сегодня к вечеру похолодает, и процесс замедлится. Именно из-за больших запасов снега, которые превышают норму, метеорологи не переживают, что апрель будет не слишком теплым, так как иначе можно ожидать слишком бурное развитие паводка.

Существенных изменений температуры в положительную сторону мы ждем в мае: повсеместно на территории России среднемесячные температуры будут выше на 6-10 градусов среднемесячных апрельских, осадков будет немного. Так что настоящая весна начнется в мае. Конечно, еще возможно похолодание и заморозки, но большая положительная аномалия ожидается на всей территории России.

Июнь ожидается достаточно теплый, июль - теплее нормы, август – близок к норме или холоднее, сентябрь – достаточно теплый. Эти прогнозы еще будут уточняться.

ВИЛЬФАНД: Такой долгосрочный прогноз становится все более и более уникальным. 10 дней назад британская метеослужба приняла решение о прекращении публикаций прогнозов погоды в массовом доступе. Эти прогнозы будут теперь использоваться только в погодозависимых отраслях экономики. 25 лет назад аналогичное решение приняла метеослужба Франции и теперь работает только со специалистами, которые умеют использовать эти прогнозы.

Прогноз погоды на долгие сроки имеет вероятностную подоплеку. Вероятность осуществления прогноза, который вы здесь услышали ранее – 70 процентов.

ВОПРОС: Какая категория метеорологов, по вашему мнению, самая важная?

ФРОЛОВ: Я считаю, что это сотрудники Государственной наблюдательной сети. Это посты наблюдения как подвижные, так и стационарные, люди там несут вахты на труднодоступных и удаленных станциях, у них самые сложные условия труда и не очень высокая зарплата.

ВОПРОС: Как обстоят дела в Антарктике и в Арктике?

ФРОЛОВ: Экономический кризис вылился для Росгидромета в сокращение ряда бюджетных статей, в том числе на операционные расходы: содержание наблюдательной сети, к которой относится, в том числе, и дрейфующая станция «Северный полюс». У нас единая статья финансирования для Антарктики и Арктики, и мы были вынуждены отдать предпочтение Антарктике. Сейчас туда снаряжается очередная экспедиция. Наша станция в Арктике сейчас находится в хорошем состоянии.

ВОПРОС: Можно ли сейчас влиять на состояние погоды?

ВИЛЬФАНД: В отдельных случаях это возможно. Например, летом можно рассеять кучевые облака, чтобы осадки прошли до защищаемой территории. Но чаще изменить погоду трудно.

ФРОЛОВ: Существует несколько способов воздействия на погоду: подавление града, вызывание осадков в засушливых регионах или при тушении лесных пожаров, улучшение погодных условий и разгон  туманов на дорогах или в аэропортах. Каждый из этих методов имеет свою область применения и свои ограничения. Надо понимать, что в средних широтах природные процессы достаточно интенсивны и наши возможности повлиять на погоду достаточно ограничены.

Например, сегодня в тяжелых погодных условиях экипаж разбившегося в Домодедово самолета Ту-204 сам принимал решение о посадке по фактической погоде. При заходе на посадку Ту-204 потерпел катастрофу в аэропорту Домодедово, не долетев до взлетно- посадочной полосы примерно 1 километр. Фактическая погода в аэропорту Домодедово при заходе на посадку была - слабый ветер 3 м/с, видимость 150 м, видимость по ярким посадочным огням 450 м, вертикальная видимость 60 м. Прогноз погоды по аэропорту был - туман 300 м, вертикальная видимость 60 м, временами видимость 800 м, то есть фактическая погода соответствовала прогнозу. В этих сложных погодных условиях экипаж в соответствии с федеральными авиационными правилами сам принимает решение на посадку по фактической погоде.

Следует также отметить, что попытка повлиять на погоду в своей стране может повлечь проблемы у стран-соседей и, в свою очередь, спровоцировать межгосударственные конфликты.