В понедельник, 24 ноября, в ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная глобальному изменению климата. О причинах наблюдаемых изменений климата, а также фактических и потенциальных рисках для природы и населения страны рассказали:
- руководитель Росгидромета Александр Фролов,
- директор института глобального климата и экологии Росгидромета и Российской академии наук /РАН/ Сергей Семенов,
- академик РАН Владимир Котляков.
В пресс-релизе Росгидромета говорится:
Текущее изменение климата России в целом следует охарактеризовать как продолжающееся потепление со скоростью, более чем в два с половиной раза превышающей скорость глобального потепления. По данным наблюдений средняя скорость потепления у земной поверхности для Земного шара составляет 0,17ºС/10 лет за 1976-2012 гг., тогда как на территории России теплеет со скоростью 0,43ºС/10 лет. Наиболее быстрое потепление отмечается в северных широтах. Прошлый 2013 год оказался очень теплым: шестым среди наиболее теплых лет за период инструментальных наблюдений с 1886 г. Средняя температура за год по России на 1,52ºС превысила норму 1961-1990 гг., в то время как средняя за 2013 год глобальная температура превысила норму только на 0,50ºС. При этом тенденция к замедлению потепления, наблюдаемая в глобальном масштабе с начала XXI века, для территории России пока не прослеживается.
Изменения климата в России с 1950 г. (начало интенсивного современного глобального потепления) оказывают серьезное воздействие на природные и хозяйственные системы, заметно влияют на здоровье населения. Россия — страна с огромной территорией, весьма неоднородная в географическом, климатическом и демографическом отношениях. Поэтому изменения климата неоднозначно сказываются на ее природном комплексе, экономике и социальной сфере.
Среди отрицательных последствий — уменьшение надежности фундаментов жилых зданий и технических сооружений, расположенных на многолетней мерзлоте (она покрывает примерно 67% территории страны), расширение зон распространения переносчиков некоторых опасных заболеваний человека (например, клещевой энцефалит, иксодовый клещевой боррелиоз), активизация опасных насекомых-вредителей сельскохозяйственных культур (например, саранчовые, колорадский жук).
Среди положительных — в целом улучшение климатических условий для растениеводства, увеличение водных ресурсов, удлинение навигационного периода на Северном Морском Пути. Наблюдаемая тенденция уменьшения продолжительности отопительного периода (до 5 сут/10 лет на севере Европейской части России — ЕЧР) и повышение его средней температуры (до 0,8ºС /10 лет в центральной Якутии) способствует увеличению тепловой эффективности существующих зданий и создает условия для сокращения энергопотребления. Региональные различия последствий весьма существенны, в том числе в отношении опасных гидрометеорологических явлений. Их количество в последние годы хотя и разнится по годам, но общая тенденция к увеличению опасных явлений с катастрофическими последствиями налицо. Примерами могут служить длительная засуха и сопровождавшие ее лесные пожары в 2010 г. на значительной части ЕЧР и наводнение 2013 года в бассейне реки Амур.
К середине столетия останутся актуальными и, вероятно, усугубятся проблемы развития производственной (включая энергетическую) и социальной инфраструктуры, а также транспорта в северных регионах страны, обусловленные деградацией вечной мерзлоты; сдерживания темпов роста производства в наиболее погодочувствительных секторах экономики (сельское, лесное, водное хозяйства, транспорт, туристско-рекреационный комплекс).
В перспективе к середине XXI века может увеличиться экстремальность осадков в летний период в горных районах Кавказа, в Сибири и на Дальнем Востоке, в связи с чем возрастут частота и высота паводков. Ожидается устойчивая тенденция увеличения годового количества осадков на всей территории России, за исключением южных регионов, где возможно уменьшение количества осадков до 25% по сравнению с концом ХХ века. Уменьшение увлажнения к середине столетия, особенно на засушливых землях юга ЕЧР, приведет к увеличению повторяемости засух и развитию опустынивания.
Под влиянием процессов глобализации и модернизации мировой экономики, в которых фактор климатических изменений — как реальная причина или, что не менее существенно, как убедительный предлог и катализатор качественных перемен в экономике, а также инструмент ограничений контрагентов и стимул для поощрения собственных производителей в конкурентной борьбе за ускоренный переход к новому технологическому укладу — будет играть все более заметную роль. Реализация, принятых многими странами, в том числе странами ЕС, планов по значительному увеличению в ближайшие годы доли возобновляемой энергетики при одновременном сокращении потребления естественных энергоносителей (в первую очередь, углеводородов), может в значительной мере сократить экспортные возможности Российской Федерации и снизить доходную часть бюджета страны. Есть реальные предпосылки и для сокращения других экспортных возможностей и снижения конкурентоспособности отечественной продукции и услуг вследствие выхода на рынок все более мощного потока, так называемых «климатически дружественных товаров», т.е. товаров, характеризующихся значительно меньшей долей в их производстве технологий, приводящих к выбросам парниковых газов.
