III. Приоритетные задачи и мероприятия по развитию деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях

 

Для достижения цели настоящей Стратегии необходимо решить задачи модернизации, технического перевооружения и выведения на современный мировой технологический уровень всех элементов

 

Для достижения цели настоящей Стратегии необходимо решить задачи модернизации, технического перевооружения и выведения на современный мировой технологический уровень всех элементов взаимоувязанных систем получения информации о состоянии окружающей среды, ее сбора, анализа и обработки данных, их накопления и архивации, а также формирования информационной продукции и доведения ее до потребителей. Кроме того, важно решать задачи институционального развития, совершенствования научно-методического и кадрового обеспечения деятельности гидрометеорологической службы и дальнейшего развития международного сотрудничества в этой сфере.

 

Основные требования к системам наблюдений, обработки данных, телесвязи и управления данными, к точности и эффективности гидрометеорологического прогнозирования, международному обмену данными наблюдений и обработанной информацией, методическому и метрологическому сопровождению, научным исследованиям и кадровому обеспечению в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, а также к гидрометеорологическому обеспечению формируются Всемирной метеорологической организацией.

 

Всемирная метеорологическая организация, основанная в 1950 году, является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций и осуществляет координацию деятельности национальных метеорологических и гидрологических служб на международном уровне.

 

В настоящее время состав Всемирной метеорологической организации насчитывает 189 государств и территорий - членов этой организации. Деятельность и обязательства членов этой организации и их национальных гидрометеорологических служб определяются Конвенцией Всемирной метеорологической организации (1947 год), техническими регламентами и другими документами Всемирной метеорологической организации.

 

1. Развитие наблюдательной сети

Основой системы получения информации о состоянии окружающей среды является наблюдательная сеть, включающая в себя наземную систему стационарных и подвижных пунктов наблюдений, предназначенных для наблюдений за физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, определения ее гидрометеорологических и гелиогеофизических характеристик, а также для определения уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв и водных объектов, в том числе по гидробиологическим показателям, и космическую наблюдательную систему.

 

Развитие наблюдательной сети будет осуществляться за счет комплексного решения задач по расширению различных видов наблюдений. При этом значительное развитие получат такие важнейшие виды наблюдений, как метеорологические, гидрологические, метеорологические радиолокационные и аэрологические, а также наблюдения за составом атмосферы, загрязнением окружающей среды и формированием цунами.

 

Важнейшей частью наблюдательной сети является государственная наблюдательная сеть - наблюдательная сеть федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, совмещающая функции климатической (основа мониторинга климата) и синоптической (основа оперативного гидрометеорологического обеспечения) сетей. Государственная наблюдательная сеть обеспечивает проведение 30 видов наблюдений - метеорологических, гидрологических, аэрологических и других наблюдений.

 

Для решения задачи обеспечения модернизации и развития государственной наблюдательной сети в целях повышения качества информационного обеспечения необходимо осуществить:
- увеличение количественного состава пунктов государственной наблюдательной сети (с учетом рекомендаций Всемирной метеорологической организации);
- оснащение ее современными автоматизированными и автоматическими средствами наблюдений, приборами, аналитическим и вспомогательным оборудованием, а также надежными системами связи;
- обеспечение производственными зданиями и сооружениями;
- создание условий, обеспечивающих привлечение высококвалифицированных специалистов.

 

Развитие государственной наблюдательной сети должно осуществляться в увязке с программами социально-экономического развития страны с учетом информации, получаемой территориальными системами наблюдений субъектов Российской Федерации и локальными системами наблюдений юридических и физических лиц.

 

Система наземных метеорологических наблюдений

Одной из важнейших характеристик системы наземных метеорологических наблюдений является плотность пунктов метеорологических наблюдений.
Для решения проблемы развития системы наземных метеорологических наблюдений необходимо увеличить плотность государственной наблюдательной сети путем доведения количества имеющихся сегодня пунктов метеорологических наблюдений (1691 единица) до минимально необходимого количества - 2300 единиц, из которых 600 - автоматические метеорологические станции. При этом необходимо учесть научно-методическое обоснование и экономические факторы, определяющие географию размещения пунктов метеорологических наблюдений.

