С начала марта 2022 года в Индии и Пакистане, а также в значительной части Южной Азии наблюдалась затяжная экстремальная жара, которая продолжалась и в мае.



В Индии март стал самым жарким за всю 122-летнюю историю наблюдений; его средний дневной максимум составил 33,1 °C, что на 1,86 °C выше среднего многолетнего показателя. В Пакистане также был зарегистрирован самый теплый март как минимум за последние 60 лет, при этом ряд станций обновили рекордные значения.

В то же время март был чрезвычайно засушливым: над Пакистаном выпало на 62% меньше осадков, чем обычно, и на 71% ниже нормы над Индией, что создавало благоприятные условия для локального обогрева с поверхности земли. Волна тепла продолжалась в течение апреля и достигла своего предварительного пика к концу месяца. К 29 апреля жара затронула 70 процентов территории Индии.

15 мая Метеорологический департамент Индии сообщил, что многочисленные наблюдательные станции отметили температуру от 45 ° C до 50 ° C. Это последовало за волной тепла в конце апреля и начале мая, когда температура достигала 43-46 °C.

В Пакистане температура также достигла 50°C. Метеорологический департамент Пакистана сообщил, что дневные температуры были на 5-8°C выше нормы во многих районах страны. Жаркая и сухая погода повлияла на водоснабжение, сельское хозяйство и здоровье людей и животных. В горных районах Гилгит-Балтистан и Хайбер-Пахтунква необычная жара усилила таяние снега и льда и вызвала как минимум один прорыв ледникового озера.

Волна тепла, также, как и предыдущие, была вызвана системой высокого давления. В предмуссонный период и в Индии, и в Пакистане регулярно отмечаются чрезмерно высокие температуры, особенно в мае. Волны тепла случаются в апреле, но реже. Пока еще слишком рано говорить о том, будут ли установлены новые национальные температурные рекорды. 28 мая 2017 года в Турбате в Пакистане была зафиксирована четвертая по величине температура в мире — 53,7°C.

В этом году очень высокие температуры в начале года в сочетании с гораздо меньшим количеством осадков, чем в среднем, привели к экстремальным тепловым условиям с разрушительными последствиями для общественного здравоохранения и сельского хозяйства. Однако для определения полных последствий для здоровья и экономики, а также каскадных эффектов от текущей волны тепла потребуются месяцы, включая количество избыточных смертей, госпитализаций, потерянную заработную плату, пропущенные школьные дни и сокращенное рабочее время. По предварительным данным, в Индии и Пакистане погибло 90 человек, а урожайность сельскохозяйственных культур в Харьяне, Уттар-Прадеше и Пенджабе снизилась примерно на 10-35 процентов из-за сильной жары (отчет World Weather Attribution).




Экстремальная жара, которая охватила большую часть Индии и Пакистана, стала в 30 раз более вероятной из-за изменения климата, согласно новому исследованию климатологов.

В исследовании говорится, что из-за изменения климата вероятность такого события, как в 2022 году, увеличилась примерно в 30 раз.
•    То же самое событие было бы примерно на 1°С холоднее в доиндустриальном климате.
•    С грядущим глобальным потеплением такие волны тепла станут еще более распространенными и жаркими. При сценарии глобальной средней температуры +2°С такая волна тепла станет дополнительно в 2-20 раз более вероятной и на 0,5-1,5°С более жаркой по сравнению с 2022 годом.

Межправительственная группа экспертов по изменению климата в своем Шестом оценочном отчете отметила, что волны тепла и влажный тепловой стресс будут более интенсивными и частыми в Южной Азии в этом столетии.





Министерство наук о Земле Индии недавно выпустило публикацию открытого доступа об изменении климата в Индии. Целая глава посвящена изменению температуры.

Частота экстремальных теплых явлений в Индии увеличилась в течение 1951–2015 гг., при этом в течение последнего 30-летнего периода 1986–2015 гг. наблюдалась тенденция к ускорению потепления (высокая степень достоверности). Значительное потепление наблюдается для самого теплого дня, самой теплой ночи и самой холодной ночи с 1986 года.

И Индия, и Пакистан имеют успешные системы раннего предупреждения о наступлении сильной жары и планы действий, в том числе специально разработанные для городских районов, которые были созданы после волн тепла периода 2010-2015 гг.. Планы действий в связи с жарой снижают смертность от жары и уменьшают социальные последствия экстремальной жары, включая снижение производительности труда.