Зачётная ведомость
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И МОНИТОРИНГУ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (РОСГИДРОМЕТ)
Государственный научный центр Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное учреждение “Гидрометеорологический научно-
исследовательский центр Российской Федерации» (ФГБУ “Гидрометцентр России”)
ЗАЧЕТНАЯ ВЕДОМОСТЬ
ФИО
20ХХ- 20ХХ учебный год
Направление обучения 05.06.01 Науки о земле,
Направленности: «Метеорология, климатология, агрометеорология
«Физика атмосферы и гидросферы»
№ | ФИО | Оценка |
Дата |
Подпись преподавателя
|
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
6 | ||||
Заведующая отдела аспирантуры /Е.Н.Круглова/
Календарный план учебного процесса в аспирантуре
Календарный план учебного процесса в аспирантуре ФГБУ «Гидрометцентр России»
Направление подготовки: 05.06.01 Науки о земле
Направленности: 25.00.30 Метеорология, климатология, агрометеорология
25.00.29 Физика атмосферы и гидросферы
Форма обучения: очная (3 года), заочная (4 года)
Учебный год: 1 октября – 30 сентября (каникулы: июль-август)
Учебный год
1 год, очно, заочно
2 год, очно
Учебный год |
1 год, очно, заочно |
2 год, очно, заочно |
3 год, очно, заочно |
4 год, заочно |
Октябрь | НИР (научно-исследовательская работа) | НИР | НИР | НИР |
Ноябрь | НИР | НИР | НИР | НИР |
Декабрь | НИР, утверждение темы диссертации | НИР, письменный отчет по НИР | НИР, письменный отчет по НИР | НИР, письменный отчет по НИР |
Январь | НИР, выбор темы реферата по Истории науки и статьи на английском язык по теме работы | НИР | НИР | НИР |
Февраль | НИР, занятие по базовым дисциплинам «История и философия науки» и «Английскийязык», Написание реферата по «Истории науки» и письменный перевод статьи. Письменный отчет по НИР |
НИР, подготовка по рабочим дисциплинам для сдачи зачетов и получения допуска к экзамену. Письменный отчет по НИР. Прохождение педагогической и производственной практик. |
НИР Для очной формы обучения: Подготовка выпускной работы и подготовка к прохождению Государственной итоговой аттестации |
НИР, подготовка выпускной работы и подготовка к прохождению Государственной итоговой аттестации |
Март |
||||
Апрель | ||||
Май | ||||
Июнь | НИР, Зачет по реферату (преподаватель Н.А.Шестакова). Зачет по переводу (преподаватель А.Е.Никитин) | |||
Сентябрь | НИР, Кандидатские экзамены по «Истории и философии науки» и «Английскому языку» | НИР, кандидатский экзамен по специальности | НИР, Государственная итоговая аттестация - для очной формы обучения | Государственная итоговая аттестация |
Портфолио аспирантов
ФОС
Фонд оценочных средств рабочей программы модуля «Метеорология, климатология, агрометеорология»
Фонд оценочных средств рабочей программы модуля «Физика атмосферы и гидросферы
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине «Основные положения динамики атмосферы в прогнозах погоды»
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине «Метеорологические аспекты загрязнения атмосферы»
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине «Современные синоптические методы прогноза погоды»
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине «Методические основы спутниковой метеорологии»
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине «Статистические методы в прогнозировании метеоэлементов»
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине «Вычислительные и физические аспекты современного численного прогноза погоды»
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине «Иностранный язык»
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине «История и философия науки»
Фонд оценочных средств по рабочей программе «Педагогическая практика»
Фонд оценочных средств по рабочей программе «Производственная практика»
Фонд оценочных средств по программе Государственной итоговой аттестации
Фонд оценочных средств по программе научно-исследовательской работы ООП 25.00.30
Фонд оценочных средств по программе научно-исследовательской работы ООП 25.00.29
25.00.29
Основная образовательная программа (ООП)
по направлению подготовки научно-педагогических кадров
в аспирантуре 05.06.01 Науки о Земле,
направленность:
25.00.29 "Физика атмосферы и гидросферы"
Присваемая квалификация: «Исследователь. Преподаватель-исследователь»
I. Общие положения
1.1 ООП сформирована в соответствии с
• Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 05.06.01 Науки о земле (утвержден Приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 870),
• Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре» (утвержден Приказом № 1259 от 19.11.2013г.).
• Уставом ФГБУ «Гидрометцентр России».
1.2. Объем ООП составляет 180 зачетных единиц.
Сроки обучения:
по очной форме 3 года,
по заочной форме до 4 лет.