Кроме увеличения количества пунктов метеорологических наблюдений необходимо провести полную техническую модернизацию системы наземных метеорологических наблюдений за счет внедрения автоматизированных метеорологических комплексов, современных средств связи и обработки информации на метеорологических станциях.
В последующем необходимо предусмотреть переоснащение системы наземных метеорологических наблюдений техническими средствами второго поколения и полную автоматизацию наблюдений, сбора и первичной обработки результатов наблюдений и обслуживания потребителей.

В ходе реализации настоящей Стратегии необходимо осуществить более тесное взаимодействие наблюдательных сетей всех участников деятельности гидрометеорологической службы на основе современных средств телекоммуникации.
В этом случае общее количество пунктов метеорологических наблюдений на территории России к 2030 году составит 5400 единиц, индекс плотности пунктов наблюдения метеорологической сети на всей территории страны составит 3,5, что близко к рекомендованному Всемирной метеорологической организацией показателю.

 

Система гидрологических наблюдений

В соответствии с рекомендованной Всемирной метеорологической организацией оценкой необходимого количества пунктов гидрологических наблюдений для различных физико-географических районов оптимальной для территории России может считаться сеть, состоящая из 6500 пунктов гидрологических наблюдений. В настоящее время в России существует в 2 раза меньше таких пунктов, что увеличивает вероятность ошибок прогноза наводнений и паводков.

Развитие системы гидрологических наблюдений планируется выполнять в 2 этапа:
На первом этапе (до 2020 года) предполагается осуществить:
- переоснащение всех пунктов гидрологических наблюдений современными техническими средствами, в том числе (в необходимом количестве) новыми автоматизированными приборами для измерения расхода и уровня воды. В первоочередном порядке должны переоснащаться пункты гидрологических наблюдений в бассейнах крупнейших водохранилищ;
- открытие 700 автоматических гидрологических комплексов, создание 30 автоматизированных центров сбора информации и 40 мобильных гидрологических лабораторий, предназначенных для проведения наблюдений, включая измерения расхода воды в трудных условиях. Первоочередное открытие 350 автоматизированных гидрологических комплексов предполагается на 12 паводкоопасных водосборах в наиболее густонаселенных регионах страны;
- открытие 150 пунктов гидрологических наблюдений на горных реках Северного Кавказа, Саян и Дальнего Востока для изучения режима и защиты от селевой опасности, а также для информационного обеспечения развития гидроэнергетики;
- открытие 80 пунктов гидрологических наблюдений на малых реках с широким комплексом метеорологических и гидрофизических наблюдений в составе 3 водно-балансовых станций (2 станции - в степной и лесостепной зонах юга европейской части России и Западной Сибири (в зоне перспективного развития орошения) и 1 станция - в Нечерноземной зоне России (в районе перспективного развития осушительных мелиораций));
- обеспечение автоматизированными гидрологическими комплексами, мобильными лабораториями наиболее перспективных районов, а также нефтегазоносных районов Ямало-Ненецкого автономного округа, Восточной Сибири и Дальнего Востока.


На втором этапе (до 2030 года) предполагается завершить модернизацию и автоматизацию гидрологической сети с открытием 800 пунктов гидрологических наблюдений и 80 мобильных гидрологических лабораторий, что является достаточным для выдачи достоверных прогнозов гидрологических явлений.

 

Система метеорологических радиолокационных наблюдений

Большое значение для своевременного обнаружения, идентификации опасных погодных условий и принятия мер защиты от них (в том числе и методами активного воздействия) имеют системы раннего предупреждения - средства дистанционного зондирования облачной атмосферы и связанных с ней опасных явлений.

В этих целях намечается установка оперативных систем метеорологических радиолокаторов и автоматических грозопеленгаторов-дальномеров, работа которых в сопоставлении с данными сети пунктов наземных метеорологических наблюдений позволит существенно повысить качество сверхкраткосрочного прогноза опасных природных явлений. Задача состоит в создании единой сети наземных метеорологических (доплеровских) радиолокаторов, охватывающей всю территорию Российской Федерации. Ее создание позволит в значительной мере повысить надежность и своевременность штормовых предупреждений и обеспечить безопасность функционирования погодозависимых секторов экономики (городского хозяйства, транспорта, особенно воздушного, и др.). Планируется установить более 150 радиолокаторов.

