По народному календарю 2 августа - день Ильи-пророка.

«Используете ли вы в своей работе приметы», - все еще спрашивают некоторые журналисты метеорологов. И слышат в ответ «Нет, потому что…», и далее следует убедительное объяснение.

Но не вспомнить о народном календаре иногда просто не удается, настолько это все вошло в нашу жизнь. Это хорошо для души, это удивляет и восхищает, когда читаешь, как тонко и точно народ примечал перемены в меняющееся природе. Иногда замечаешь, что на одну и ту же  дату приметы могут быть совершенно противоположными. Но это и не важно.

 

Приметы на Ильин день

 

Пётр с колоском, Илья с колобком (круглым хлебцем из новой ржи).

На Илью лето до обеда, осень после обеда.

Илья-пророк — косьбе срок.

Придёт Илья, принесёт гнилья (дождей).

До Ильи и под кустом сушит, а после Ильи и на кусту не сохнет.

Илья зажинает (жнёт), лето кончает; первый сноп, первый осенний праздник.

С Ильина дня ночь длинна, а вода холодна.

До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается.

 

 

В этом году лето – не совсем обычное. Июнь - пока самый жаркий месяц, он оказался теплее июля. По данным опорной Московской станции ВВЦ такое происходит примерно 1 раз в 5 лет. Прежде последний раз такое отмечалось в 2006 году.

 

А бывает ли август теплее июля? Да, только это происходит реже. Например, за последние 65 лет в столице такое случилось 6 раз, последний раз в 1985 году.

 

Безусловно, после 2 августа должен происходить перелом лета, оно выходит на финишную прямую, идет к закату, что-то еще делает… вслед за сезонно меняющимися астрономическими факторами.

 

Но все же погода на следующей неделе не должна разочаровать – лето пока продолжается.

 

На 2 августа температура воды:

в Москва–реке у Звенигорода 18°

в Неве (МГ-2 Невская, порт) 19,3°С, в Финском заливе (МГ-2 Кронштадт) – 20,4°С.

 

в Волге:

в районе Нижнего Новгорода 20,2°C

в Куйбышевском водохранилище 22,1-22,4°C

в Саратовском водохранилище 21,8-22,5°C

в Волгоградском водохранилище 22.6°C

в районе Волгограда 22,5°C

 

Температура воды на морских курортах: в районе Калининграда 18°, Одессы 20°, Феодосии и Евпатории 22°, Алушты 23°, Ялты 24°, Анапы, Сочи, Бердянска, Геленджика, Туапсе и Ейска 25°.

 

 

 

 

«Где убавил Пётр и Павел и сколько уволок Илья-пророк?», Олег Иванов, «Наука и жизнь»,  № 9,  2010 год

 

«Пётр и Павел час убавил». «Илья-пророк два уволок». Смысл пословиц прост: 12 июля, когда на Руси отмечается праздник апостолов Петра и Павла, Солнце должно проходить свой путь по небосклону от горизонта до горизонта на час быстрее, чем в самые долгие световые дни 21—24 июня. А 2 августа, в день святого Илии, срок пребывания светила на небосклоне обязан сократиться на 2 часа.

 

На самом деле это не так. Точнее — не совсем так.

 

На широте Москвы Пётр и Павел убавляют всего 26 минут. Илья-пророк отнимает у нас не 2 часа светлого времени, а только 1 час 34 минуты. В действительности световой день в столице сокращается на час лишь 24 июля, а на два — 8—9 августа. Двигаясь к югу, мы обнаружим, что чем ближе к экватору, тем разница между реальным сокращением светового дня и указанным в пословице, становится ещё значительней.

 

На широте Киева, столицы Древней Руси, где и рождалась история государства вместе с былинами, сказками, поговорками и пословицами, длительность светового дня 22 июня всего на 20 минут больше, чем 12 июля. А достигнув экватора, мы увидим, что русские пословицы там вообще неприменимы. Июнь или декабрь на календаре, а день от рассвета до заката на экваторе всё равно длится 12 часов. Ну и ночь, естественно, столько же, поскольку на неё остаётся ровно половина из 24 часов, составляющих земные сутки.

 

Но если отправиться в обратном направлении — к северу, мы увидим, что примерно на широте Архангельска (64—65° северной широты), совсем недалеко от Северного полярного круга, наши пословицы становятся справедливыми. Там действительно сокращение дня на час и на два совпадает с упомянутыми церковными праздниками. И это вызывает естественный вопрос: не здесь ли пословицы появились? Не поморам ли — потомкам древних русских, селившихся на берегах Белого моря с XII столетия, — принадлежит их авторство? Вряд ли когда-нибудь удастся установить это достоверно, но такое вполне возможно.