Всего в чемпионатах мира Формулы один была представлена 71 трасса, начиная с Сильверстоуна в первом зачетном гран-при (Гран-при Великобритании 1950 года).

На рисунке представлены трассы чемпионата мира 2018. Даже в одном сезоне гонки проходят в регионах, расположенных в различных климатических зонах, что обеспечивает широкое разнообразие условий. Свой вклад вносит и погода, которая может быстро и значительно меняться в течение нескольких часов.

Формула-1 в мире 

Гран-При Формулы-1 проводятся в любых погодных условиях. Основные погодные факторы, оказывающие влияние на ход гонки, - температурный режим и наличие дождя, они учитываются при принятии решения о выборе шин для болидов. Чаще всего гонки Формулы 1 проходят при сухой теплой или жаркой погоде. Дожди отмечаются редко, но учитывать их вероятность очень важно.

Подобрать правильный набор шин, наиболее подходящий для трассы, погоды и болида, - сложная задача. Команды тратят для этого значительную часть времени на тестах и свободных заездах. Используются 3 вида шин: слики для сухой трассы, микст («промежуточная резина») для слегка влажной и дождевая для мокрой. Чаще всего используются шины для сухой трассы.
Однако в регламенте Формулы 1 специально существует раздел «Дождевой старт», в котором предусмотрен порядок изменения стандартной стартовой процедуры в этом случае:

1. Если дождь начинает идти после пятиминутного сигнала, но до момента начала гонки, то старт откладывается, и командам разрешается сменить резину. С этого момента инициируется предстартовая процедура, начиная с момента «15 минут до старта».
2. Если к моменту старта директор гонки считает, что количество воды на трассе является небезопасным даже при использовании дождевых шин, то старт откладывается на неопределённое время. О времени старта будет сообщено дополнительно, но не позднее, чем за 10 минут.
3. Гонка может принять старт позади машины безопасности, если количество воды на трассе слишком велико для безопасного старта, но недостаточно для его переноса. В этом случае прогревочный круг не проводится, гонка начинается, как только загораются зеленые огни светофора.

Производители шин всегда разрабатывают специальные модели резины, снижающие риск аквапланирования. В случае очень сильного дождя этого недостаточно, и Главный Судья может остановить гонку, если дальнейшее её проведение начинает угрожать безопасности. Кроме проблем со сцеплением колёс болида с трассой, во время дождя ухудшается видимость из-за брызг воды, поднятых колёсами. Поэтому во время дождя обязательно должен быть включен красный мигающий фонарь, расположенным под задним антикрылом. Формула-1. Часто задаваемые вопросы http://gameracing.narod.ru/FIA.html

По правилам каждый гонщик за три дня Гран-При может использовать не более 40 покрышек для сухой погоды и 28 для дождя. Кроме того, гонщик не может использовать более двух разных сортов для каждого из видов шин во время свободных практик, а перед квалификацией пилот должен окончательно определиться с тем, какой конкретно сорт резины он будет использовать в квалификации и гонке.

Жёстий или мягкий тип резины выбирается на основе таких факторов, как личный стиль пилотажа того или иного гонщика, особенности конструкции автомобиля, температура воздуха и особенности трассы. На медленных трассах и при холодной погоде предпочтительнее мягкие сорта, повышающие сцепление с асфальтом. И наоборот, скоростные трассы с высокоабразивным асфальтом и мощным автомобилем требуют жёсткую резину. Команда и гонщик выбирают оптимальный вариант: или сделать выбор в пользу жёстких шин, сцепление которых с трассой хуже, но зато можно пойти на меньшее количество пит-стопов, или же выбрать мягкую резину, которая лучше держит трассу, но зато требует более частой смены. Правильный выбор иногда позволяет более слабым автомобилям выиграть Гран-При. Смена шин - одна из главных составных частей гонки.


В ситуации гонки, когда трасса становится более влажной, пилот должен решить, когда пришло время менять шины. Когда трасса начинает высыхать, подсказать может команда © Sutton Images || сайт Формулы 1


Погода и метеорологическое обеспечение этапов Формулы 1

Большинство этапов Формулы 1 проходят в жарких странах. Даже в дождливую погоду пилотам в узком кокпите и плотном комбинезоне становится невероятно жарко – температура может повышаться до 50 ° С. За один Гран-при гонщик может потерять 2-3 килограмма веса. А некоторые гонки не просто некомфортны, но ещё и опасны тем, что могут вызвать обезвоживание организма. При составлении календаря гонок организаторы Формулы 1 (Международная Автомобильная федерация, FIA) всегда учитывают особенности местного климата. Поэтому, например, не назначают гонки в середине сезона в Абу-Даби или Бахрейне, где дневная температура может превышать 40 ° С. В некоторых странах, например, Малайзии, Гран-при традиционно проходит в крайне душных условиях. Для Формулы 1 этапы под палящим солнцем или тропическим ливнем не в новинку, но все же это случается редко.

Наибольшие физические нагрузки пилоты, считается, переносят в Сепанге, Малайзия, где в условиях экваториального климата сочетаются высокая влажность и температура около 35 ° С, в 2017 году гонка дважды приостанавливалась. Относительно недалеко расположен Сингапур, где сильный дождь тоже может стать проблемой, хотя за предыдущие 10 лет он прошел лишь однажды.