 

Система аэрологических наблюдений

Ближайшей задачей развития системы аэрологических наблюдений является обеспечение зондирования атмосферы 2 раза в сутки в целях получения информации для прогнозирования опасных явлений погоды и обеспечения безопасности полетов авиации, а также для мониторинга состояния атмосферы. В настоящее время система аэрологических наблюдений состоит из 113 пунктов аэрологических наблюдений. Их число должно увеличиться до минимально необходимого количества - 129 единиц.
В перспективе необходимо разрабатывать и внедрять новые системы аэрологического зондирования атмосферы пониженной энерго- и ресурсоемкости.

 

Система мониторинга загрязнения окружающей среды

Развитие государственной системы мониторинга загрязнения окружающей среды предусматривает решение целевых задач, связанных с мониторингом загрязнения атмосферного воздуха, качества поверхностных вод, почв и особо охраняемых территорий.
В части задач, связанных с мониторингом загрязнения атмосферного воздуха, предполагается осуществить:
- проведение регулярных наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха и их оптимизацию путем увеличения частоты наблюдений, расширения до международных требований перечня определяемых вредных примесей с учетом выбросов в атмосферу от источников загрязнения в городах с населением свыше 100 тыс. жителей и крупных промышленных центрах;
- определение и прогнозирование периодов неблагоприятных метеоусловий, способствующих накоплению вредных примесей в приземном слое воздуха, оказывающих негативное влияние на здоровье населения;
- поэтапное внедрение автоматизированных систем непрерывного измерения содержания основных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов;
- завершение формирования сети пунктов наблюдений за трансграничным переносом веществ, загрязняющих атмосферный воздух, в соответствии с международными соглашениями.

 

В части мониторинга качества поверхностных вод предполагается осуществить:
организацию регулярных наблюдений на наиболее важных в природоохранном,

- рыбохозяйственном и рекреационном отношении поверхностных водных объектах и их частях;
-оптимизацию сети пунктов наблюдений на водных объектах с учетом изменившейся антропогенной нагрузки;
- развитие мониторинга поверхностных морских и пресных вод на трансграничных участках в соответствии с международными соглашениями в области охраны и использования трансграничных вод, а также организацию наблюдений за расходом воды для оценки трансграничного переноса загрязняющих веществ;
- организацию комплексного мониторинга текущего состояния и уровня загрязнения морской среды (вода и донные отложения) в соответствии с требованиями международных конвенций по защите Балтийского, Черного и Каспийского морей от загрязнения.

В части мониторинга почв предполагается осуществить:
- создание единой сети пунктов наблюдений комплексного мониторинга земель, различных по характеру хозяйственного использования и видам воздействия на них (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), включающего агрохимические, эколого-токсикологические и радиоэкологические обследования почв, а также оценку деградационных процессов и химического загрязнения;
- модернизацию сети пунктов наблюдений за загрязнением почв в местах влияния наиболее существенных источников загрязнения в рамках локального мониторинга окружающей среды.

В части мониторинга особо охраняемых природных территорий предполагается осуществить:
- развитие сети комплексного мониторинга на особо охраняемых природных территориях, в том числе в заповедниках и национальных парках, а также в заказниках республиканского значения, имеющих международный статус или находящихся в районах, подвергающихся значительным антропогенным воздействиям;
- организацию мониторинга загрязнения окружающей среды вдоль крупных транспортных магистралей (автомобильные и железные дороги, зоны интенсивного судоходства, воздушные коридоры);
- организацию мониторинга и прогнозирование последствий загрязнения окружающей среды в зонах чрезвычайных экологических ситуаций, в частности в зонах лесных пожаров.

 

Мероприятия по развитию системы мониторинга загрязнения окружающей среды планируется реализовать в 2 этапа.