1.3 Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, включает решение проблем, требующих применения фундаментальных и прикладных знаний в сфере Наук о Земле.
1.4 Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, включает решение проблем, требующих фундаментальных и прикладных знаний в сфере Наук о Земле; гидродинамические методы прогнозирования метеорологических параметров, методы прогнозов для авиации, физические параметризации атмосферных процессов, параметризация взаимодействия атмосферы с подстилающей поверхностью, динамика атмосферы и гидросферы, объективный анализ и усвоение метеорологических данных, включая радарную и спутниковую информацию, климатология, образование и просвещение населения.
1.5 Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу аспирантуры:
• научно-исследовательская деятельность в области наук о Земле;
• преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования.
1.6 Трудовые функции выпускников:
• вести сложные научные исследования в рамках реализуемых проектов
• разработка научно-методического обеспечения реализации курируемых учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).
1.7 Результаты освоения ООП:
В результате освоения ООП выпускник должен обладать:
Универсальными компетенциями:
УК-1 - способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях;
УК-2 - способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
УК-3 - готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач
УК-4 - готовностью использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках);
УК-5 - способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития.
Общепрофессиональными компетенциями:
ОПК-1 - способностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий:
ОПК-2 - готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования.
Профессиональными компетенциями:
ПК-1 - Понимать природу физических процессов в атмосфере и гидросфере для самостоятельного проведения научно-исследовательской работы и получению научных результатов, удовлетворяющих установленным требованиям к выпускной квалификационной работе, в т.ч. к содержанию диссертации на соискание ученой степени кандидата наук соответствующей направленности;
ПК-2 - Уметь выбирать и применять в профессиональной деятельности экспериментальные и расчетно-теоретические методы исследования, в том числе профессионально пользоваться специализированными базами данных и специальными коммуникационными средствами связи;
ПК-3 - Уметь применять полученные знания о физических процессах в атмосфере и гидросфере для самостоятельного проведения научно-исследовательской работы, включая создание методик численного прогнозирования;
ПК-4 - Уметь профессионально и грамотно сформулировать свои идеи для общения с зарубежными специалистами, готовить заявки на получение научных грантов и заключения контрактов по НИР в выбранной области наук о Земле.
1.8 Организационно-педагогические условия реализации ООП
• Реализация ООП обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками ФГБУ«Гидрометцентр России», а также лицами, привлекаемыми к реализации ООП на условиях гражданско-правового договора.
• Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих ООП, составляет 100 процентов.
• Научный руководитель, назначенный обучающемуся, должен иметь ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации), осуществлять самостоятельную научно-исследовательскую деятельность (участвовать в осуществлении такой деятельности) по направленности подготовки, иметь публикации по результатам указанной научно-исследовательской деятельности в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях, а также осуществлять апробацию результатов указанной научно-исследовательской деятельности на национальных и международных конференциях.
• Помещения для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы предоставляются учебными и научными подразделениями и библиотекой ФГБУ «Гидрометцентр России». Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
• Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда обеспечивает доступ обучающихся к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей).
ПРИЛОЖЕНИЯ:
1. Учебный план очного обучения
2. Учебный план заочного обучения
3. Календарный учебный график (очная)
4. Календарный учебный график (заочная)
5. Рабочая программа модуля (25.00.29)
6. Рабочие программы дисциплин
Основные положения динамики атмосферы в прогнозах погоды7. Программа педагогической практики
Вычислительные и физические аспекты современного численного прогноза погоды
Методические основы спутниковой метеорологии
Основы педагогики и психологии высшего образования
8. Программа производственной практики
9. Программа научных исследований
10. Рабочая программа дисциплины «История и философия науки»
11. Рабочая программа дисциплины «Иностранный язык (английский)»
12. Программа Государственной итоговой аттестации - методические материалы
13. Рецензия на ОПОП-25.00.29
25.00.30
Основная образовательная программа (ООП)
по направлению подготовки научно-педагогических кадров
в аспирантуре 05.06.01 Науки о Земле,
направленность:
25.00.30 "Метеорология, климатология, агрометеорология"
Присваемая квалификация: «Исследователь. Преподаватель-исследователь»
I. Общие положения
1.1 ООП сформирована в соответствии с:
• Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 05.06.01 Науки о земле (утвержден Приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 870),
• Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре» (утвержден Приказом № 1259 от 19.11.2013г.).
• Уставом ФГБУ «Гидрометцентр России».
1.2. Объем ООП составляет 180 зачетных единиц.