Ливни в сочетании с жарой могут отмечаться на этапах Формулы 1 в Бразилии (2001, 2008 гг.) и Китае (2006, 2007 гг.). Из-за тайфуна были перенесены квалификационные заезды на Гран-при Японии в октябре 2004 года. В начале октября 2014 года в ход гонки в Сузуке, Япония, вмешался тайфун Фанфон.

В тропиках в отсутствии осадков жара может быть сильнее. Например, при температуре в 40 ° С проходили гонки 16 января 1955 года в Буэнос-Айресе, 5 июля 1959 года в Реймсе, Франция, 8 июля 1984 года в Далласе, США. Еще выше, до 42 ° С была температура 3 апреля 2005 года в Бахрейне.

Разные сюрпризы погода может преподнести и в других регионах. Так, сильный дождь вмешался в ход Гран-при Италии в Монце в 2008 году. В последнюю неделю февраля 2018 года предсезонное тестирование в Барселоне, Испания, проходило при мокром снеге. Средняя температура региона составляет 14 ° С, но в это время дневная температура едва добиралась до 7°С, ночами отмечались заморозки, выпадал снег, который днем начинал таять. Шины Pirelli, как и других производителей, имеют оптимальный температурный диапазон, в котором они работают лучше всего. В условиях низкой температуры затрудняется нагревание шин, и резина не обеспечивает требуемого сцепления. Это событие имеет практическое значение, но непосредственно с этапами не было связано.

У Формулы 1 есть своя собственная мобильная служба погоды. В 2014 года метеорологическая компания из Австрии UBIMET заключила контракт с Международной Автомобильной федерацией (FIA) на предоставление прогнозов погоды для всех гонок Формулы 1. Отвечая требованиям организаторов и специфике мероприятий Гран-при, прогнозисты Формулы 1 больше фокусируются на сверхкраткосрочном прогнозе локальных явлений погоды, передавая точную информацию, буквально по минутам, о том, когда начнется дождь, на каком участке трассы, насколько интенсивным и продолжительным он будет. Ведь от правильной интерпретации погодного процесса зависят набранные очки, или даже результаты гонки. В целом технология похожа на ту, что используется в аэропортах или для прогноза погоды для горнолыжных соревнований, с той разницей что метеорологи меняют свою локализацию каждые две недели.

Служба возит с собой радар, который устанавливается вблизи трассы на некотором возвышении, автоматические метеорологические станции для установки вдоль трассы и некоторое другое оборудование. Данные наблюдении обрабатываются и передаются через веб-портал в режиме реального времени представителям команд, также поступает и выходная продукция прогностических погодных моделей. Метеорологи говорят, что среди существующих трасс есть те, которые считаются очень сложными для прогнозирования, в отношении их используют термин «микроклимат». Такими считаются трассы в Спа и Сильверстоуне, где погода может меняться поминутно.
Если в умеренных широтах погодные системы, приближающиеся к трассе, хорошо прослеживаются на картах погоды и на радарах, то, чем ближе к экватору, то тем сложнее понять где именно пройдет сильный дождь.

Команда метеорологов обычно приезжает на очередной этап Формулы 1 в понедельник и проводит начало недели, устанавливая и настраивая оборудование. Но команды начинают использовать данные о погоде задолго до того, как автомобили покинут завод. Инженеры используют прогнозы погоды за неделю до начала гонки или даже раньше, это необходимо для принятия решения об установке тех или иных систем охлаждения, и уточняют прогноз по мере приближения гонки. В среду начинается использование официальных прогнозов, которые выпускает UBIMET.

Представители команд крайне заинтересованы в прогнозах погоды. Они необходимы для правильного выбора шин и стратегии для хода гонки. В то же время разные команды могут пользоваться и прогнозами крупных метеорологических центров, получая их удаленно. Это большое преимущество, когда можно сочетать разные виды прогностической информации. Очень важно, что на месте есть коллектив метеорологов и можно иметь точную информацию о местной погоде. Представители некоторых команд считают важным видеть радарную картинку, когда можно сосредоточиться на отдельном облаке. Единственное надо иметь ввиду, что радар отсылает к погоде из прошлого, хотя и очень недалекого. Затем надо переключаться на картинку сверхкраткосрочного прогноза. И даже при таком оборудовании и компьютерных программах, метеорологи считают важным и полезным находиться на месте, видеть небо, дышать и ощущать, «нюхать» погоду. В некоторых ситуациях процесс прогнозирования усложняется. В него вовлекаются и члены команд, которые становятся по ветру, и для передачи информации используют рации или мобильные телефоны. Помогает и просмотр изображений с телевизионных камер, установленных на разных участках трассы – если зрители открывают зонты, то ясно, что начинается дождь.

Быть захваченным непогодой или принять правильное решение, используя преимущества своевременной информации о меняющейся погоде? От этого зависит судьба многих гонок. К счастью для болельщиков, это не умаляет зрелища: прогноз переменчивой погоды - это одно, другое - всецело быстро учитывать это и двигаться дальше ...


В тропических странах, таких как Малайзия, ливень может начаться внезапно © Sutton Images || сайт Формулы 1


Экран метеорологического радара, предоставляемый Ubimet командам, Остин, 2015 год LAT Photographic || сайт Формулы 1 Несложный метод: вид зонтиков, поднимающихся над трибунами, часто может оповещать команды о том, что дождь падает в разных точках вокруг трека. © Sutton Motorsport || сайт Формулы 1 Watching the skies - how weather forecasting works in F1 https://www.formula1.com/en/latest/features/2016/9/how-weather-forecasting-works-in-f1.html