На первом этапе (до 2012 года) предполагается осуществить:
выполнение неотложных работ по модернизации и развитию государственного мониторинга загрязнения окружающей среды;
реализацию мероприятий, создающих правовые, методические, информационные и материально-технические условия интеграции данных государственной системы мониторинга;
обеспечение интеграции федеральных, территориальных и локальных сетей наблюдений, а также интеграции информационных потоков с использованием геоинформационных технологий;
разработку регламентов управления информационными потоками при межведомственном взаимодействии, в том числе в части правовых основ ее использования при разработке федеральных и территориальных прогнозов социально-экономического развития, размещении объектов экономики и инфраструктуры;
обеспечение создания и развития территориальных подсистем мониторинга в субъектах Российской Федерации и населенных пунктах с наиболее напряженной экологической обстановкой;
расширение возможностей для потребителей по доступу к данным, в том числе с использованием сети Интернет;
проведение полной технико-экономической оценки проблемы технического переоснащения и внедрения элементов автоматизированных методов и средств мониторинга загрязнения окружающей среды на территории Российской Федерации;
формирование проекта целевой программы на последующий период по технологическому и техническому переоснащению сети пунктов наблюдений, внедрению автоматизированных и автоматических методов и средств мониторинга загрязнения окружающей среды на территории Российской Федерации.

На втором этапе (с 2013 года) предполагается осуществить:
поддержание функционирования государственной системы мониторинга на территории Российской Федерации, продолжение работы по ее развитию и совершенствованию;
выполнение всего комплекса мероприятий целевой программы, обеспечивающих решение задач оценки и прогноза состояния окружающей среды и природных ресурсов с использованием современных технических средств мониторинга и информационных технологий, и полноценное включение информационной продукции государственного мониторинга окружающей среды в систему принятия решений и оценки итогов развития на всех уровнях государственного управления.

 

Система наземных наблюдений за составом атмосферы

Регулярные длительные наблюдения за составом атмосферы приобретают в последние десятилетия все большее значение для изучения причин и последствий изменения глобального и регионального климата, поскольку важнейшие параметры состава атмосферы являются индикаторами антропогенного воздействия на климатическую систему.
Информация, получаемая в рамках Глобальной системы наблюдений за атмосферой Всемирной метеорологической организации, служит важнейшим источником данных о химическом составе и физических свойствах атмосферы в глобальном и региональном масштабах.

В Российской Федерации отсутствуют глобальные и региональные пункты Глобальной системы наблюдений за атмосферой обсерваторского типа с комплексными наблюдениями.

Решение задачи организации наблюдений за составом атмосферы предполагает построение системы в рамках Глобальной системы наблюдений за атмосферой, состоящей из следующих основных компонентов:

  • глобальные пункты наблюдений обсерваторского типа с максимально полным набором наблюдаемых параметров, размещаемые в Приэльбрусье, Забайкалье и на Северном Урале, в количестве 3 единиц;
  • региональные пункты наблюдений обсерваторского типа с сокращенным набором наблюдаемых параметров, создаваемые на базе станций фонового мониторинга, в количестве 10 единиц;
  • сеть региональных и локальных пунктов наблюдений с измерением отдельных параметров, создаваемая на базе пунктов метеорологических наблюдений;
  • сеть региональных аналитических лабораторий для анализа проб и обеспечения контроля качества данных в количестве 10 единиц;
  • национальный координационный и калибровочный центр и сеть научно-методических и калибровочных центров как основа научного сопровождения наблюдений и системы качества.

 

Система океанографических наблюдений

Океанографические наблюдения в Российской Федерации осуществляются на сети, состоящей из 180 береговых и островных морских гидрометеорологических пунктов наблюдений и 280 дрейфующих буев, а также по программам судовых наблюдений.
Развитие системы океанографических наблюдений планируется осуществлять по следующим направлениям:
техническое переоснащение морских береговых и островных пунктов гидрометеорологических наблюдений;
расширение океанографического флота Российской Федерации;
дальнейшее развитие программ попутных судовых наблюдений;
расширение состава судов добровольных наблюдений.

 

Система гелиогеофизических наблюдений

Развитие системы гелиогеофизических наблюдений предусматривает следующие основные мероприятия:

  • модернизация и расширение сети пунктов ракетного зондирования атмосферы;
  • модернизация и расширение сети пунктов радиометеорной аппаратуры для получения, обработки, хранения и передачи геофизической информации о состоянии верхней атмосферы и ионосферы различным потребителям;
  • модернизация и расширение сети пунктов дистанционного зондирования с земли состояния облачности в тропосфере и верхней атмосфере;
  • создание сети пунктов наблюдений за аэрозольным и электрическим компонентами приземной атмосферы - среды обитания человека;
  • создание сети пунктов получения метеорологических данных с помощью высотных мачт и башен.