Сроки обучения:
по очной форме 3 года,
по заочной форме до 4 лет.
1.3 Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, включает решение проблем, требующих применения фундаментальных и прикладных знаний в сфере Наук о Земле.
1.4 Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, являются: Земля и ее основные геосферы —гидросфера, атмосфера, их состав, строение, эволюция и свойства; информация о состоянии погоды и характеристиках климата в пункте, районе, области и стране, прогнозе погоды, прогнозе опасных и особо опасных атмосферных явлений, статистическом прогнозе аномалий температуры и осадков, оценке качества атмосферного воздуха и прогнозе распространения загрязнений, оценке влияния погодных условий на состояние сельскохозяйственных культур и прогноз урожайности, прогнозе естественных и антропогенных изменений климата.
1.5 Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу аспирантуры:
• научно-исследовательская деятельность в области наук о Земле;
• преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования.
1.6 Трудовые функции выпускников:
• вести сложные научные исследования в рамках реализуемых проектов
• разработка научно-методического обеспечения реализации курируемых учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).
1.7 Результаты освоения ООП:
В результате освоения ООП выпускник должен обладать:
Универсальными компетенциями:
УК-1 - способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях;
УК-2 - способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
УК-3 - готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач
УК-4 - готовностью использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках);
УК-5 - способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития.
Общепрофессиональными компетенциями:
ОПК-1 - способностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий:
ОПК-2 - готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования.
Профессиональными компетенциями:
ПК-1 - Понимать природу синоптических процессов в атмосфере и статистических взаимосвязей для самостоятельного проведения научно-исследовательской работы и получению научных результатов, удовлетворяющих установленным требованиям к выпускной квалификационной работе, в т.ч. к содержанию диссертации на соискание ученой степени кандидата наук соответствующей направленности;
ПК-2 - Уметь выбирать и применять в профессиональной деятельности экспериментальные и расчетно-теоретические методы исследования, в том числе профессионально пользоваться метеорологическими базами данных и специальными коммуникационными средствами связи;
ПК-3 - Уметь применять полученные знания о синоптических процессах в атмосфере для самостоятельного проведения научно-исследовательской работы, включая создание методов прогнозирования погоды различной заблаговременности;
ПК-4 - Уметь профессионально и грамотно сформулировать свои идеи для общения с зарубежными специалистами, готовить заявки на получение научных грантов и заключения контрактов по НИР в выбранной области наук о Земле.
1.8 Организационно-педагогические условия реализации ООП
• Реализация ООП обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками ФГБУ «Гидрометцентр России», а также лицами, привлекаемыми к реализации ООП на условиях гражданско-правового договора.
• Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих ООП, составляет 100 процентов.
• Научный руководитель, назначенный обучающемуся, должен иметь ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации), осуществлять самостоятельную научно-исследовательскую деятельность (участвовать в осуществлении такой деятельности) по направленности подготовки, иметь публикации по результатам указанной научно-исследовательской деятельности в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях, а также осуществлять апробацию результатов указанной научно-исследовательской деятельности на национальных и международных конференциях.
• Помещения для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы предоставляются учебными и научными подразделениями ФГБУ «Гидрометцентр России» и библиотекой ФГБУ «Гидрометцентр России». Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
• Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда обеспечивает доступ обучающихся к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей).
ПРИЛОЖЕНИЯ:
1. Учебный план очного обучения
2. Учебный план заочного обучения
3. Календарный учебный график (очная)
4. Календарный учебный график (заочная)
5. Рабочая программа модуля (25.00.30)
6. Рабочие программы дисциплин
Современные синоптические методы прогноза погоды
Статистические методы в прогнозировании метеоэлементов
Метеорологические аспекты загрязнения атмосферы
Основы педагогики и психологии высшего образования
7. Программа педагогической практики
8. Программа производственной практики
9. Программа научных исследований
10. Рабочая программа дисциплины «История и философия науки»
11. Рабочая программа дисциплины «Иностранный язык (английский)»
12. Программа Государственной итоговой аттестации, методические материалы
13. Рецензия на ОПОП-25.00.30
Основные образовательные программы
1.6.18 "Науки об атмосфере и климате"
Пояснительная записка к ОПОП-1.6.18
Расписание занятий
НОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ГОД (2015 - 2016)
Расписание занятий в аспирантуре
по образовательным программам
«Метеорология, климатология, агрометеорология» и
«Физика атмосферы и гидросферы»
1. ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ (100к.н.зд.)
