В прогнозах погоды в холодный период года синоптики сообщают о гололедице и гололёде. О гололедице (или условиях для ее образования или сохранения) – почти каждый день. О гололёде – реже. В чем отличие между ними?
 

В первом приближении можно сказать, что гололедица, это когда скользко идти по тротуарам или ехать на автомобиле по дорогам.
Гололёд - следствие выпадения переохлажденных и/или замерзающих осадков (дождя, мороси), когда ледяная корка образуется и на горизонтальных, и на вертикальных поверхностях. !!! При гололёде тоже отмечается гололедица, и в этом случае она значительно более «скользкая».





Вместе с зимой приходит гололедица. Уже поздней осенью, когда температура переходит через ноль к отрицательным значениям, почва и дороги начинают покрываться слоем льда. Сначала это происходит ночью и утром, а затем сохраняется и в течение светлого времени суток.

Гололедица - лед на земной поверхности, образовавшийся после оттепели или дождя в результате наступления похолодания до отрицательной температуры, а также вследствие замерзания мокрого снега, дождя или мороси от соприкосновения с сильно охлажденной поверхностью. Гололедица возникает там, где перед заморозками стояла вода, или там, где вследствие движения транспорта либо большого количества пешеходов выпавший снег уплотняется, и образуется снежный накат. Чаще всего это происходит на проезжей части дорог и тротуарах. Образованию гололедицы способствуют также погодные условия: выпавшие накануне осадки в виде дождя или снега, минусовая температура воздуха.


Гололёд – слой плотного льда (чаще прозрачного), нарастающего на поверхности земли и на предметах преимущественно с наветренной стороны, от намерзания капель переохлажденного дождя или мороси. Обычно гололёд наблюдается при температуре у земли от 0° до -3°, реже при более низких температурах, до -16°. Такие условия чаще всего отмечаются в зоне теплого атмосферного фронта (перед его приземной линией), который приходит на смену холодной погоде. Толщина слоя льда, появившегося при гололеде, может достигать нескольких сантиметров. Когда диаметр отложений превышает 20 мм, то гололед считается сильным и представляет опасное явление погоды (ОЯ). Он может существенно осложнить и даже нарушить привычный ритм жизни, а в некоторых случаях нанести значительный ущерб экономике.


Гололёд на деревьях, Черноморское, Крым

Все же неприятным приходится считать и сам факт гололёда. Гололёд обычно разрушается после прохождения теплого атмосферного фронта, когда температура повышается до положительных значений, на это может уйти от нескольких минут до нескольких часов. Однако иногда теплый фронт может существенно замедлить скорость или изменить направление своего движения, тогда гололёд может долго не разрушиться.

Возможно, многие ещё помнят гололёд, отмеченный в конце декабря 2010 года в средней полосе Европейской России. Эта ситуация была очень редкая по продолжительности и охвату территории. В 350-400-километровой полосе протянувшегося от северо-западных областей страны к южным отрогам Урала малоподвижного атмосферного фронта в течение двух суток отмечались переохлажденные осадки (морось, дождь, на некоторых метеостанциях в течение нескольких часов отмечался ледяной дождь). В результате отложение стекловидного льда на деревьях и проводах достигло 20-35 мм, и сохранялось до 2-3 недель.

В ноябре 2020 года южный циклон, задевший юг Приморского края, стал причиной сильного ледяного дождя и гололёда во Владивостоке и вызвал значительные последствия. В городе был даже объявлен режим ЧС.


Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от ПРИМГИДРОМЕТ (@primhydromet)




 
С точки зрения управляемости и устойчивости автомобиля на дороге гололед значительно опаснее гололедицы. Коэффициент сцепления смачиваемой водой поверхности гораздо ниже, чем при отсутствии осадков в виде дождя. Это заметно отражается на скорости движения. При гололедице максимальная безопасная скорость движения на автомобильной трассе может находиться в пределах 60 – 70 км/ч, а при гололёде – 30 – 40 км/ч.

Более того, в гололедицу у водителя остается шанс найти на проезжей части поверхность, на которой перед наступившим морозом не было воды или которую другие машины еще не отполировали до блеска, чтобы колесам его машины было за что зацепиться. В гололёд замерзающий дождь покрывает всю поверхность дороги независимо от того, сколько колес по ней уже проехало.