 

Космическая наблюдательная система

Работы по воссозданию российской космической наблюдательной системы приобретают особую актуальность в связи с отставанием в развитии российской системы метеорологических спутников от аналогичных систем развитых стран мира, что затрудняет осуществление на равноправной основе обмена космической метеорологической информацией.

 

Для решения задачи восстановления российской космической наблюдательной системы предполагается осуществить:

  • воссоздание и обеспечение непрерывного функционирования космической гидрометеорологической системы, состоящей из не менее чем 7 спутников (3 геостационарных метеорологических спутника серии "Электро", 3 полярно-орбитальных спутника серии "Метеор" и 1 океанографический спутник);
  • создание и обеспечение непрерывного функционирования космической системы "Арктика" (2 метеорологических спутника типа "Молния" - на высокоэллиптических орбитах и не менее чем 2 спутника "Молния" - на низких полярных орбитах);
  • создание бортовых информационных приборов, необходимых для решения задач гидрометеорологии, океанографии, мониторинга состояния окружающей среды и климатических изменений.

 

Дальнейшие решения по развитию российской космической метеорологической наблюдательной системы будут приниматься с учетом перспектив и достижений в области создания приборной базы, ракетно-космической техники и средств связи.

 

Развитие наземного комплекса приема, обработки, архивирования и распространения спутниковой информации обеспечит:

  • эффективную работу с российскими и зарубежными спутниками наблюдения Земли;
  • расширение номенклатуры создаваемой информационной продукции в интересах потребителей федерального и регионального уровней;
  • полную интеграцию с мировыми системами наземных центров космической метеорологии.

 

2. Развитие базовых технологий обработки и распространения данных наблюдений, прогнозирования состояния окружающей cреды, ее загрязнения

Развитие вычислительных и телекоммуникационных средств обработки гидрометеорологических данных и прогнозирования состояния окружающей среды, ее загрязнения осуществляется с активным использованием суперкомпьютерных технологий. Только на этой основе возможно внедрение современных моделей и технологий прогнозов погоды, прогнозов распространения загрязняющих веществ в окружающей среде различной заблаговременности, а также систем обработки и распространения гидрометеорологических данных.


Для решения указанной задачи предусматривается создание интерактивной системы оперативного мониторинга по всем видам деятельности, включая агрометеорологию, гидрологию и другие, на основе комплексирования данных наземных наблюдений, космического зондирования и современных методов математического моделирования, а также развитие:

  • систем детализированного локального краткосрочного прогноза погоды, включая прогноз опасных природных явлений, а также аварийного загрязнения окружающей среды;
  • технологий глобальных прогнозов на средние (около 10 суток), расширенные (около месяца) и долгие (до нескольких сезонов) сроки;
  • систем обработки оперативных данных различных видов наблюдений окружающей среды для оценки ее текущего состояния и прогноза.

 

К настоящему времени в Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды сложилась устойчиво функционирующая система оперативной обработки гидрометеорологической информации, сочетающая в себе централизацию расчетов, требующих значительных вычислительных ресурсов, с децентрализованной системой интерпретации и визуализации. Однако степень автоматизации работ по интерпретации и визуализации прогностической продукции в территориальных прогностических подразделениях не превышает 20 - 30 процентов всего объема работ и ориентирована в основном на использование продукции центров обработки, получаемой в графическом виде.

 

Основу системы оперативной обработки гидрометеорологической информации составляют центры обработки такой информации, обеспечивающие решение следующих задач:

  • повышение горизонтального пространственного разрешения оперативной глобальной модели атмосферы до 50 и менее километров;
  • развитие физического содержания глобальной модели атмосферы (совершенствование описания процессов конвекции, образования и трансформации облачности и осадков, радиационных процессов и др.);
  • реализация методов выпуска гидрометеорологических прогнозов в вероятностной форме;
  • построение технологического цикла расчета глобальной модели атмосферы дважды в сутки для выпуска прогнозов погоды на 10 суток и более, а также построение непрерывной глобальной системы усвоения данных контактных и дистанционных наблюдений за состоянием атмосферы, что позволит снять существующую в настоящее время зависимость функционирования российской модели атмосферы от наличия зарубежных начальных данных для расчета прогнозов;
  • оперативная эксплуатация технологии статистической обработки результатов гидродинамического моделирования атмосферы для выпуска метеорологических прогнозов по 5000 пунктам на всех континентах Земли с заблаговременностью до 8 суток;
  • выпуск новых видов специализированных авиационных, гидрологических и агрометеорологических прогнозов для обеспечения хозяйственной деятельности и нужд обороны страны;
  • опытная эксплуатация региональной модели атмосферы с разрешением до 1 километра для центральных районов России в целях прогноза основных метеорологических характеристик и опасных явлений;
  • развитие технологий полномасштабной тематической обработки данных с дистанционных платформ наблюдений;
  • создание системы резервирования продукции центров обработки информации, основанной на использовании ресурсов Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, с целью сокращения зависимости от продукции зарубежных центров обработки информации.