Руководитель Наталия Анатольевна Шестакова
Среда с 14ч. до 15ч.30мин. Консультации по предварительной договоренности
2. СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПРОГНОЗИРОВАНИИ МЕТЕОЭЛЕМЕНТОВ (100к.н.зд. или 213 к.н.зд.)
Руководитель Анатолий Владимирович Муравьев
Среда с 16ч. до 17ч.30мин. Консультации по предварительной договоренности
3. СОВРЕМЕННЫЕ СИНОПТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПРОГНОЗА ПОГОДЫ (100к.н.зд.или 213 к.н.зд.)
Руководитель Ирина Александровна Куликова
Четверг с 13ч. до 14ч.30мин. Консультации по предварительной договоренности
4. ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ, И ФИЗИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ЧИСЛЕННОГО ПРОГНОЗА ПОГОДЫ (100к.н.зд., 213 к. н.зд.учебный класс)
Руководитель Михаил Андреевич Толстых
Вторник с 16ч. до 17ч.30мин. Консультации по предварительной договоренности
5. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ГЛАВЫ ДИНАМИЧЕСКОЙ МЕТЕОРОЛОГИИ (105к.ст.зд.)
Руководитель Наталья Павловна Шакина
Четверг с 16ч. до 17ч. 30мин
Консультации по предварительной договоренности
6. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК (100к.н.зд.)
Руководитель Андрей Евгеньевич Никитин
Пятница с 15ч. до 16ч. 30мин. Консультации по предварительной договоренности
7. МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ (100к.н.зд.или 213 к.н.зд.)
Руководитель Ирина Николаевны Кузнецова
Пятница с 13-14_30. Консультации по предварительной договоренности
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПУТНИКОВОЙ МЕТЕОРОЛОГИИ (100к.н.зд.или 213 к.н.зд.)
Руководитель Александр Борисович Успенский
Понедельник с 15ч. до 16ч. 30мин. Консультации по предварительной договоренности
Руководители | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
И.А.Куликова | 13-14_30 | ||||
А.В.Муравьев | 16-17.30 | ||||
М.А.Толстых | 16-17.30 | ||||
Н.П.Шакина | 16-17.30 | ||||
А.Б.Успенский | 15-16.30 | ||||
И.Н.Кузнецова | 13-14_30 | ||||
А.Е.Никитин | 15-16.30 | ||||
Н.А.Шестакова | 14-15.30 |
Зав. аспирантурой: Круглова Е.Н. (тел.: 61-27, 63-27)
Физика атмосферы и гидросферы (кандидатский)
Шифр специальности:
25.00.29 Физика атмосферы и гидросферы
Формула специальности:
Физика атмосферы и гидросферы – область науки, включающая экспериментальное и теоретическое изучение феноменологии и физики процессов, происходящих в земной атмосфере и гидросфере, а также разработку методов прогноза явлений в атмосфере и гидросфере с различной степенью заблаговременности. Кроме того, она включает экспериментальное и теоретическое изучение строения и физики средней и верхней атмосферы Земли от стратосферы до экзосферы, а также ионосферы и магнитосферы, и взаимодействия солнечного ветра с околоземным космическим пространством. Практическое значение проводимых в рамках данной специальности исследований состоит в обеспечении прогнозов явлений в атмосфере и гидросфере (погода и климат), а также верхней атмосфере Земли и околоземном космосе (космическая погода) .
Область исследования:
1. Строение и физика нижней атмосферы (тропосферы) Земли.
2. Долговременные тренды химического состава и физических параметров атмосферы. Физические процессы в атмосферном газе с участием загрязняющих веществ антропогенного происхождения.
3. Строение и физика средней атмосферы (стратосфера, мезосфера), верхней атмосферы (термосфера, экзосфера) и ионосферы, включая влияние ионосферы на распространение радиоволн.
4. Строение и физика магнитосферы и околоземного космического пространства, включая взаимодействие с солнечным ветром и геомагнитные возмущения.
5. Строение и физика океана.
6. Строение и физика водоемов суши.
7. Воды океанов, морей и водоемов суши.
8. Взаимодействие гидросферы, атмосферы и литосферы.
9. Внешние силы, действующие на гидросферу и потоки вещества и энергии.
10. Физико-химические аспекты антропогенных воздействий на гидросферу.
11. Природные ресурсы гидросферы.
Смежные специальности:
01.04.03 -Радиофизика
25.00.27 – Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия
25.00.30 – Метеорология, климатология, агрометеорология
25.00.28 – Океанология
Отрасль наук:
физико-математические науки
геолого-минералогические науки
Программа подготовки к кандидатскому экзамену по специальности (курсы лекций)