В России имеются значительные возможности адаптации экономики и социальной сферы к изменениям климата, которые позволят уменьшить отрицательные последствия и увеличить возможности использования положительных последствий.
Ключевые меры адаптации энергетическом секторе к изменениям климата в существенной мере совпадают с мерами, обеспечивающими снижение выбросов парниковых газов. Прежде всего, энергосбережение, а также диверсификация и децентрализация энергетики с максимально полным использованием возможностей источников энергии, альтернативных углю и нефти.
Для адаптации сельскохозяйственного производства к климатическим изменениям в целях снижения рисков и обеспечения продовольственной безопасности России, необходимо продвижение (расширение) зоны земледелия в северном направлении, в достаточно увлажненные зоны. В Нечерноземье и на Дальнем Востоке это должно сочетаться с активным применением мелиоративных мероприятий, органических и минеральных удобрений, и средств защиты растений. В регионах с ожидаемым ростом засушливости климата первоочередными мерами должны быть внедрение сберегающих влагу технологий, включая сохранение или расширение площадей под паром, увеличение доли озимых зерновых культур, расширение посевов засухоустойчивых культур — кукурузы, сорго и проса; а также селекция и интродукция новых сортов других культур, устойчивых к засухе.
В ряде регионов, меры адаптивного характера должны быть направлены на расширение площадей, занятых озимыми зерновыми, более урожайными, чем яровые культуры. Требуется пересмотр видового и сортового состава возделываемых сельскохозяйственных культур с целью отбора видов (сортов) более позднеспелых и более продуктивных для использования дополнительных тепловых ресурсов, обусловленных потеплением климата. Для таких регионов рекомендуется существенное расширение посевов теплолюбивых сельскохозяйственных культур, таких как кукуруза и сахарная свекла, которые в настоящее время импортируются в значительных объемах (в частности, свекла — в виде сырья для производства сахара и самого сахара). Помимо выгод от адаптации в виде снижения рисков производства, это должно привести к ликвидации существующей зависимости от импорта этих товарных позиций, укреплению самообеспеченности и продовольственной безопасности страны. То же относится и к перспективам расширения посевов масличных культур, включая подсолнечник, сою и особенно рапс озимый.
Для кардинального улучшения борьбы с катастрофическими наводнениями необходимы: совершенствование нормативно-правовой базы, определяющей четкую ответственность федеральных органов и местной администрации за последствия катастрофических наводнений; создание современной системы страхования от наводнений. Кроме того — создание бассейновых систем прогнозирования и предупреждения и защиты от наводнений (на реках Сибири, Северного Кавказа и в Приморья); реорганизация существующей системы гидрометеорологических наблюдений, техническое перевооружение сети Росгидромета; упорядочение землепользования в зоне риска от наводнений на основе надежной оценки зон затопления, уязвимости и риска.
При проектировании новых зданий и сооружений в условиях меняющегося климата необходимо не только в полной мере учитывать обновленные характеристики климата, но и пересмотреть некоторые принципы строительного проектирования. В частности, необходимо отказаться от принципов минимизации капитальных затрат и второстепенности критерия энергоэффективности, а также от принятия волевых решений относительно нормирования атмосферных нагрузок. Главенствующими должны стать обеспечение энергоэффективности — достижение оптимального микроклимата внутри зданий и сооружений, а также необходимой надежности и долговечности конструкций, при минимальном расходе энергии на отопление и вентиляцию зданий — и безопасности объектов в течение всего расчетного периода эксплуатации (на основе анализа рисков с учетом особенностей климатических изменений).
В области адаптации населения, прежде всего в аспекте здравоохранения, ожидаемая интенсификация волн тепла, особенно в крупных населенных пунктах, требует внесения корректив в районную планировку, конструкцию и оборудование зданий. В том числе: дополнительное озеленение городов, развитие кондиционирования жилых и общественных зданий, включая лечебные и социальные учреждений, внедрение системы предупреждения населения о жаре. При этом необходимо учитывать возрастание риска косвенного воздействия — через повышение концентраций загрязняющих веществ в воздухе — что порождает необходимость использования энергосберегающих технологий, экологически чистого транспорта и т.п.
Необходимо безотлагательно заняться разработкой «климатического» компонента миграционной политики Российской Федерации, начиная от надлежащей оценки и завершая выработкой механизмов регулирования потоков так называемых экологических беженцев, включая «климатических беженцев». Разрабатываемые и принятые практикой меры должны касаться граждан не только Российской Федерации, но и других стран, в которых эффективность адаптации к изменениям климата оказывается низкой, что вынуждает их жителей покинуть родные места.
Надлежит ускорить разработку и принятие нормативных актов и процедур, обеспечивающих: развитие национальной системы страхования с учетом задачи смягчения ущерба от последствий климатических изменений, включая обязательное страхование посевов, а также домов и строений от природных пожаров, наводнений и других опасных явлений; закрепление требования об обязательном включении комплекса мер адаптации экономики и населения к климатическим изменениям в программы долгосрочного развития страны.