Кроме того, 1 раз в 5 лет требуется обновление компьютерных вычислительных мощностей, телекоммуникационных средств и соответствующее обучение персонала.

 

3. Развитие Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и других фондов данных

Решение задачи развития Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и других фондов данных подразумевает внедрение новых технических средств и технологий, модернизацию на регулярной основе комплексов накопления, архивации и обработки данных по гидрометеорологии, гелиогеофизике, загрязнению окружающей среды, а также предоставления информации потребителям.

Решение указанной задачи предусматривает достижение к 2015 году такого уровня развития комплекса, который обеспечит:

  • ликвидацию отставания от аналогичных комплексов, существующих в развитых зарубежных странах;
  • создание объемов архивных систем Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и других фондов данных, развитие средств связи, достаточных для восприятия нарастающих потоков информации о состоянии окружающей среды;
  • возможность плановой модернизации в 2020 - 2030 годах на уровне, соответствующем мировому уровню и превышающем его, с учетом передовых технологий соответствующего периода.


В первоочередном порядке подлежат модернизации и перевооружению вычислительные мощности Мирового центра данных, расположенного в г. Обнинске, используемые для управления архивом данных, а также технические средства хранения и обработки информации, обеспечивающие увеличение объема хранения и перенос информации на новые технические носители.


Для обеспечения бессрочной сохранности архивного фонда на машиночитаемых и традиционных бумажных носителях, централизованного управления процессами создания и ведения фонда, а также для оперативного и целенаправленного доступа к архивным данным, предусматривается:

  • совершенствование методов и технологий гарантированного бессрочного хранения архивных документов, расширение номенклатуры хранимых архивных данных, включая увеличение объемов исторических данных на электронных носителях;
  • развитие методов и технологий систем переноса хранимых материалов на научно обоснованные технические носители с использованием современных программных оболочек;
  • спасение архивов на бумажных, фото- и технических носителях, включая проведение работ по проверке достоверности и полноты данных в фонде, оптимизацию организации и структурирования данных на современных носителях;
  • развитие комплекса научной поддержки развития фонда, включая техническое, научно-методическое и математическое обеспечение, в том числе для повышения эффективности многоцелевого использования архивных данных;
  • совершенствование технологии управления данными в центральной архивной системе для обеспечения автоматизированного процесса приема, регистрации и каталогизации, архивации, подготовки производных массивов (баз) данных, а также для получения и распространения информационной продукции;
  • обеспечение высокой надежности и безопасности бессрочного хранения листового материала фонда как научно-исторического национального достояния, в том числе за счет дублирования и территориальной рассредоточенности мест и средств хранения;
  • обеспечение функционирования более экономного, компактного, надежного и безопасного хранения данных в твердых копиях в сравнении с текущим состоянием;
  • обеспечение ремонта хранилищ всех уровней;
  • обеспечение требуемого температурно-влажностного режима в архивохранилищах, дооснащение системами вентиляции и кондиционирования, а также средствами пожаротушения;
  • расширение возможностей для доступа потребителей к данным с целью решения научных и практических задач за счет разработки и внедрения в работу современных информационных технологий, в том числе интернет-технологий;
  • автоматизированное ведение справочных массивов по основным информационным ресурсам с обеспечением удаленного доступа потребителей к сведениям о составе и структуре фонда;
  • обеспечение оперативной подготовки и издания бюллетеней, отчетов и справок, позволяющих оперативно предоставлять потребителям сведения о наличии и характеристиках информационных ресурсов фондов данных.