По информации Центрального УГМС на 5 августа, на р. Ока у г. Серпухов и г. Кашира Московской области уровень воды сохранялся ниже отметки «низкая межень» на 16 см и 26 см соответственно. На р. Клязьма у г. Владимир, г. Ковров и г. Вязники Владимирской области уровень воды находился ниже опасно низкой отметки (на 4 см, 6 см и 15 см соответственно). На 1 см ниже опасно низкой отметки опустился уровень воды р. Которосль у г. Гаврилов Ям Ярославской области.

На р. Днепр у г. Смоленск, на р. Западная Двина у г. Велиж Смоленской области, на р. Ока у г. Рязань и у с. Половское Рязанской области уровень воды сохраняется близким к опасно низкой отметке.

 

В ближайшие трое суток, 6-8 августа, на участках р. Оки от г. Серпухов до г. Кашира и р. Клязьмы от г. Владимир до г. Вязники, а также на р. Которосль у г. Гаврилов Ям уровень воды сохранится ниже опасно низких отметок.

 

На р. Ока у г. Рязань уровень воды достигнет опасно низкой отметки. Продолжит понижаться уровень воды р. Ока у с. Половское,  р. Днепр у г. Смоленск и р. Западная Двина у г. Велижа.

В связи с низкой водностью рек, в водохранилища Верхней Волги и в Горьковское водохранилище поступает меньше воды, чем обычно в это время года. Продолжается медленное понижение уровня воды Рыбинского водохранилища.

 

 

Сказываются последствия малоснежной зимы в регионе и существенный дефицит летних осадков. "Приток воды в водохранилища Верхней Волги в июле составил 35-65 % от нормы, - комментирует сложившуюся ситуацию заведующий отделом речных гидрологических прогнозов Гидрометцентра России Сергей Васильевич Борщ. - В последние годы не редкость, когда приток воды оказывается ниже нормы. Но повторяемость такого низкого притока, как наблюдается в этом году, в Иваньковское водохранилище один раз в 20 лет, в Угличское - в десять лет".

 

 

Недостаток дождей и более низкая, чем обычно, межень стали причиной затруднений судоходства на Верхней Волге. 

 

Из-за засухи Волга обмелела, и не все суда могут по ней передвигаться, - рассказывается в видеосюжете 1 канала. Дождей давно не было, подъём воды регулируется только гидроузлами - в итоге стоят десятки барж и пассажирских теплоходов. Порой приходится ждать по нескольку дней. Крупные круизные лайнеры этим летом ни разу не смогли дойти до Нижнего Новгорода - высок риск сесть на мель.


 

 

По данным метеорологов, в августе вероятность обильных дождей невысока, поэтому завершение навигации может быть в ещё более сложных условиях. Прогноз на ближайшие дни более конкретен. Так, в столичном регионе в четверг и пятницу ожидают дожди, которые освежат лишь слегка и то местами. Температурный фон понизится лишь на пару градусов.

 


 

Из-за понижения уровня воды в Волге в некоторых районах образовались пробки из судов

 

 

Достаётся всему приволжскому округу: критично обмелела главная водная артерия, то которой зависят многие сферы жизни сразу нескольких областей. В Нижегородской - уже масштабное снижение объемов грузоперевозок по Волге. А круизная туристическая индустрия там, похоже, и вовсе села на мель.

Шлюзы на "замке" - в ожидании "большой воды" у Городецкого гидроузла скапливаются целые караваны судов. Капитан буксира с прицепом из четырeх барж в очередной раз запрашивает разрешение на проход.

"Есть вода - нас пропускают через шлюзы, нет - мы стоим уже вторые сутки, ждeм воды. И, скорее всего, пойдeм только завтра. И то, опять-таки, если Городец даст воду", - говорит капитан Андрей Павловский.

Так мало воды на Верхней Волге не было никогда, говорят речники. Из-за малоснежной зимы, паводок был минимальным. Рыбинское и Горьковское водохранилища не набрали расчeтных запасов для полноценной навигации. Еще более осложнило ситуацию жаркое лето и отсутствие дождей - тридцать километров ниже Городецкого гидроузла стали настоящим бутылочным горлышком для больших теплоходов. Шлюзование им разрешено лишь один раз в четыре дня.

Из-за аномального маловодья трeхпалубные круизные теплоходы городецкие шлюзы проходят по особому графику. Осадка таких судов большая, как правило два с половиной метра, и чтобы трeхпалубники смогли пройти обмелевший опасный городецкий участок Волги ниже шлюзов, Гидроэлектростанция вынуждена сбрасывать сотни тонн воды.

Но даже и на таком повышенном сбросе из Горьковского водохранилища капитанам приходится показывать настоящие чудеса виртуозного вождения.

"Запас воды под днищем 20 сантиметров. Это совершенно, можно сказать, ничего, что затрудняет движение судов вдоль русла, по судовому ходу, расхождения, манeвры. Работаем на пределе своих возможностей", - отмечает капитан Андрей Павловский.

Этим летом порт Нижнего Новгорода вообще не принял ни одного круизного четырeхпалубного теплохода из Москвы и Санкт-Петербурга. С осадкой в три метра красавцам-лайнерам путь сюда закрыт. Десятки рейсов отменены.

"Кто-то работал с туристами и предлагал совершить другой круиз, кто-то возвращал денежные средства, кто-то предлагал перенести круиз на другой период. Мы сделали пересадку с одного корабля на другой, и городецкий участок проехали на автобусах", - говорит директор туристической компании Дмитрий Галкин.

О том, что их корабль застрянет в Городце на целых три дня, а не пойдeт дальше вниз по реке, Геннадий Мазуров узнал только на палубе. Отказываться от путeвки не стал, объясняет - смирился. В Москву вернeтся разочарованным - не удалось увидеть ни стены древнего нижегородского Кремля, ни волжскую жемчужину - Макарьевский монастырь.

"Покупая тур, мы этого не знали. Я думаю, что, если бы мы знали, мы бы просто не поехали", - говорит пассажир круизного теплохода Геннадий Мазуров.

Из-за вынужденных простоев убытки терпит грузовой флот.

"Волжское пароходство в створе Городецкого гидроузла должно было пройти грузов примерно на полмиллиарда рублей. Это мы потеряли уже", - отмечает управляющий директор судоходной компании Александр Шишкин.

Помочь справиться с дефицитом воды могли бы обильные дожди.