На Олимпиаде в Сочи важна, как известно, каждая мелочь, а от погоды напрямую зависят результаты в очень многих видах спорта. Биатлон, прыжки с трамплина, горнолыжные дисциплины - то есть все, что проходит вне крытых площадок. О причинах изменения погоды и о том, какую технику используют синоптики при подготовке прогнозов для олимпийцев, в интервью ИТАР-ТАСС рассказал директор Гидрометцентра России Роман Вильфанд.

 

 

 

- В своё время была информация о том, как серьёзно к обслуживанию игр готовилась метеорологическая служба страны. Удалось ли в итоге взять погоду "под контроль"?

 

- Смотря как понимать слово "контроль". Контролировать саму погоду просто не в человеческих силах.  Атмосферой "заведуют" энергии, просто несоизмеримые с тем уровнем, который вырабатывается сегодня всем человечеством. А вот контролировать состояние погоды, чтобы прогнозировать её проявления, это мы умеем относительно хорошо, а  в Сочи – особенно. По нашим оценкам, оправдываемость  прогнозов на один-два дня будет превышать 90%, а  оперативных прогнозов, то есть выпускающихся на ближайшее  время — не менее 97%.

 

Для этого Росгидромет управляет сетью из 40 автоматических метеорологических стаций,  установленных на олимпийских спортивных объектах прибрежного и горного кластеров. Отмечу, что это очень густая сеть для такого небольшого полигона. Очень хорош новый температурный профилемер, он определяет температуру до высоты  10 км, а также может определять температурную инверсию, ситуацию, когда верхние слои теплее, чем нижние. А это, в свою очередь, сильно влияет на образование облаков. Функционируют в непрерывном режиме два ветровых профилемера, диагностирующих воздушные потоки  до высоты 9 километров.

 

И, конечно, этой сетью управляют, данные анализируют и воплощают в прогнозы десятки высококлассных специалистов Росгидромета, работающих в этом регионе. Это  синоптико-технологическая система нового типа, в которой отслеживаются каждый элемент, каждое изменение погоды. Там каждый час идёт прогноз. Каждый час проходят так называемые "тим-митинги", где идёт командная работа над информацией. И вся эта информация доводится до всех соответствующих должностных лиц в той форме, в которой она нужна для принятия решений.

 

- Погода "слушается" синоптиков?

 

- Понятные идут процессы, и ожидания наши пока в высшей степени благоприятные и точные. 

 

- Ожидаются ли осадки по вашим прогнозам?

 

- Будет выпадать дождь и дождь со снегом. Уже завтра мы прогнозируем дождь со снегом в горном кластере. Кстати говоря, сумма осадков ожидается небольшой. Но тем не менее, сам факт осадков нужно будет учитывать при планировании расписания соревнований.

 

- Биатлон не остановят?

 

- Биатлон точно не остановят.

 

- И снег таять не начнёт?

 

- Тут не будет никаких негативных последствий для снега - его много, и  он хорошо утрамбован. А на прыжковых аренах, на трассах, на горнолыжных спусках положен слой искусственного снега. Он создан из молекул водяного пара, который постоянно находится в атмосфере. Он создаётся путём распыления так называемых ядер конденсации, вокруг которых аккумулируются молекулы водяного пара. Они и выпадают в виде кристалликов снега. Так что, по сути, это тоже естественный снег, полученный из той же воды. Но это очень плотный снежный покров: рукою нажимаешь  с силой,  а след остаётся только чуть-чуть.

 

- Какая будет температура в горном кластере?Не вызовет ли она туман – для некоторых видов соревнований это ключевая помеха...

 

- На высоте 600 метров ночная температура будет приближаться к нулевой отметке – от 0 до 5 градусов, а дневные температуры дойдут до 10 градусов. Это на один-два градуса выше нормы. Но  это не критично - рабочая атмосфера. 

 

На высоте полторы тысячи метров температура существенно ниже – ночью не более нуля, днём – вокруг пяти градусов тепла. Это замечательная погода!

 

А вот что касается туманов… Наибольшую сложность для прогнозирования представляет не что иное как туман. Но в горах так называемого тумана нет. Мы просто привыкли так называть это явление. Настоящий туман – это где-нибудь внизу. Там он образуется за счёт выхолаживания. А в горах это – нижняя граница облаков. То есть сами понимаете – явление совсем иной метеорологической природы. И предсказывать надо именно облачность, точнее – условия видимости. 

 

И тут мы спортсменов, для которых, естественно, очень важно понятие видимости, пока можем лишь порадовать. 

 

- В целом на Олимпиаде спортсмены довольны синоптиками?

 

- Пока погода  хорошо прогнозируется синоптиками, как правило, все довольны. Пока. Но это же горы, а в горах погода всегда специфична. Скажем, на одном склоне горы солнышко сияет, а в пяти-шести километрах снежный буран бушует. И в таких регионах, как Сочи, погода может резко отличаться на расстоянии 5-10 км. Так что с прогнозами тут всегда приходится быть начеку, и выпускать всё более точные корректировки по мере изменения погоды.

 

Одно скажу точно: метеорологи сделают и делают сегодня всё возможное, чтобы обеспечить надёжный и качественный прогноз погоды на всём протяжении Олимпиады – и пространственном, и временном. А опыт составления метеопрогнозов во время Игр в Сочи позволит синоптикам в будущем точнее предсказывать погоду на всей территории страны.

 

 

Беседовал Александр Цыганов